Завершение цикла «Война мага» Ника Перумова

Dec 08, 2006 02:51

Прочитал уже давно, но всё никак не мог собраться написать…

Одна мысль меня преследовала всё время, пока читал: с тех пор, как ребёночек мой стал уверенно держаться на ногах, он очень радуется всему, ему соразмерному. Найдёт какую-никакую приступочку - присядет. Найдёт ступеньку, на которую может взобраться без труда, - залезет.


А потому меня эта мысль преследовала, что чем дальше, тем больше эпопея Ника Перумова стала подавлять меня своей мне несоразмерностью. «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой!» (с) Это не значит, что мне было скучно - отнюдь. И прочитал с удовольствием, и даже перечитал несколько томов, чтобы вспомнить, что там было раньше.

Но уж больно громадно то полотно, которое он попытался нарисовать. Сталкиваются такие силы, что отдельные герои на этом фоне стали восприниматься муравьями - ползающими взад-назад, суетящимися, старающимися что-то сделать. Но что может сделать муравей, когда на него надвигается танк? Заползти в какую-нибудь щель и больно-пребольно укусить механика-водителя?

В этом ведь в принципе есть довольно характерный для фэнтэзи парадокс: привычка к подниманию ставок. То ли от Толкина это пошло, то ли ещё от кого… С одной стороны, это понятно: читать про спасение мира гораздо интереснее, чем про личную жизнь грузчиков в тридесятом королевстве. С другой стороны, цикл «Война мага» прекрасно показывает, где логическое завершение этой чудесной тенденции. Лично я выключился примерно на третьем томе: приключения надмировых сил и до того были для меня не слишком интересны, а тут и вовсе стало скучно следить, кто из Новых, Старых, Ушедших etc. богов кого, где и как хочет облапошить. Сил множество - те, се, пятые, десятые, неназванные и неназываемые, но интриги в их соперничестве для меня не было совершенно.

Аналогичным образом я, наверно, не оценил постоянное, на протяжении всего цикла, подчёркивание тех усилий, которые требовались от главного героя, чтобы справиться с врагами. Усилий сначала немалых, потом огромных, потом запредельных, потом… Вот именно этот вопрос передо мной и встал: а потом-то что? «Кё фэр-то, фэр-то кё?» (с) Абсолютно как в бородатом анекдоте про ноты, где на одной странице помечено, что надо играть «быстро, как только возможно», а на следующей - «ещё быстрее».

Отсюда определённое разочарование в финале. Не потому, что он плохо написан - написан он чудесно. А просто потому, что к Апокалипсису физически очень сложно придумать какой бы то ни было качественный энд - хэппи или не хэппи. Поскольку энд он получается сам по себе и сам в себе. И в этом плане финал не стал неожиданным. Не чисто техническая его реализация - она вполне стала, - а само настроение финала, сам итог. Уже примерно с начала четвёртого тома стало понятно, что иным итог быть не может.

Всё это довольно грустно, на самом-то деле. Потому что по количеству неожиданных ходов, интриг, загадок и разгадок, перевёртышей, вложенных идей «Война мага» удалась, на мой взгляд, на сто процентов. И при этом от повторного прочтения только выиграла. В тот момент, когда начали сшиваться различные сюжетные линии, ушёл дискомфорт от определённой разносортицы в начале - в этот момент стало и вовсе хорошо. Характеры - чудесные, прописаны великолепны, всех «вижу как наяву». И мечталось мне всю дорогу, что вот ограничился бы автор только интригой, я бы ему в ножки поклонился. А мир - с его спасением (ну, и со Спасителем заодно) - шёл бы он лесом.

Литература, Впечатления

Previous post Next post
Up