" Капан. Милый старенький Капан. У самого въезда в город вы увидите уже давно закрытый аэропорт с обросшей травой взлетно-посадочной полосой. Сюда не летают самолеты. И автобусы уже тоже не ходят. Только легковые автомобили. Кажется, как будто город уснул. Мы попрощались с ним пятнадцать лет назад. И в тот день, в первый день августа, он устало сказал, что вздремнет. Но он не просто вздремнул. Он был измотан. Измотан кровопролитными войнами, изорван снарядами, которые сбрасывали на него еще двадцать лет назад. Силы наверно покинули его, и он уснул ..." ( Отрывок из повести «Звезды Армении» © Евгения Арзуманова )
Идея написания этого поста родилась ещё при посещении
Музея Авиации Армении, где, в разговоре с Размиком Гаспаряном, я узнал о том, как в 80-е он сам совершал полёты на дальний юг Армении, в Капан. Ну а дальше, уже собирая всё, что возможно было найти на просторах инета, мне удалось познакомиться ещё с одним лётчиком Авагом Алексаняном, который летал на Як-40 по МВЛ в период с 1984 по 1997 года . И вот уже, благодаря его рассказам и уточнениям, сегодня возможно немного рассказать о полётах по маршруту Ереван "Южный" (Эребуни) - Капан ...
1.
Капан является самым крупным городом южной Армении. Расположен на востоке марза Сюник в долине реки Вохчи на юго-восточных склонах Зангезурского хребта между его отрогами - Баргушатским и Мегринским хребтами. К югу от города - гора Хуступ (3201 м). Находится в 316 км от Еревана и примерно в 1 км от Кашатага. В переводе с армянского Капан означает «узкое труднопроходимое ущелье», теснина, перевал. В истории Армении Капан впервые упоминается с V века как обычное поселение. Древний Капан располагался в 14-15 км к северо-западу от современного города на правом берегу реки Вохчи, являлся столицей гавара Капан (Дзорк) ...
Арабский автор XIII века в своей работе «Чудеса мира» говоря о городе Капан, как о области армянского царства Сюник, отмечал что это труднодоступная область в лесах и горах, имеющая много крепостей. В начале XVIII века в этих местах против турецких и персидских захватчиков боролся легендарный Давид-Бек, освободительный поход которого с горсткой храбрецов начался в 1722 году и завершился освобождением Сюника ...
2.
( фото Мамикона Погосяна )
Образовавшийся в XIX веке от слияния нескольких селений, Капан был и остается центром добычи многих цветных металлов. С 1890-х армянские предприниматели и французские горные инженеры основали в Капане концессию медных рудников. В советские времена город был центром горнорудной промышленности, здесь работали медно-молибденовый комбинат и обогатительная фабрика, которые работают и сейчас. Кроме этого в городе также есть предприятия пищевой промышленности, светотехническое и мебельное производства, трикотажные фабрики и ГЭС ...
Через город проходит трасса, соединяющая Иран и Армению. В конце 2008 года кроме действующего участка трассы Капан-Каджаран-Мегри был построен и альтернативный участок Капан-Шикаох-Мегри. Из города отходит уже недействующая железнодорожная ветка Капан-Ковсакан-Миджнаван. До 1990 года город назывался Кафан. Население на 2009 год составляло 40000 человек ...
3.
( фото Анжелы Варгамян )
До начала Карабахской войны с Капаном начиная с 70-х годов было налажено достаточно оживлённое воздушное сообщение. Маленький аэропорт принимал самолёты ЯК-40, грузовые АН-14 и вертолёты Ми-8. Рейсы выполнялись из нескольких городов Армении, но большая часть конечно из Еревана ...
4.
( фото RedRipper24 )
Самолёты Як-40 базировались в аэропорту "Южный" ( Эребуни ), и выполняли полёты по МВЛ (местным воздушным линиям) практически круглый год ...
5.
( фото RedRipper24 )
Кроме полётов по Армении, Яки летали и в Грузию, и в Краснодарский край. В те года интенсивность полётов действительно достигла своего пика ...
6.
( фото RedRipper24 )
Жизнь на перроне "Эребуни" била ключом. Прибывали и отправлялись рейсы из Гориса, Джермука, Мартуни, Гюмри, Степанавана, Гавара, Вардениса, Сисиана и в том числе из Капана ...
7.
( фото RedRipper24 )
Полёт из Еревана составлял примерно 40-45 минут. Выполнялся он на эшелоне 4500-5100 метров над уровнем моря. Снижение начиналось уже в районе Гориса ...
8.
Само снижение рассчитывали так, чтобы в районе Давид-Бека (приграничное село Сюникской области) занять 3000 метров ...
9.
