Новая Зеландия. часть №6 или Как это было в советское время..

Mar 18, 2012 03:01



Напомню, что наше путешествие, по сути, напоминало эстафету. Мы как заправские стайеры перемещались от одного места к другому.  Осматривали достопримечательность, и двигались к следующему чуду, выискивая по пути ночлег. Каждый день нам надо было отмахивать по 250 -300 километров, и было пара перегонов по 600 километров. Расстояния не большие, но наше время было ограниченно беготней по ништякам, поиском ночлега и приготовлением ужина, а учитывая то, что сдвиг по времени с Москвой составлял 9 часов, днем постоянно хотелось спать, и за рулем особенно.




Наша машина возглавляла колонну, и была укомплектована руководящим составом в виде Командора Михаила Васильевича, Леонида, нашего штатного переводчика, меня, водителя и штурмана в одном лице, и резервного водителя Светы либо Насти.  Девушки менялись в замыкающей машине по очереди.Экипаж второй машины мы окрестили "черной сотней".
Чтобы не заснуть за рулем, я требовал Командора рассказывать мне что-нибудь.  И мы проводили время в разговорах, а то и дебатах за советское время, за политику, или математику и физику. Командор по образованию математик, и в настоящее время работает в уважаемой компании, в области традиционно являющейся гордостью как советского, так и настоящего  времени. Периодически мы начинали спорить и очень серьезно. Как то мы разговорились за Патриса Лумумбу, и чуть не разругались вдрызг. Не то чтобы мы разошлись в оценке этого африканского деятеля, просто разошлись наши трактовки событий его жизни и гибели, а заодно не сошлись в оценке вклада его деятельности в миропорядок.
Мы подняли такой гвалт, что разбудили дремавшего сзади Леонида, и тот, не понимая что происходит, тут же был вовлечен в дебаты. Мы его использовали как источник получения фактов из интернета. Мы барагозили до хрипоты, а Леонид проверял наши факты в Википедии.

( По признанию Светы и Насти, ехать в головной машине было гораздо интереснее, чем в  замыкающей. Во-первых, понимаешь куда едем, так как являешься невольным участником выбора ночлега и маршрута, во-вторых, являешься слушателем политинформации. Еще они говорили, что по внезапно начинавшему вилять заду головной машины, они догадывались, что в этот момент обсуждается нечто очень животрепещущее. )

В конце концов, чтобы дело не дошло до братоубийственной войны, мы решили, что разговаривать будем только на нейтральные темы, исключив разговоры за политику, за секс меньшинства и за народную медицину. Темы секс меньшинств и медицины мы добавили в рубрику запретных на всякий случай.
Я предложил ему рассказывать за туризм советского времени.  А чтобы разговор был предметным, я перебирал предметы туристической экипировки, которую мы использовали в нашем походе, а Командор рассказывал, из чего делали или где доставали туристическую экипировку во времена его молодости.
Услышал я много забавного и захватывающего. Перескажу основные вещи.

...

Что нужно иметь в походе и где это взять?

Для начала надо рассказать, что представлял собой поход вообще. Ходили они в поход серьезно, на 25 дней без учета времени на дорогу к старту. Это был стандартный отпуск в советское время. Ходили в год не менее двух раз, некоторые умудрялись ходить три а то и четыре раза. Мой тесть поставил рекорд. Он как-то умудрился в течении года сходить в поход 8 раз. В тот год он отработал всего месяц. У них даже была пословица. Если работа мешает походу, то нафиг такую работу.
...

Когда идешь в поход на 24 дня, надо взять с собой много нужных вещей, чтобы не сдохнуть  вернуться живым. Методом проб и ошибок был вычислен оптимальный ассортимент экипировки и его вес, который может утащить человек. Практика показала, что для мужчин это 45 килограмм, для женщин 35 килограмм.
( Надо сказать, что тот рюкзак, что я тащил в НЗ, весил 20 кг. Этот вес был продиктован нормами перевоза багажа в самолете. Надо сказать, что тащить мне его было напряжно. И это учитывая то, что барахло мы не на себе тащили а возили в багажнике. )

