История Дурлаха

Jan 13, 2010 01:23

После предыдущего поста серии "Karlsruhe Guide" меня упрекнули в том, что описана "история зданий, а не города". Я подумала, что имеет смысл вести фотоэкскурсии двух типов: маршрутные и исторические. В маршрутной фотоэкскурсии, как в прошлый раз, за основу будет взят маршрут - пешеходный или велосипедный, и примечательные места будут описываться по мере их обхода/объезда. В исторической фотоэкскурсии я буду разбираться в важных для становления города событиях, а фотографии мест будут лишь визуальным дополнением.

Итак, история "предыстории Карлсруэ" - Дурлаха.



Первое упоминание о Дурлахе, дошедшее до нас - это сообщение об убийстве Конрада, герцога Швабии, в 1196 году. Любвеобильный герцог пытался опорочить честь прекрасной жительницы Дурлаха, но был убит её мужем. Из этой трагической хроники нам известно, что в 1196-ом Дурлах уже имел статус города.
Вероятно, поселение возникло на границе Грётцингена, под горой Турмберг, на которой стояла крепость. Башня на Турмберге и сейчас украшает Дурлахский ландшафт.
В 1219 году Дурлах был присоединён к маркграфству Баден, входившему в состав Священной Римской Империи немецкой нации. Через три сотни лет, в 1535 году, маркграфство было разделено двумя братьями Бернардом и Эрнстом на два более мелких: Бернарду достался Баден-Баден, а Эрнсту - Баден-Дурлах. Две правящие линии находились в родстве и, насколько известно, не враждовали между собой вплоть до угасания одной из них и воссоединения маркграфства в 1771 году. Но не будем забегать вперёд. В нашем повествовании мы проследим за более удачливой и близкой к нам эрнстовой линией.
Сын Эрнста Карл II в 1556 году ввёл в Баден-Дурлахе протестантизм. Несколькими годами позже - в 1565 - он же перенёс столицу маркрафства из Пфорцхайма в Дурлах, потому что географически отсюда было удобнее управлять землёй.
Портрет Карла II:



И его статуя, украшающая сейчас балкон Дурлахской ратуши:



Городу это принесло престиж и быстрый рост. Был достроен дворец, названный в честь правителя - Карлсбург.
Изображение 1652 года:



Дворец в наши дни (как видим, сохранилась только центральная часть, а ныне южное крыло - Prinzessenbau):



Во-вторых, протестантской столице понадобилась главная церковь, и ей стала построенная ранее (в 1255 году) Городская церковь (Stadtkirche). Наличие большой протестантской церкви ещё больше подняло популярность резиденции среди жителей Баден-Дурлаха, сюдя стекался народ.



В-третьих, столице понадобилось учебное заведение. Таковое - "gymnasium illustre" - основал сын Карла II Эрнст Фридрих в 1586 году. Само здание не сохранилось, но мы знаем, что оно находилось на улице Am Zwinger, в глубине двора того здания, где сейчас евангелическое общество:



Сама гимназия была перенесена в 1724 году в Карлсруэ и существует поныне под именем "Bismark-Gymnasium". А здание на картинке построено в 1706-ом, и тоже как учебное заведение - школа для девочек.

Во время Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Дурлах был сильно разрушен. Тридцать лет католики и протестанты по всей Европе убивали друг друга и уничтожали города, пока в конце концов в 1648 году не был подписан Вестфальский мир. Мелкие германские феодалы получили независимость (всего образовалось около 300 княжеств), образовав государство нового для того времени типа - федерацию монархов.
Для Дурлаха конец войны стал началом расцвета культуры, науки и торговли. Но недолго музыка играла - в 1685 году в соседнем Пфальце умер последний правитель, курфюрст Карл Виттельсбах. На плодородные и удачно расположенные в центре Европы земли стали претендовать, во-первых, король Франции Людовик XIV, во-вторых, союз монархов, известный как Аугсбургская лига (Швеция + Бавария + Испания + Св. Рим. Империя). Этот период вошёл в историю как Война за Пфальцское наследство. Дурлах просто оказался слишком близко к зоне боевых действий - и был мимоходом сожжён французами дотла. От целого города осталось лишь несколько жилых домов. Не сохранились ни дворец, ни церковь, ни даже крепостная стена. Это трагическое событие вошло в историю города как Большой Пожар 1689 года.



