Этого рассказа, в продолжении темы
Яков в Армении, могло и не быть, если бы, совершенно случайно, разбирая архивные материалы музея авиации Армении, мне бы не попалась на глаза фотография взлетающего Як-40 на фоне гор, очертания которых показались до боли знакомыми ... Расспрашивая бывших пилотов Як-40 в Армении, мы смогли точно определиться с местом, где было снят этот кадр - горный аэродром "Джермук" ...
На сегодня это единственный кадр, который я смог найти за несколько лет поисков. Со многими лётчиками, в прошлом пилотами Як-40, теперь уже знаком по перепискам, но вот фотографии ни у кого так и не нашлись. И вот такая удача!
Судя по достаточно большому колличеству людей на лётном поле, скорее всего это первый рейс Яка в Джермук, конец 70-х годов. До этого времени в этот, известный теперь не только в Армении и России, но и за рубежом, курорт с минеральными источниками летали лишь Ан-2 из Еревана, с аэродрома "Эребуни" (Южный). Но с вводом в строй современных, быстрых и вместительных Яков, полоса аэродрома была увеличена (до 1650 метров) и на ней появилось асфальтовое покрытие ...
Построено административное здание. Высота аэродрома 2090 метров над уровнем моря ( код ICAO аэропорта "Джермук" - UGEJ) ...
Размечена и покрыта асфальтом стоянка и построены несколько небольших зданий для технических целей ...
Хороший вид на аэродром и прилегающую к нему территорию открывается с канатной дороги, расположенной по-соседству с северным торцом ВПП ...
Полет из аэропорта "Эребуни" (Ереван) длился 18-20 минут. В день выполнялся в среднем один рейс, очень редко два. Самый ранний борт из "Южного" вылетал в 6.45 и садился в Джермуке в 7.15. А уже в 9.00 начинался попутный ветер, поэтому нужно было успеть до этого момента отправить борт обратно, так как из-за близости гор и сложности рельефа взлёт мог бы быть уже невозможен.
Аэродром считался одним из самых сложных для взлёта и посадки в Армении. Посадка в горах, и тем более в Джермуке, разрешалась при видимости 10км и нижней кромке облачности 2700 метров. Экипажи летали туда по правилам ПВП (правила визуальных полётов), так как ни курсовой, ни глиссадной систем в Джермуке не было. Работала лишь ОПРС (отдельная приводная радиостанция) ...
На Як-40 заход выполнялся только со стороны водохранилища на
рекек Арпа, курсом 350 с достаточно удалённой от торца точки ВПР (высота принятия решения). На Ан-2 иногда выполняли посадки и с обратным курсом ...
Уход на второй круг расчитывали с приличного удаления правым кругом с набором 2700 метров и далее по приведенному маяку с уходом на Эребуни ...
В 1990 году аэродром был закрыт ... Яки перестали сюда летать ...
Северный торец ВПП заблокировали бетонными блоками, а левая часть полосы сейчас завалена кучами земли ...
Помнившее резину пневматиков 40-х покрытие ВПП теперь заросло травой. Правее оси ВПП со стороны основного захода построили небольшую церковь ... Зачем, и почему именно там?! На эти вопросы я не смог найти ответов, но стало совершенно очевидно, что теперь самолётам класса Як-40 садиться на аэродроме будет уже невозможно. Остаются только вертолёты. На сегодня в этот красивейший
курортный город Армении люди добираются лишь на автомашинах или на рейсовых автобусах.
Табличка на административном здании аэродрома говорит о том, что авиация здесь ещё есть, но очень редко, и, видимо, лишь вертолётами ...
Ну, а в голове постоянно возникает именно такой вид заходящего с гор борта. Не буду ничего говорить о том, будут ли вновь летать сюда самолёты или уже нет, сейчас республике и без того не просто с национальным авиаперевозчиком. Но вот заходящий Як-40 на полосу аэродрома в Джермуке видимо уже никто увидеть не сможет ...
p.s. Хочу выразить большую признательность пилоту Авагу Алексаняну, летавшему на Як-40 в Джермук, за помощь в написании этого поста. И отдельное спасибо директору музея Авиации Армении - Размику Гаспаряну за возможность отсмотра архивных материалов.