Когда я рассказываю о том, что студент сдал IELTS на 7.5, хотя задача была 7.0, при этом написал часть Writing на 7.0, меня спрашивают: Что же ты сделала?
Я расскажу, но не только о том, что сделала я, но и о том, что он делал целый год. Да, с перерывом на небольшой отпуск.
Первое, что я делаю, получая запрос от желающих сдать IELTS, спрашиваю, как они сами оценивают свой уровень, когда сдавать и сколько человек готов работать.
Вводные были такие: октябрь 2023, студент университета, уровень английского A2-B1, экзамен через год, работать готов 10 часов в неделю (два занятия в неделю по 60 минут + самостоятельная работа с его стороны и проверка упражнений и письменных работ с моей).
Сразу скажу, что большую часть времени ему действительно удавалось выделять на английский столько времени. Когда началась учеба в этом году с сентября, времени стало меньше, но основную работу он успел проделать до этого.
С чтением и аудированием изначально было лучше, чем с письмом и говорением.
За основу взяла следующие книги:
Get ready for IELTS (А+) Listening
Get ready for IELTS Writing
Get ready for IELTS Speaking
Get ready for IELTS Reading (поскольку уровень понимания текстов был выше, разбирали только стратегии работы с разными видами текста, учили слова из тем, которые нужны для выполнения заданий по говорению и письму)
Грамматику повторили довольно подробно, придерживаясь плана в Get ready for IELTS Speaking; начали с личных местоимений. Если были какие-то вопросы, коротко разбирали (English Grammar in Use, Murphy), на дом задавала интерактивные упражнения.
Review пропускали. Я вообще старалась не давать упражнений, не похожих на те, что будут на экзамене.
Параллельно брали задания по чтению из Achieve IELTS (intermediate-upper-intermediate), а после того, как разбирали тему из Get ready, брали эту же тему из Achieve IELTS. Если тема совсем незнакомая, давала списки слов из Achieve IELTS (Grammar and Vocabulary).
Эссе и описание графиков задавала с самого начала, мы разбирали ошибки и некоторые работы студент переписывал. Получалось писать 1-2 описания графиков в неделю, 1-3 эссе.
Дополнительно графики и темы эссе брала с сайтов для подготовки к IELTS. Слова, если не было в Achieve IELTS, брала на сайте
https://yourielts.ru/ или из учебников, о которых ниже напишу. Исключение: слова для обсуждения вопросов про чай и кофе, читали и обсуждали реальные статьи про виды чая и чаепития (тут личный интерес студента проявился).
Параллельно разбирали выборочно темы из Speak Out Upper-Intermediate (аудирование, в основном, с говорением, где фокусировались на использовании определенных грамматических конструкций; и чтение текстов, где были полезные слова для письма) и SpeakOut Advanced (тоже самое, выборочно чтение и аудирование, + находила письмо по теме и говорение).
Например, там есть тема City life (2nd edition, unit 3.3). Берем оттуда текст, делаю на доске Jam board (кстати, говорят, с декабря она исчезнет) делаю текст на matching headings, учим слова, говорение про город (например, в Speaking Part 2 есть темы Describe a beautiful city, Describe a park or garden in your city, в Part 3 есть вопросы What are some crowded places in your city? What difficulties do people have living in the city?), пишем эссе Living in large cities today poses many problems for people.What are these problems? Should governments encourage more people to live in smaller towns?
Темы для всех трех частей говорения есть на сайте
https://yourielts.ru/, за что им большое спасибо!
После того, как изучили все темы из Achieve IELTS (к концу лета), а также выборочно из SpeakOut, задала пройти целиком тест на время. Тест брала отсюда:
https://lengish.com/tests/ielts Говорение делали на занятии. Результаты были далеки от желаемых, в том числе из-за времени.
Дальше работу строила следующим образом:
Чтение (балл на экзамене 8.5): давала past papers, благо найти их не проблема. У меня есть книга 101 IELTS Reading Past Papers with Answers 2019, кроме того, есть сайты, где можно сделать задания по чтению и проверить себя самостоятельно. Все ошибки мы разбирали (я отмечала ошибки и на занятии искали правильные ответы).
C чтением была проблема уложиться во время. Для тренировки давала определенные задания, разбирали разные стратегии.
Задания можно найти тут:
https://ielts-up.com/exercises/ielts-reading-exercises.html Аудирование (балл на экзамене 8.0): past papers, а также короткие задания вот отсюда.
https://mini-ielts.com/listening Потом выборочно обсуждали наиболее сложные темы. Многие совпадают по темам с говорением, но если нет, то все равно обсуждали.
На этом же сайте есть короткие задания по чтению, их пару раз задавала, но потом переключились на Past Papers целиком.
Много заданий по чтению и аудированию тут:
https://ielts-up.com/listening/ielts-listening-test.html Письмо (балл на экзамене 7.0): Не сочтите за рекламу, но когда начинаешь искать темы, одним из первых попадается сайт
https://yourielts.ru/, там представлены все возможные варианты описания графиков (и не только графиков, writing 1). Учитывая техническую специальность, где учится студент, проблем с графиками у него не было, но периодически все-таки тренировались. Я просила выучить слова для описания и использовать один и тот же набор слов. Да, скучно, зато они запоминаются. Разнообразие вносим при помощи тем.
С эссе было больше всего работы, потому что помимо linking words, продвинутой грамматики и красивых слов, нужно было научиться четко отвечать на поставленный вопрос, не отклоняясь от темы.
При подготовке делали упражнения (на моей любимой Jam board): соединить тему и вид эссе; найти эссе, где нет отклонения от темы (примеры эссе на одну и ту же тему найти несложно).
Я стараюсь не отвечать на вопрос «А сколько баллов бы вы поставили за мое эссе?», потому что, во-первых, я не эксперт и не хочу вселять надежду, во-вторых, я вижу динамику и могу ошибиться в большую сторону, вселив уверенность, что нужный уровень достигнут. Но люблю такое упражнение: даю 3-4 эссе на одну и ту же тему с разными баллами, нужно найти причины, почему автору могли снизить оценку.
Говорение (балл на экзамене 6.5): во это был ад, и бал за него самый низкий, даже не учитывая, что в тех вузах, куда собирается подавать мой студент требование - не ниже 6.0). Ад - потому что мой студент в принципе не очень разговорчивый человек. Ему было интересно поговорить про фильмы, про работу, про чай, про то, что он изучает (вообще, должна сказать, что учеба для него на первом месте), а вот рассказать, какие у него есть сумки или как он здорово пользуется картами - это сложно. Считаю, что очень здорово помогло продвинуться в fluency упражнение, когда я давала задание прислать мне голосовое сообщение с ответами на вопросы. И, как ни удивительно, Shadow reading. Многие не любят его, стесняются на занятиях повторять непривычные интонации, но я тоже просила прислать мне запись, поэтому ему было полегче. После первых 3-4 заданий он перестал стесняться, и потом сам процесс стал значительно лучше.
Однако ключ к успеху в том, что у человека учеба на первом месте. Такие дела.