Кстати, до 7 февраля 2010 года в музее Дурлаха (Pfinzgaumuseum, дословно переводится как "музей окрестностей реки Пфинц") временная экспозиция, посвящённая Большому Пожару. Ближайшая экскурсия с гидом, когда можно не только посмотреть, но и послушать, состоится 24 января; кто со мной в музей? :)

Восстановление города началось в 1698 году, после окончания войны (французы проиграли - так им и надо). "Мы отстроим город краше прежнего!" - решил тогдашний маркраф Фридрих VII Магнус - и пригласил именитых итальянских архитекторов. Размах итальянцев был поистине королевским, но свободный полёт архитектурной мысли был жестоко прерван в связи с недостатком денег. До нас дошли лишь одиозные чертежи, осуществлённые разве что на четверть.
Из восстановленной тогда крепостной стены до наших дней сохранились только Базельские ворота и часть стены возле них. Всего таких ворот было в городе четыре - по направлениям на стороны света. Дорога, ведущая на юг к Базелю, дала название этим воротам:



В 1715 году началось строительство ратуши.



Но в том же году тучи сгустились над будущим города. Молодому, жизнелюбивому и прогессивному маркграфу Карлу Вильгельму стало тесно в маленьком Дурлахе с его узкими улочками, запруженными площадями и удушающей крепостной стеной, которая всё равно не спасала ни от каких врагов, а только мешала строиться дальше. И он бросил все силы на возведение в лесу нового города - Карлсруэ.



Так выглядел новый город уже через шесть лет, в 1721-ом:



Однако же, не сразу всё устроилось, Карлсруэ не сразу строилось. Лишённый в 1718 году столичного статуса, Дурлах продолжал жить своей жизнью. Важные мануфактуры строились не в Карлсруэ, а здесь. В 1723 году открылась фаянсовая мануфактура, в 1735 - монетный двор, в 1747 году - шёлковая компания. А в 1786 году и вовсе - винодельня. Виноградники и сейчас разбиты на солнечных склонах "Башенной горы" (Turmberg).



В 1798 году открылась органная фабрика Войта, ставшая известной на всю Европу и просуществовавшая 150 лет. Здание сохранилось и в наши дни, но теперь это "Кабаре на органной фабрике".



Вернёмся к политическим новостям. В 1771 году со смертью Августа Георга прервалась бернардическая маркграфская ветвь Баден-Баден. Все земли маркграфства достались ближайшему родственнику - правителю Баден-Дурлаха Карлу Фридриху (внуку Карла Вильгельма). Так, территория маркрафства увеличилась сразу вдвое, и Баден спустя почти 250 лет снова был воссоединён.
Во время расцвета империи Наполеона сметливый Карл Фридрих быстро понял, куда дует ветер, и заключил с императором крепкий мир. За что в 1803 году Баден был провозглашён курфюрством - одним из немногих с Всященной Римскрй империи немецкой нации. В 1806 году союз усилился: наследный принц Карл Людвиг Фридрих (внук правящего тогда Карла Фридриха) женился на приёмной дочери Наполеона Стефании. В тот же год Наполеон выиграл сражение под Аустерлицем. И вот вам приз: Баден стал независимым Великим Герцогством. Наполеону нужен был надёжный и сильный союзник на правом берегу Рейна, поэтому он своими указами увеличивал территорию Бадена в общей сложности четыре раза, с 3600 до 15000 кв.км.
Так выросла территория Бадена при Карле Фридрихе - от маркграфства до Великого Герцогства:



Городу Дурлаху тоже перепало: в 1832 году он стал районным центром, а это было престижно.
В 1833 дворец Карлсбург превращается в казарму. На дворцовой площади, как на плацу, марширует гарнизон.
В 1843 году проложена железная дорога Карлсруэ-Хайдельберг, со станцией в Дурлахе. А это вид города с воротами, Турмбергом и поездом (слева):



