Отправляясь на войну в Южную Атлантику, британские моряки считали, что аргентинские самолеты станут атаковать их корабли с больших и средних высот, возможно, с пикирования, и будут нести значительные потери от действий «Си Харриеров» боевого воздушного патруля и поражения ЗРК «Си Дарт», а немногие преодолевшие зональную ПВО корабельного соединения - сбиваться ЗРК ближнего действия «Си Вулф» и «Си Кэт». Опыт первого дня боев продемонстрировал несостоятельность этих ожиданий: аргентинские истребители-бомбардировщики на бреющем полете легко прорвались к кораблям, и только неточность бомбометания спасла британцев. Впрочем, свои непредвиденности, выразившиеся в отказах взрывателей авиабомб, возникли и у аргентинцев.
Избранная военно-воздушными силами Аргентины противокорабельная тактика подразумевала обращение к топмачтовому способу бомбометания минувшей мировой войны, суть которого заключалась в том, что бомбардировщик атаковал корабль с горизонтального полета на предельно малой высоте, сбрасывал бомбы на удалении от цели 250-300 м и, «перепрыгивая» через корабль, уходил от него. Бомбы поражали цель либо с лету, либо отрикошетировав от водной поверхности. Чтобы самолет не пострадал от взрыва собственной бомбы, на ее взрывателе устанавливалось замедление. Такой метод бомбометания получил широкое распространение в 1943-1945 годах, однако три десятилетия спустя фактически превратился в «утраченное знание», поэтому оказался для британцев совершенно неожиданным, а с аргентинской стороны обнаружил техническое несоответствие стоявших на вооружении авиабомб, поскольку эти боеприпасы разрабатывались и испытывались без особой оглядки на возможность применения с бреющего полета.
Топмачтовое бомбометание времен Второй мировой войны
«Реинкарнация» топмачтовой тактики обуславливалась необходимостью выполнять бомбометание, находясь в «мертвой зоне» зенитного ракетного комплекса «Си Дарт». На основании испытаний тактических свойств эсминцев типа «Эркулес», однотипных с британскими Тип 42, аргентинцы пришли к заключению, что его стрельбовая РЛС Тип 909 неспособна надежно захватывать цель, летящую ниже отметки 50 метров . Наносить удар с большей высоты означало почти гарантированно быть сбитым. Исходя из этого летчикам предписывалось производить атаку на 30-40 метрах над уровнем моря. Уходить еще ниже тоже было нельзя, ввиду наличия технических ограничений по высоте сброса авиабомб. Бомбометание должно было осуществляться истребителями «Даггер» на скорости примерно 950 км/ч, а штурмовиками «Скайхок» - 800 км/ч, с дистанции около 500 метров. Для увеличения времени падения бомбы, чтобы ее взрыватель успел встать на боевой взвод, а самолет уйти на безопасное расстояние, применялось тормозное устройство в виде парашюта.
Эсминец «Эркулес». Разработка тактики маловысотного бомбометания осуществлялось специалистами ВВС Аргентины с привлечением кораблей ВМФ, в т.ч. эсминцев Тип 42 британской постройки, для выполнении имитации противника и изучения возможностей его ПВО
Уместно напомнить, что для предотвращения нанесения урона при бомбометании самолету-носителю, например, при взрыве от соударения сброшенных бомб между собой на близком расстоянии от него, в состав взрывателя авиабомбы входит предохранительное устройство. В качестве такового обычно выступала крыльчатка, колпачок с лопастями, который крепился винтом к головке взрывателя и блокировал его. В отечественной терминологии это называется «механизмом дальнего взведения», или в просторечье «ветрянкой». После отделения бомбы от носителя крыльчатка, освободившись от предохранительной чеки, вращается под действием встречного воздушного потока и вывинчивает колпачок. Через энное количество оборотов он отваливается, освобождая шток ударника взрывателя. Время, через которое это происходит, регулируется количеством оборотов винта. Таким образом взрыватель бомбы встает на боевой взвод. Конструкция эта возникла очень давно, но оказалась настолько проста и удачна, что прожила долгую жизнь. При топмачтовом бомбометании, когда самолет проходит над целью практически одновременно с попаданием в нее бомбы, требовалось создать дополнительное замедление, чтобы уберечься от взрывной волны и осколков. Существовало два решения: замедлительный механизм взрывателя, отсрочивающий момент взрыва, либо специальное тормозное устройство парашютного или зонтичного типа, обеспечивающее безопасный сброс с малых высот и оптимальные условия срабатывания.
Авиабомбы Mk.82 на авианосце «25 мая», 1 мая 1982 г.