В день туристы могли осилить, четыре перехода по 8 км. Самым трудным был третий переход. Первый и второй были на бодрячке, а четвертый грел душу, что он последний и впереди привал и ночлег. Все собственной поясницей ощущали трудности похода, а посему, к вопросу о вещах в поход подходили с маниакальной педантичностью.
Вес барахла распределялся определенным способом. Из 45 кг, 25 кг выделялось на еду, из расчета 1 кг в день. Соответственно, на этот 1 кг, в каждый день похода, уменьшался  вес поклажи туриста. Оставшиеся 20 кг, делились на 8 кг общественного имущества, (либо палатка, либо котелки, либо еще какая общественная хреноверть ), и на 12 кг турист мог взять личных вещей.
Эти 12 кг и были основным критерием в определении, какая вещь важна в походе, а без чего можно и обойтись. Битва шла за каждый грамм веса.

1. Рюкзак.



Вначале 60х годов, когда собственно и зародился туризм как вид спорта, как таковых рюкзаков не было. Ходили кто с чем, в основном с солдатскими вещмешками. Позднее стали появляться первые брезентовые рюкзаки, что позволило увеличить длительность походов. Изобретателями были два туриста Яров и Абалаков. Соответственно и рюкзаки назывались Яровский и Абалаковский. По сравнению ни с чем, это был реальный прорыв, но они были тяжелые, так как брезент реально весит, и они промокали .  Промокнув, они впитывали влагу и начинали весить еще больше. Первые рюкзаки не имели современной каркасной системы ремней. Командор рассказал, что в то время он был счастливым обладателем наикрутейшего рюкзака, трофейного, немецко-фашистского  рюкзака альпийских стрелков. С какого убитого стрелка его сняли, история умалчивает, но по словам Михал Васильевича, он был нереально удобен и сбалансирован. Командор сильно выделялся рюкзаком, и был самым крутым туристом.  Позднее, когда появилась парусиновая ткань, то рюкзаки стали шить сами. Парусину добывали "хитрым путем" с воинских частей, а конкретно через забор. Лямки изготавливали из ремней безопасности, которые использовались в пассажирских креслах гражданской авиации. Они весили на пару килограммов меньше чем брезентовые, а это значит плюс дополнительных два килограмма еды!!!!

Это для примера рюкзак Ярова.



А это Аболаковский рюкзак.



Ну а это для примера типичный туристический рукзак Командора на 100 литров.



А это мой на 80 литров.



2. Палатка

Туристу надо где-то спать. Как вы уже сами догадываетесь, производство туристических палаток у  советской промышленности стояло не в приоритете. Но зато СовПром в количестве стругал палатки для военных. Все для фронта, все для победы. Так первое время и таскали с собой где-то «найденные» армейские палатки, а были они так же не из самых легких, так как изготавливались из того же брезента что и рюкзаки. Постепенно промышленность освоила и туристические, но шлепала она их по-прежнему из брезента. У них не было водонепроницаемого пола, а точнее у них вообще не было пола, и они почти не пропускали воду. Почти. За исключением моментов, когда  какой-нибудь мудак неопытный турист, не проводил пальцем по мокрому потолку. Вес у них так же был не маленький. Самая распространенная палатка, и она же долгое время единственная называлась ПАМИРКА. После народ изловчился шить палатки из той же парашютной  ткани, а еще позднее к нам прорвались изделия из братской Польши и Чехословакии.

( И вообще, командор рассказал, что наш ВПК всегда был на высоте, чем сильно выручала туристов. А посему, в туристической среде всегда ценились военные, потому как они могли тырить добывать  стратегически ценные материалы для туристической экипировки. Парашюты, дюралюминий, чехлы для танков из серебряной ткани, понтонные спасательные лодки, и так далее. )

Пример типичной советской штормовой палатки на 3х человек. Я думаю вес у нее не меньше 10 кг.



А это моя так же трехместная, вес у нее 1.5 кг и места занимает меньше чем спальник.
Ставил я ее в одно лицо за минут 5ть.