Далее уже курсом на КДП снижались до 550 метров, и с вертикальной скоростью снижения 5 м/с уже до торца ВПП Капана ...
10.
Положено было при прохождении КДП на 550 метров увидеть полосу. Минимум аэродрома составлял 550 метров. Уход на второй круг выполнялся заранее и не доходя то торца, ещё от КДП, правым разворотом с набором высоты ...
В 80-81 году был и такой случай, о котором рассказал один техник Як-40 на
авиафоруме. Один из Яков, пилотируемый КВС 113 ЛО Прошкиным, уже подходил к торцу ВПП Кафана. И как только командир открыл рот дать команду на реверс, на полосу неожиданно выскочил грузовик ... Вместо реверса немедленно была дана команда ухода на второй круг, и хотя точка ухода осталась далеко позади, экипажу удалось благополучно совершить манёвр и после этого произвести нормальную посадку. Грузовик так потом и не нашли ...
11.
Расход топлива составлял примерно 700-800 кг на полёт в один конец. Полёты выполнялись в любое время года и летом, и зимой, да и не только в ясную погоду. В день осуществлялось обычно 3-4 рейса. Ограничениями являлись минимальная видимость и предельная скорость ветра ...
12.
Разрешен был и заход со стороны города, правда этот вариант являлся достаточно проблематичным и многие командиры отказывались официально, да и сам заход с другой стороны был на порядок сложнее. Плюс к этому дополнительную сложность вызывала и близость границы ...
13.
После посадки и высадки пассажиров и грузов, в том числе и почты, сразу загружали обратный рейс. Взлет выполнялся прямо в сторону горы (заглавный кадр). После отрыва и уборки шасси сразу правым разворотом в ущелье производился набор высоты до 3000 метров и далее обратно по тому же маршруту в Ереван. Кроме Яков с аэродрома выполнялись полёты и на Ми-8. Ближайший аэродром находится в 62 км. к северу Капана. С началом Карабахского конфликта полёты в этот город были прекращены из-за обстрела города со стороны Азербайджана, и не осуществляются до сегодняшних дней ...
Сегодня в правительстве Армении ходят разговоры о возрождении авиационного сообщения с Капаном, но пока в какие-либо реальные действия эти разговоры не вылились. В любом случае полоса и инфраструктура аэродрома требуют значительного ремонта, да и летающих Яков в Армении теперь уже нет... В одну из следующих поездок я постараюсь обязательно добраться до этого города и отснять аэродром в подробностях, а, заодно, набрать дополнительной информации о его прошлой активной и интересной авиационной жизни ...
14.
На эти красивые кадры Яков в Капане для иллюстрации поста я совершенно случайно наткнулся просматривая реестры, вернее, увидел несколько скриншотов с бортовыми номерами из фильма, снятого в 1980 году на студии "Арменфильм". Действие телефильма "Полёт начинается с земли" разворачивается в провинциальном аэропорту, куда приезжает теперь уже ставший знаменитым летчик, начинавший свой путь отсюда. Многое в этом узко-семейном мирке теперь становится ему чуждо и непонятно ... В главной роли - Армен Джигарханян. Тем, кому интересно и у кого есть время, могут посмотреть его в сети или на Youtube. Ну а для тех, кто не хочет тратить время на просмотр двух серий фильма, я сделал небольшую нарезку только с Якам ;)
Click to view
Ну и в завершении ещё одно фото из музея времён Карабахского конфликта на котором Аваг Алексанян узнал своих боевых товарищей - авиаторов. Слева его очень близкий друг с училища - Рафаэл Геворгян (Рафо). В центре - Хачик Сумбатян - бортмеханик. Справа - Валера Языджян, сейчас пилот инструктор Аир Арабии, работает в ОАЭ. И уже после публикации этого поста в комментарии Валерия выяснилось, что этот кадр сделан 9-ого мая 1992 года в аэропорту Степанакерта , в день освобождения Шуши. В этот тяжелейший период для Арцаха, Як-40 взял на себя всю нагрузку по обеспечению взятой в кольцо блокады республики всем необходимым для выживания! Пусть оно тоже будет здесь, ведь именно эти машины спасли тогда немало человеческих жизней!
15.
(фото из Музея Авиации Армении)
p.s. Хочу выразить благодарность пилоту Авагу Алексаняну за помощь в написании этого поста. Сегодня он, пересев с Яка сначала на Ан-26, а затем и на Ан-12, с 2005 года продолжает свою лётную деятельность уже пилотом А320. Чистого неба Аваг и мягких посадок!
p.p.s. С автором фото RedRipper24, снятых в Эребуни в марте 1993 года, я так и не смог связаться, но в любом случае публикую их здесь, как и фото с городом, с обязательным указанием авторства. В этот раз лично моих фото в этом посте нет совсем))