Теперь о творчестве.
С первого курса мы только и слышим слово "творчество". "Журналист - творческая профессия", "журналист - творческий человек". Творчество, творчество, творчество!.. И даже многие студенты, первокурсники и второкурсники в основном, а также студвесники, в один голос с преподавателями и даже с некоторой гордостью повторяют одну и ту же мысль: журналистика - дело творческое. То есть им мало того, что они гуманитарии, для полного счастья им не хватает мысли о том, что они еще и творческие личности. (Хехе, неудачная шутка). Нет, ладно студвесники, они действительно только и делают, что творят в свободное (и не очень свободное) от учебы время, создают прекрасные спектакли, удивительные дефиле, шьют костюмы, ставят хореографические и музыкальные номера, etc. Только вот к журналистике все это имеет отношение весьма отдаленное.
А меня от этого слова, честно говоря, тошнит. И еще от десятка слов, которые мы бесконечно слышали от преподавателей в университете. Как в свое время меня тошнило от ЕГЭ, от самой аббревиатуры, от подготовки к нему, от процесса сдачи, от новостей, связанных с экзаменом. Продолжалось это вроде бы еще на протяжении двух лет после его сдачи, несмотря на то, что она (сдача) была успешной.
Осознание того, что в этой профессии, особенно на первых порах, очень мало авторского, творческого, пришло, наверное, еще во втором полугодии первого курса. Ну, опубликовала я в "Ульяновце" некое мини-сочинение о весне (что теперь вообще кажется смехотворным, хотя само по себе оно неплохое), а затем пошли новости, посещения мероприятий, новости, подобия интервью. Да, работать мне приходилось в основном в информационном жанре, как и многим другим начинающим журналистам, у которых еще слишком мало опыта и багажа знаний для работы в аналитическом.
Так вот, не знаю, что особенно творческого в информационных жанрах. Ну, разве что вопросы хорошие набросать в случае с интервью, но тут нужен хороший бэкграунд и цель интервью, и тогда с вопросами не возникнет особых трудностей, особенно с опытом в интервьюировании. Ну а случае с новостью все уже произошло без тебя. Ты просто видишь, описываешь, возможно, даже не видишь, просто переписываешь и уточняешь что-то у тех, кто в курсе. То есть у тебя всегда есть основа: факты, события, от которых не особо-то и отступишь. Кроме того, есть четкие правила по написанию новостей, репортажей, интервью и статей, часто в каждой редакции они индивидуальны, но они есть.
В аналитической журналистике, не спорю, немного больше простора для творчества. Но для меня она имеет некую элитарность, ибо в ней способен, по моему мнению, работать не очень большой процент от всех журналистов, ибо для хорошей аналитики, повторюсь, необходим опыт, знания, бэкграунд. Я бы даже назвала ее high-level журналистикой, существующей на стыке литературы и журналистики. И в редакциях обычно новостников гораздо больше, чем аналитиков. Но и тут тоже нужно больше понимать, где и как добыть информацию для материала. Вообще, работа журналиста на 90% состоит из сбора необходимой информации, где уж тут простор для творчества, для реализации себя как автора, для полета фантазии?
Как говорит мой друг
yesda, "Уметь писать - дело распоследнее. Писать любой дурак может. Трудно - понять, где искать информацию и как ее добыть".
Не знаю, скорее, журналистика в основном - ремесло. Классное, увлекательное, безумно интересное, но ремесло. Писатель - человек творческий. Художник, скульптор, дизайнер, даже ученый - тоже. Но журналист - нет. Может, я не права?