3. Коврики

Спать на земле больно и обидно сыро и холодно. Турист без коврика, это заготовка под жмура. И это сейчас битком в магазинах пенополиэтиленовых ковриков стоимостью от 150 рублей, в советское же время появление материала под названием пенополиэтилен, было встречено туристической средой как чудо. Ясен пень промышленность не производила их в виде ковриков. Нашему Госплану и в голову не могло прийти, что можно производить из пенополиэтилена коврики для сна, но Госплану пришло в голову делать из пенополиеэтилена изоляцию кабин в тракторах Кировец, о чем пронюхали туристы, и откуда ее выдирали с мясом, и варганили из той обивки коврики. Верхом технической мысли и смекалки, была идея кроить утеплитель таким образом, чтобы эти коврики использовать можно было использовать как спасательные жилеты во время сплава по реке.  Когда сплавляешься он тебе жилет, а когда спишь, то разложенный жилет превращается в коврик.
...
В 70 годах промышленность сделала мощный пук и Ижевский завод выпустил изделие под названием " коврик для ванной комнаты". Как Вы уже догадались, сделан был этот коврик из пенополиэтилена. Изделие тут же было раскуплено туристами на корню, чем сильно озадачило Госплан. Дело в том, что в мощности завода закладывали приблизительные расчеты количества квартир в стране, по коврику на одну ванну. Но по скорости раскупания, заподозрили, что ванн в стране гораздо больше чем говорила статистика.
У этого коврика была одна проблема. В отличие от современных изделий, те коврики не были обработаны антистатичной пропиткой и периодически, если турист спал беспокойным сном и начинал ерзать, его хреначило электростатическим разрядом. А если ночью провести пальцем по нему, то тот начинал, светился в темноте. Командор в красках описывал картину ночного лагеря, в котором палатки  периодически озарялись вспышками разрядов и глухими матерными вскриками. Но спать сухим было лучше, чем мокрым, так что статика сильно не расстраивала.

Коврик спальник надувная подушка и почти собранная палатка.



4. Спальники.

Сначала в поход таскали тупо одеяла. Потом, когда появились длинные молнии, из одеял стали шить спальные мешки на застежке. Для экономии места и веса, молниями прийначивали друг к другу два спальных мешка, и получался один большой на троих. Особенно такой способ использования двух мешков на троих, воспринимался на УРА в походах с женским контингентом. Изначально за основу брались верблюжьи одеяла, но из экономии веса, постепенно переходили на пух. Особенно ценился гагачий, и не ценился утиный. Если укрыться в мешок из утиного пуха с головой, то через какое-то время, создавалось впечатление, что на голову обгадилась стая уток. Очень уж был вонючий утиный пух.
Постепенно в страну просочились изделия производства Польши и Чехословакии, из современных материалов, но достать их можно было лишь по большому блату.

Советский спальный мешок





5. Еда.



Брали в поход, отработанный годами походов набор.
Крупы, сало, яичный порошок, сахар, соль и царицу похода тушенку.  В какой-то момент, революцию в питании туристов произвело появившееся в продаже сублимированное мясо. Это мясо, из которого по особой технологии выпаривалась вся влага, и поэтому весь продукта сильно снизился. Чтобы из сублимированного мяса получить «нормальное» требовалось лишь положить его на какое-то время в воду. Но, вкусовые качества продукта были неважнецкие, и поэтому, старались все же запасаться в поход тушенкой.



6. Посуда.

И на этом фронте велась битва за каждый грамм. Большим дефицитом и удачей для туристов, было обладание пустой алюминиевой банки из под пива. Очевидцев целой банки с пивом практически не было, но пустые, с большими трудностями добирались до своих владельцев. К банке приделывалась ручка, и получалась практически ничего не весящая кружка. Если случайно кто-то садился на кружку, это было настоящей трагедией.  Тарелки изготавливались, из жестяных банок из под селедки. Котелки же, кустарным образом варились из листов прокатной, нержавеющей стали. Главное в изготовлении котелка было не ошибиться с толщиной стали, иначе котелок быстро прогорал на костре.

7. Катамаран.

