Врубель. Сумасшедшее или гениальное творчество

May 18, 2016 19:17





Много ли есть любителей живописи, которые не откликались бы на чудесное, сиренево-синее, фантасмагорическое творчество Врубеля? Фантасмагория, да …. Загадка, таинство, мистерия, странность - все это и есть его поразительные, современные и сегодня, воплощенные в шедевры фантазии Врубеля.

Все знают, что он был болен. Но он был еще и гениальным художником. И не соглашусь с расхожим мнением, что гениальность без болезни не существует, это не так. Просто многим нравится так думать - «мы не гении, зато нормальны, а бедный художник гений, но болен на всю голову».



Талант, гениальность, проявляет себя вопреки болезни, неся здоровое, жизнеутверждающее начало. И вот на него как раз и откликается человечество.




«Часто приходится слышать, что творчество Врубеля - больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить… До тех пор, пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства». Это сказал его лечащий врач, психиатр Ф.А. Усольцев, портрет которого написан Врубелем.




Михаил Врубель ушёл из жизни 14 апреля 1910 года в психиатрической клинике. На могиле Врубеля речь произнёс Блок. Он сказал: «У Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, своё грядущее поражение».




Когда Врубель «сошёл с ума», многие искусствоведы вздохнули с облегчением - фактом безумия объяснились «странности манеры письма», одержимость «демонической» темой. Врубель не был понят современниками. Потому что ушёл далеко вперёд. Его «безумие» оказалось быстрее его времени. Как и любой истинный художник, - он художник будущего.




Его фантастические сказочные видения вырастают из природы и заслоняют ее, превращая реально зримое в музыкальную сущность, лишают его реального пространственно-оптического смысла. Он волнует, тревожит, и как бы предупреждает зрителя: вы не видите, но есть еще нематериальный мир и там обитают демоны, духи и древние боги. Они здесь, они рядом, надо только почувствовать ….

















































символизм

Previous post Next post
Up