Котов изображали многие знаменитые художники. И не знаменитые тоже; рисуют и сейчас, только акцент сместился - ну, сами видели - много попсы. Давайте посмотрим работы, на которых есть коты. Хороших картин очень много. Посмотрим некоторые. И еще прикинем, кто действительно любил котов, а кто - не очень.
Сальвадор Дали и Филипп Халсман, Dali Atomicus, 1948 год
Этот снимок культовый. Его принято считать шедевром: еще бы, два гения: Дали и Халсман!
Мне он совсем не нравится - унылый. Как не нравится и подоплека происходящего. Сначала они решили взрывать в воздухе котов, а на камеру ловить момент «разрыва» животного на мелкие кусочки. Однако они посовещались и решили, что подобное действо лишь «пустая трата котов». И подошли к вот такому перфомансу.
Халсману удалось сделать этот снимок с 28 попытки и за шесть часов. Пока фотограф проявлял один кадр и готовился к другому, все остальные ловили домашних питомцев. «Мои ассистенты и я сам промокли насквозь, перепачкались и были близки к полному изнеможению - только кошки выглядели как новенькие», - писал он позже в одной из своих книг. Думаю, это просто ложь и полное нежелание видеть, что там с кошками. Зачем?
Так что о любви к котам речь вообще не шла, но сегодня снимок демонстрируют, как большое мимими.
«Кошачий бой», Франсиско Гойя, ок. 1786-1787 гг.
Честная картина с портретом двух котов Франциско Гойи.
Пикассо
Пикассо, женщина и кошка, 1900
И Пикассо, да, великий… Сегодня пишут, что любил котов. Ой ли? Он не любил породистых кошек, но снисходительно относился к помоечным. Это совсем не любовь, конечно, но зато он прекрасно понимал хищную сущность маленького зверя, о которой мы предпочитаем не вспоминать - нам подавай мимими. Кот был для Пикассо символ, образ - дикий агрессивный.
Сами посмотрите.
Кошка, схватившая птицу
Накануне Второй мировой Пикассо пишет серию картин о кошке и птице («Кошка, схватила птицу» и «Кошка, пожирающего птицу» - обе 1939).
Агрессивность кошки только растет. Если на первой картине она просто поймала птичку, то на другой - безжалостно ее раздирает. Пикассо часто обращался к аллегорическим образам - его творчество пропитано символизмом.
Чувство надвигающейся катастрофы
«Кошка, пожирающая птицу»
Жан Кокто
Эксклюзивная золотая брошь по эскизу Жана Кокто
А вот Кокто действительно обожал кошек.
Он и сам признавался: «Я обожаю кошек, потому что я люблю свой дом и потому, что они постепенно становятся его зримой душой. Это разновидность активной тишины, исходящей из пушистой шерсти, глухой к командам, призывам и порицаниям».
Роспись Кокто в церкви Saint Blaise des Simples в Milly-la-Forêt, где впоследствии он был погребен. 1959
Элис Нил
Элис Нил, «Виктория и кот», 1981 год
Элис Нил, талантливая американская портретистка.
Нил - как она сама заявляла, «коллекционер душ». Среди ее образов были не только члены ее собственной расширенной семьи (любовники, супруги, дети и соседи), но и знаменитые представители американского художественного мира.
На этой картине внучка художницы. Работы Нил в основном резкие и тревожные, она всегда отказывалась от натуралистичности. Тем не менее портрет внучки получился гораздо мягче других ее вещей. Похоже, Нил было весело писать девочку и ее кота, готового выскользнуть из рук.
Боннар
Энди Уорхол
Энди Уорхол, «Желтый Сэм с красными глазами», 1954 год
Говорят, что Уорхол постоянно заводил сиамских котов и всех их называл Сэм. В 1954 году вышли книга Уорхола «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошка».
Рой Лихтенштейн
Рой Лихтенштейн, «Смеющийся кот», 1961 год
Ростислав Лебедев, «Ночной кот и натурщица А. Дейнеки», 2014 год
Белый лубочный кот Лебедева подглядывает за натурщицей с одноименной картины Александра Дейнеки, хотя у того женщина смотрит в окно на крыши многоквартирных домов.
Руссо
«Портрет Пьера Лотти», Анри Руссо, ок. 1905-1906 гг.
Люблю эту картину).
И посмотрим это:
«Кошка», Альдрованди, ок. 1590-1605 гг.
«Коты, одетые актерами Кабуки», Утагава Куниеси, 1842 г.