Есть одна страница в истории искусства, она стоит особняком. У нее нет корней, уходящих вглубь веков, ее творцы никогда не изучали искусство и взяв руки кисть, карандаш или глину, они не становились продолжателями какого-либо течения - а просто говорили «за себя», были оригинальными и неподражаемыми.
Они творили (и творят) то, что назвали ар-брютом. Возможно, поэтому он так интересен? А еще он интересен судьбами. Там, в ар-брюте лежат истории неожиданные и часто трагические.
Вообще, художники часто удивляют нас: некоторые оставляют нам запутанное наследие - репутацию, связанную с творческим воровством, семейными распрями и неразрешенными спорами по наследству.
Другие, такие как Адольф Вёльфли, оставляют нам настоящий ящик Пандоры.
Адольф Вёльфли, да…. Он вообще стоит особняком. Даже в ар-брюте мало таких судеб - полных боли ….
Это история человека, осиротевшего в 1800-х годах, чья жизнь была отмечена оскорблениями, которые он и получил, и совершил, а дни были проведены в тюрьме в швейцарской психиатрической больнице.
Но это безумие также породило одну из самых потрясающих работ в истории: вымышленная автобиография на 25 000 страниц, заполненная рептилиями, рыцарями и танцующими тенями; музыкантами-насекомыми, алгеброй и меланхоличными нотами.
Вёльфли родился крестьянином в деревне в Берне, Швейцария, в 1864 году и осиротел в 9 лет.
Он долгие часы работал Вердингбабом - наемным работником-ребенком, и подвергался словесным и сексуальным надругательствам, перетасовывал волей судьбы приемные семьи и травмировался еще и во взрослой жизни, тщетно пытаясь устроиться на работу каменщиком или пойти в армия.
Когда Вельфли было 18 лет, и он работал на ферме, у него возник роман с дочерью хозяев, но ее родители, узнав, что они собираются пожениться, категорически воспротивились.
Нищеброд, он есть нищеброд.
Скорее всего, именно это крушение надежды на личное семейное счастье и стало толчком начавшегося вскоре расстройства психики.
Расстройство выразилось во внезапном проявлении практически неконтролируемого сексуального интереса к девочкам, не достигшим зрелости.
В 1890 году Адольф был арестован полицией в первый раз по двум обвинениям в сексуальных домогательствах.
Первой потерпевшей была девочка 14 лет, а второй не исполнилось еще и шести.
К 26 годам он провел два года в тюрьме по обвинению в растлении малолетних, а к 31 году он был приговорен к пожизненному заключению в клинике Вальдау в Берне, где ему поставили диагноз - один из самых серьезных случаев шизофрении, которые когда-либо видели врачи.
«Сначала его поместили в психиатрическую больницу, - объясняет его доктор Хьюго Раст в документальном фильме BFI 1971 года, - но очень скоро выяснилось, что он слишком агрессивен, жесток… его нельзя оставлять с другими.
Он страдал от галлюцинаций. Он слышал голоса. Он оторвал ухо у одного пациента. Он откусил нос у другого. Я должен был быть очень осторожным, прежде чем войти в его камеру - надо посмотреть в глазок.
Меня всегда сопровождали пять сильных медсестер».
«Когда он начал рисовать - наши отношения стали намного легче, - говорит Раст, - когда я к нему очередной раз пришел, он увидел, что у меня в руках не шприц, а лист бумаги и карандаш. Это сразу же обезоружило его. С тех пор все, что у него было в его палате-камере превратилось в искусство. Даже его комод, который он наполнил своим письмом ...
Если вы смотрите на его работу, объясняет Раст, вы входите в его зону: страну, где он был одновременно «Богом и дьяволом» и подписывал свои произведения «Святой Адольф II».
Но, кстати, симметрия, повторение, мелочи - как выясняется, все распространено в работах художников-шизофреников.
Вот пример герметических работ - загадочные, похожие на код музыкальные криптограммы, они фактически оказались реальными композициями, которые он играл на бумажной трубе.
Композитор, скрипач, Бодуэн де Жер попытался расшифровать партитуры художника и в результате выпустил записанный альбом под названием «Анализ музыкальных криптограмм: Небесная лестница».
В 1921 году психолог Вальтер Моргенталер опубликовал знаменательную монографию под названием «Психически больной человек как художник», в которой впервые увидел Вёльфли не только как человека, но и как серьезного художника.
Психиатры замечают, что больные шизофренией не выносят пустых мест, не разграничивают реальное и фантастическое, любят изображать сказочных существ.
Сумасшедший дом Банд Хайн (1910)
Собор Св. Марии. Гигантский виноград (1915)
Психиатрическая клиника Вальдау (1921)
Долина Кандер в Бернском Оберланде (1926)
Подумайте только: 25 000 страниц путешествий, рисунков и музыкальных партитур!
И автор - швейцарский крестьянин Адольф Вёльфли.
Был ли он самым опасным художником-аутсайдером или одним из самых плодовитых?
Что он пытался сообщить?
Что мы не видим в искусстве душевнобольных?
6 ноября 1930 года жизнь Вельфли оборвалась - он скончался в возрасте 66 лет от рака, сожалея о том, что так и не успел завершить очередную книгу.
Его картины включены в экспозиции нескольких музеев искусств, германский композитор Вольфганг Рим написал на стихи Вельфли цикл вокальных произведений, а ряд прозаических и поэтических текстов послужил основой для двух опер, сочиненных австрийцем Георгом Хаасом и датчанином Пером Нергором.
И здесь стоит задуматься, почему сегодня так интересен Ар-брют.
Возможно, потому что постмодерн не создает ничего нового, его творчество, к сожалению, без оригинального почерка.
И неудивительно, что растет интерес к ар-брюту - искусству особенному. В нем художники выражают свои внутренние идеи непосредственно и самобытно.
Они сочетают несовместимых идеи, неправдоподобие, схематичность, отсутствие живописной перспективы и масштабов.
Но это все - творческая оригинальность. Это новое, которым можно любоваться, или интересоваться и над которым можно подумать.