(Untitled)

Jul 20, 2023 08:04

Есть такое явление в Швеции, называется "дежурный священник". Ну вроде любых других дежурных служб, вдруг нагрянул экзистенциальный кризис субботней ночью в два часа, а церкви закрыты, куда обращаться? А недавно я узнала, что эта служба подключена к 112 (местному аналогу 03 или 911). Серьезно относятся к духовным потребностям населения, мне ( Read more... )

Leave a comment

Comments 53

mozgosteb July 20 2023, 08:19:03 UTC

Последнее как-то шокирующе. Не у шведов ли министром по делам религий долгое время был сатанист? У кого-то из скандинавов был.

Reply

tannenbaum July 20 2023, 19:39:12 UTC
Не слышала про сатаниста, тут вроде нет министерства религий. Кажется, это сейчас какой-то (впрочем, минимальный по важности) подраздел в министерстве культуры?

Но меня не шокирует. Меня больше впечатлил "батюшка" с требованием "миллион в кассу, два мне" (уж не знаю, о чем он там торговался, но громко, я просто мимо проходила, жила там недалеко).

Я вот тут немного попробовала объяснить, поленюсь переписывать. Если коротко - кажется, значительная часть того, за чем люди нынче приходят в церковь, не очень религиозно-специфическая, по крайней мере в Швеции, но и на родине, кажется, тоже.

Reply

mozgosteb July 21 2023, 07:08:05 UTC

Спасибо! Понимаю про "больше впечатлил". Тут, наверное, дело в том что алчный батюшка это привычная дикость, а тут непривычная. Возможно, дело в особенностях местной культуры, где церковь является красивой декорацией, а службы - косплейным мероприятием. Если все эту условность понимают, при этом "церковь" ещё и реально помогает людям, то и хорошо.

Но если не все эту условность принимают, то священник-атеист это жуть. Надругательство над верой.

Reply

tannenbaum July 21 2023, 07:45:23 UTC
Я захожу с другого конца. Допустим, очень значительная часть населения (в Швеции - явное большинство) - атеисты. Допустим, с точки зрения христианства в его нынешнем состоянии нет у них ни веры, ни спасения (не уверена, что Иисус их так же осудил бы, но не мне это знать). Тем не менее, у этих людей есть экзистенциальные запросы и духовные потребности, они смотрят вверх, ищут смысла, вот это все. Если их не списать со счетов всех оптом с самого начала, то кто-то же должен их окормлять? Не коммунистическая партия же? В Швеции это, традиционно, церковь. Косплея тут мало, вот эта ритуальная часть явно не такая пышная и красивая, как в православии, так что дело не в этом. Может быть, это и неверно, но где лучший вариант?

Reply


ddodo July 20 2023, 09:41:33 UTC
Отличная идея, этот дежурный священник. Как телефон доверия, только лучше. Большинству психотерапевтов большинство клиентов все-таки не может среди ночи звонить (и это правильно! мне тоже не все, хотя я и не терапевт).

Прекрасное небо на втором снимке. Где это?

Насчет п.с. - вспомнила одного очень одаренного молодого человека, сына православного священника, который в 12-13 лет говорил что "хочет работать как папа, но сначала надо получить нормальное образование - например психфак МГУ". Но вырос и передумал, работает в IT. Впрочем, кто знает...

Но вообще интересно, что знакомая знакомой не пошла учиться психотерапии :)

Reply

tannenbaum July 20 2023, 19:45:26 UTC
Это в Висбю, на острове Готланд. Телефоны доверия тоже есть, конечно. И психология входит в образование священника тут, хотя не знаю, в каком объеме.

Но мне кажется, психотерапия - это все же не совсем то же самое. Ну, бывает, душа больна и нуждается в терапии; а бывает - душа здорова, но что-то в жизни случилось, или наоборот, назрело внутри - экзистенциальный кризис, жизненная трагедия, поиски смысла... Это же вроде норма? Не терапия нужна, что-то другое; руководство?