В отечественной литературе нередко встречаются сведения, что проблемным типом боеприпаса в аргентинских военно-воздушных силах являлись американские 500-фунтовые бомбы Mk.82 «Снейкай». Это неверно. Во-первых, бомбы указанного типа стояли на вооружении только авиации ВМФ Аргентины. Их несли палубные штурмовики A-4Q «Скайхок». Во-вторых, отказов взрывателей ФАБ Mk.82 при сбросе с малых высот как раз таки не отмечалось. Минимальная высота, согласно спецификации, равнялась 35 м. Данный тип авиабомбы был снабжен тормозным устройством зонтичного типа. После отделения от носителя под действием воздушного потока на ней раскрывались четыре «лепестка» стабилизатора хвостового оперения, уменьшавшие скорость полета. Имелось два механических взрывателя: M904 (головной) и M905 (донный), оба с крыльчаткой в качестве предохранителя. Время взвода взрывателя варьировалась в промежутке от 4 до 20 секунд с двухсекундным шагом. Однако если немного подшаманить, его можно было уменьшить еще на две секунды. Это обеспечивало возможность применения с предельно малых высот.
Авиабомба Mk.82. На данном фото демонстрируется раскрытое тормозное устройство зонтичного типа
Фрегат «Ардент» 21 мая 1982 г. был тяжело поврежден воздушными ударами и затонул на следующее утро. Решающую роль сыграли штурмовики A-4Q «Скайхок» авиации ВМФ Аргентины с бомбами Mk.82
А вот со стоявшими с 1978 года на вооружении военно-воздушных сил Аргентины испанскими авиабомбами «Экспал» дела обстояли хуже. Этот боеприпас выпускался компанией «Эксплосивос Алавесес». Для «Даггеров» и «Скайхоков» предназначались бомбы калибром 250 кг: вариант BR-250 - «с гладким хвостом», BRP-250 - с тормозным парашютом в хвостовом контейнере. Бомба имела головной механический взрыватель мгновенного действия Kappa III и предохранитель-крыльчатку. Минимальная высота применения BRP-250 определялась в 30 м, при сбросе с дистанции 500 м бомба преодолевала расстояние до цели за 3-4 секунды, необходимые для того, чтобы избавиться от винта предохранителя и встать на боевой взвод. Однако реальные характеристики, очевидно, не соответствовали спецификации.
Авиабомбы Экспал BRP-250
Первый раз сомнения в надежности бомб «Экспал» возникли в августе 1981 года, когда на авиационном полигоне Антуна в провинции Сан-Луис состоялись испытания различных систем оружия, по завершении которых шесть авиабомб остались лежать в земле неразорвавшимися. Для расследования причин из Испании приезжали представители фирмы-производителя. В ходе посещений авиачастей они обнаружили многочисленные технические нарушения. Виной всему была объявлена южноамериканская безалаберность. После проведения «работы над ошибками» состоялись новые испытания. И на этот раз часть бомб не взорвалась, но проблему закрыли, зафиксировав в отчете, что летчики сбрасывали их со слишком малой высоты, хотя сами пилоты возражали со всей экспрессией южной натуры.
Авиабомба BRP-250 с взрывателем Kappa III
В управлении материально-технического обеспечения Главного штаба ВВС этой проблемой занимался майор Луис Рикардо Давила, начальник инженерного отдела службы вооружений. Как он рассказывает, в апреле 1982 года считалось, что ФАБ BRP-250 с взрывателем Kappa III полностью отвечают требованиям маловысотного применения. Это не ставилось под сомнение до тех пор, пока теплоход «Формоса» не привез с Мальвин неразорвавшуюся бомбу с обрывками тормозного парашюта. То ли крыльчатка крутилась слишком медленно, то ли парашют плохо тормозил бомбу - на боевой взвод она не встала. Но на самом деле первый тревожный звонок прозвенел еще 24 апреля, когда из штаба ОГ ВВС «Юг» майору Давиле сообщили, что бомбы BRP-250 в ходе боевых упражнений по бомбометанию не взрываются при ударе о водную поверхность. Тот ответил, что это нормально - не хватает энергии удара, поскольку взрыватель авиабомбы, снабженный предохранительной пружиной, имеет определенный порог минимального усилия для срабатывания, как раз для того, чтобы не происходило детонации при падении в воду. Тем не менее, выполняя приказ своего начальства во всем досконально разобраться, Давила отправился на авиабазу Рио-Гальегос, и там обнаружилось, что бомбы не взрываются даже с нулевым порогом усилия на взрыватель. То ли фактическая минимальная высота сброса была больше, чем заявлялась испанским производителем, то ли аргентинские техники опять что-то не так собрали. Эта неутешительная новость 29 апреля была доведена до сведения командующего ОГ ВВС «Юг» бригадного генерала авиации Креспо, но он со свойственной людям в генеральских погонах императивностью отрезал: «Пойдем воевать с тем, что имеем». Тем более что времени что-то принципиально менять практически не оставалось.