Катамараны изготавливали из спасательных авиа плотов. Как их заполучали можете сами догадаться. Позднее в продаже появились первые заводские катамараны и каяки, но они пропускали воду и были хрупкими. Для усиления конструкции, лодки дополнительно вулканизировали, или проклеивали сверху дополнительным резиновым слоем полученным из камер и покрышек от грузовиков Минского Автомобильного Завода. Иногда в руки попадала листовая резина, но это была редкая удача.

8. Весла.

Было два варианта. Либо по большому блату выкупить списанные весла в каком-нибудь спортивном обществе, и отремонтировать его, либо весла изготавливались опять же кустарным методом. Их втихаря гнули на станках, из дюралюминия, прямо на авиационных заводах, откуда и доставали сам алюминий.

9. Ботинки.



Единственный вид промышленных ботинок за всю историю советского времени назывался ВИБРАМЫ. Это были условно непромокаемые все проходные ботинки. У туриста был вариант либо их доводить до ума, либо за основу взять лыжные ботинки. Лыжные ботики и вибрамы вулканизировали, а порою и вклеивали их намертво в галоши.

10. Туалетная бумага.



На этом вопросе Командор несколько подвис. После паузы он сообщал, что советский человек, в принципе знал о существовании туалетной бумаги, но особо не верил в ее существование. Брать с собой в поход ворох газет было глупо, а посему каждый решал проблему на свое усмотрение. В основном происходило единение с природой. Ведь не просто так природа создала листья и кору для деревьев.

11.Средства гигиены. Мыло, шампунь, зубная паста порошок.

Та же история была и с зубной пастой, шампунем  и порошком.  Их попросту не было. В поход брали хозяйственное мыло, из расчета кусок на двоих человек. Это тебе и мыло, и порошок, и зубная паста.  Можно было использовать хозмыло и для купания. Хотя некоторые предпочитали вообще не купаться, но в таком случае к середине похода они начинали пахнуть, и коллеги начинали их сторониться.

12. Репеленты.

Советская наука, долго и упорно искала средство борьбы с насекомыми. Даже был создан мега НИИ по разработке универсального средства. Этот НИИ за десяток лет выдал на-гора специальную сетчатую ткань, пропитанную какой-то заразой. По замыслу ученых комарам должно было быть противно, подлетать к этой ткани, а самые не брезгливые должны были запутаться в сеточной структуре ткани.  Успехом эта одежда не пользовалась, а после появления с запада противомоскитных сеток вообще потеряла актуальность. Но все же этот НИИ подарил полезное средство, химикат под названием диметил фтолат. Насекомые от него дохли сразу, а туристы какое-то время держались молодцом.

После того как я выслушал все истории Командора, весь экипаж машины погрузился кто в воспоминания, кто в переосмысления услышанного. Переварив информацию, я спросил, а в чем вообще был смысл этого геморроя. Получалось, что подготовка к походу занимало все время от похода к походу. И подготовка и сам поход напоминали битву за выживаемость. Не проще ли было забить на всю эту тему, и не поехать тупо загорать на море в Крым или Сочи?

Командор подтвердил, что собственно самое интересное в походе, это подготовка к походу. И что для них, это было единственно доступный способ ухода от безнадежной и беспросветной советской действительности.
Когда он, и многие его товарищи, работая по многочисленным почтовым ящикам, выполняли не совсем понятную им работу, с размытыми целями и задачами. Живя в информационном и культурном вакууме, просиживали бесцельно на партийных собраниях. Когда очередной раз начальник без повода, и в унизительной манере выносил ему мозг. В такие моменты можно было отключить сознание, и представлять как после того как кончится работа, я приеду домой и продолжу клеить лодку, или дошивать палатку, и когда наступит наконец-то отпуск, они и его товарищи на месяц уйдут в глушь. И там, в кругу своих единомышленников можно будет заниматься понятным и любимым делом. Туризм для них был средством не сойти с ума.

А вы говорите поход.



Дорога туда.
Первая часть.
Вторая часть.
Часть три или дорога.
Часть четыре или города.
Часть пять или Северный остров.
Часть шесть или Советское время.
Часть семь или Южный остров.
Часть восемь или Южный остров два.
Часть девять или Австралия.
Послесловие или Гусятник.

Путешествия, Новая Зеландия

Previous post Next post
Up