Reply

ddodo July 20 2023, 20:21:36 UTC
Терапия не про лечение бывает. Про познание себя, про поиск смысла. Про иной взгляд на проблему.

Reply

tannenbaum July 20 2023, 20:42:03 UTC
Да, я понимаю, я просто немного чувствительна к тому, каким словом что называть :-) Отчасти это, конечно, вопрос того, как что устроено, кто в обществе традиционно заведует экзистенциальнымм вопросами. Но отчасти, кажется, терапия все же предполагает "на что жалуетесь", что-то, что надо поправить? Я бы, пожалуй, предпочла философа, но в давнем смысле, типа Сократа, а то сейчас это слово куда-то уехало.

Reply


irviktoretti July 20 2023, 19:43:03 UTC

Мда (про вторую часть) Но картинка классная ;)

Reply

tannenbaum July 20 2023, 19:58:50 UTC
Да, многие говорят "мда". А я бы, в принципе, могла бы представить себя на ее месте.

Reply

ddodo July 20 2023, 20:19:42 UTC
Я в принципе тоже могу представить.

Reply

irviktoretti July 21 2023, 08:49:41 UTC

Да думаю там вообще-то полно таких. Настоящая вера не даётся любому человеку по желанию, вот и затыкают дырки кем получается. Но по-хорошему это профанация религии, толку в помощи в вере от таких вот священников думаю ноль. Хоть социальную роль они могут играть какую-то, в зависимости от степени испорченности. Потому что идти проповедовать то, во что ты сам не веришь, это нонсенс и аморально. Ну хоть священники должны же бы жить по заповедям, а если для них "не лги" - пустой звук, то чем ещё там дальше можно пренебречь, в церкви на потребу зрителей вальсируя?
Или она собирается сразу всем признаться, что сама не верит в то, что говорит, думает, что Бога нет, но за "духовными" наставлениями добро пожаловать ко мне, я же такая добрая и хорошая и молитвы всякие и пр. на всякий случай знаю?

Reply


watertank July 21 2023, 01:49:41 UTC

Шведы молодцы. И Ваша знакомая тоже. Нашли возможность помогать людям.

re PS: реакция российских комментаторов довольно показательная. Вместо попытки понять чужой опыт, начинают ужасаться, что в Швеции человех неправильно хочет делать добрые дела. Было бы смешно, если не знать, что некоторые из комментаторов от всей своей религиозной души поддерживают массовые убийства мирных украинцев российской армией.

Reply

tannenbaum July 21 2023, 06:42:03 UTC
Спасибо. Реакция на самом деле разная, и мне бы не хотелось сводить этот разговор к противопоставлению россиян и украинцев. Мне больше интересно про духовные потребности атеистов, или общие людей вообще, вне зависимости от конфессии.

Reply

watertank July 21 2023, 08:01:27 UTC

Да, не буду сводить. Возможно, я понимаю Вашу знакомую. У меня был хороший приятель, который говорил, I'm spiritual but not religious.

Тhe label "atheist" simply does not apply to such people.

Reply

tannenbaum July 21 2023, 08:22:59 UTC
Словарь (мой по крайней мере) слабо развит для обсуждения этих вопросов. Интересно, что именно имел в виду Ваш знакомый, когда говорил spiritual, и даже еще более интересно, что вообще модно иметь в виду - тут ведь может быть совершенно разное содержание. Слово "атеист", возможно, слишком заряжено отрицанием, борьбой; может быть, лучше было сказать "неверующий" - как-то же надо называть людей, которые не верят в Бога.

Reply


vitandval July 28 2023, 21:53:15 UTC

Ой, а я всегда наивно думала, что главное для священнослужителя - это служение Богу, а уже потом всем остальным.

Интересно, как местная церковь на это смотрит?
Шведы в массе религиозны?

Reply


Leave a comment

Up