В 1846 году в Дурлахе организована добровольная пожарная охрана. Это был один из первых таких случаев в Германии. Инициатором стал житель Дурлаха Кристиан Хенгст, которому спустя 50 лет посвятили площадь (Hengstplatz) и фонтан с фигурками пожарных (посредине - изображение самого Хенгста):



Уже через год после образования пожарная дружина принимала участие в тушении театра в Карлсруэ. За время своего существования (вплоть до наших дней) дружина показала себя очень эффективной.
В 19 веке в Дурлахе ударными темпами развивалась промышленность. В 1857 году была основана Машинная фабрика Зебольда, позже переименованная в Баденскую машинную фабрику. Здесь производились машины для изготовления спичечной древесины, литейные станки, дубильные машины. Ещё через 15 лет, в 1872 году, в Дурлахе построена фабрика по производству швейных машинок, и до Первой Мировой войны она была самой крупной в Европе. Все европейские швеи шили на дурлахских машинках! В общем, город рос, развивался и неплохо жил даже не будучи резиденцией.
В 1878 году в присутствии Великого герцога Фридриха I была открыта школа, названная в его честь - Friedrichschule.



Незадолго до этого закончилась франко-прусская война 1870-71 годов, и перед школой установили памятник павшим. Также в 1871 году Баден вошёл в состав Германской империи.
В 1881 году проложена трамвайная линия Карлсруэ-Дурлах. Это был первй паровой трамвай в регионе, прежде были только конные. Возможно, поэтому сейчас линия трамвая, идущая в Дурлах, имеет гордый номер 1?
На рисунке синим цветом отмечены трамвайные линии на конной тяге, красным - на паровой; серый цвет - обычная железная дорога:



К слову о трамваях. В 1888 году на Турмберге построили фуникулёр - сейчас это самая старая из сохранившихся канатная дорога в Германии. Старше Turmbergbahn'а были только две канатки (1877 и 1887 годов), но обе в настоящее время уже не функционируют. А вагончик на Турмберге ходит по-прежнему, изменилась только одна деталь. В 19 веке для подъёма-спуска использовались резервуары с водой и сила тяжести, а с 1946 года - уже электричество.



В 1882 году открылся кожевенный завод Herrman und Ettlinger. Наряду с металообрабатывающей, кожевенная промышленность стала самой значимой в городе.
В 1896 году построена водонапорная станция, снабжавшая также и Карлсруэ.



Ещё через год в Дурлахе появилась газовая станция, а ещё через пару лет - в 1900-ом - электрический трамвай до Карлсруэ заменил существовавший прежде паровой. Прогресс не стоял на месте, особенно в Карлсруэ и регионе.
В том же 1900 году в протестантском Дурлахе наконец появляется католическая церковь Петра и Павла.



В 1911 году открывается новый вокзал - на том же месте он находится и сегодня.



Конец Первой мировой войны - 1918 год - становится одновременно концом монархии. Великое герцогство Баден превращается в федеративную землю Баден.
Дурлах отнесён к зоне демилитаризации - и теряет свой гарнизон. Позже в освобождённом здании Карлсбурга открываются два музея и выставочный зал. Остальные помещения превращаются в учебные классы Markgrafen-Gymnasium, для которой ко дворцу пристраивается ещё одно крыло.
В 1921 году Дурлах так разросся на юг, что поглотил деревню Ауэ.
А 1 апреля 1938 года город Дурлах перестал существовать, став всего лишь частью Карлсруэ.

-----------------------------------
Для написания этого поста использовались материалы и картинки из различных источников, в основном это durlacher.de, karlsruhe.de, ka.stadtwiki.net, wikipedia.org, а также Stadtarchiv и печатное издание "Spaziergänge durch die Fächerstadt". Часть фотографий (в снегу) принадлежит автору.

Смотри также:

karlsruhe guide, дворцы и замки

Previous post Next post
Up