Неразорвавшаяся бомба BRP-250, попавшая в теплоход «Формоса»
В эпизоде с «Формосой» аргентинцам дважды повезло, во-первых, потому, что ошибочно атакованное судно уцелело и конфуз военно-воздушных сил удалось легко замять, а проштрафившиеся пилоты впоследствии даже удостоились боевых наград; во-вторых, было получено наглядное доказательство наличия проблемы и никакие доклады вернувшихся с задания летчиков, когда попадания неразорвавшихся бомб или даже промахи расценивались как результативная атака, не могли ввести в заблуждение. С этого момента специалисты службы вооружений стали лихорадочно мыслить, как довести ФАБ BRP-250 до ума или чем заменить. Выкрутить предохранитель взрывателя Kappa III меньше, чем на минимальные три секунды, не представлялось возможным, в связи с чем сошлись во мнении, что бомбы с тормозным парашютом - это зло, нужно пойти по другому пути и для маловысотных атак морских целей применять взрыватели с замедлительным механизмом.
Конкретное решение подсказал техник по вооружению из 2-й воздушной бригады старший субофицер Америко Онетто, предложивший позаимствовать у эскадрильи «Канберр» 1000-фунтовые авиабомбы Mk.17. Штатно такая бомба имела два взрывателя: головной - мгновенного действия и донный - с замедлительным механизмом. Чтобы приспособить ее для топмачтового бомбометания, использовали донный взрыватель Mk.78. Время взвода было уменьшено до 0,5 секунды. Сам взрыватель имел замедление в 25-30 секунд. Вариант далеко не идеальный, но выбора у аргентинцев особо не было , а результаты наскоро проведенных тестов выглядели вполне обнадеживающими.
Авиабомба Mk.17
Имелся большой и жирный плюс - снималось ограничение по минимальной высоте сброса, что позволило летчикам не стеснять себя в стремлении заходить в атаку максимально низко. Некоторые в дальнейшем снижались до 10-15 метров. Явных минусов было два. «Даггер» и «Скайхок» могли брать только по одной такой бомбе вместо двух и трех «Экспал». Кинетическая энергия массивной Mk.17 при сбрасывании на скорости 800-900 км/ч была избыточной, по всем расчетам, она пробивала насквозь корпус британского эсминца до того, как сработает взрыватель. В связи с этим летчикам было рекомендовано ложиться на боевой курс под углом 45 градусов к диаметральной плоскости корабля, чтобы на пути попавшей в него бомбы оказывалось более протяженное внутреннее пространство. 4-5 мая 1000-фунтовые бомбы были доставлены в пункты базирования истребительно-бомбардировочной авиации, а 6 мая поступил циркуляр отказаться от использования BRP-250 в пользу Mk.17.
Топмачтовая атака самолета «Скайхок» лейтенанта Х.Х. Аррараса на эсминец «Глазго» 12 мая 1982 г., запечатленная с борта фрегата «Бриллиант»
В авиачастях идея бомбить британские корабли британской же 1000-фунтовкой была встречена со здоровым злорадством. Внушительного вида бомбу, которую за ее округлые очертания прозвали «бомболой» (bomba + bola, «шар»), приняли одобрительно. Возможность испытать ее в деле впервые представилась 12 мая. Бомба, попавшая в эсминец УРО «Глазго» над ватерлинией, прошила его насквозь, вызвав много разрушений, но не взорвалась. Аргентинцы этих подробностей не знали, за исключением того, что корабль получил повреждения, и сочли это подтверждением правильности сделанного выбора. К моменту британской высадки в заливе Сан-Карлос 21 мая 1982 г. авиабомба Mk.17 являлась их основным противокорабельным боеприпасом, что в дальнейшем повлекло досадную череду невзрывов и упущенных возможностей. Британские саперы, обследовавшие две неразорвавшиеся бомбы на фрегате УРО «Энтилоуп», отмечали, что обе были взведены, но взрыватели не сработали. Позже, когда корабль отвели на мелководье и саперы приступили к разминированию, один из них непроизвольно замкнул таймер взрывателя, спровоцировав взрыв, повлекший гибель фрегата. Отказ взрывателя авиабомб, вероятнее всего, происходил вследствие его деформации или нарушения целостности от физического воздействия при прохождении сквозь многочисленные преграды внутри корабля. Можно, конечно, в шутку предположить, что это британские бомбы не хотели срабатывать против своих. Но и с той стороны при их применении также имелись случаи невзрыва. Так что проблема не была чисто аргентинской. Вероятно, ее источником являлись ненадежность или конструктивные дефекты взрывателя.
Неразорвавшаяся бомба Mk.17, попавшая в фрегат «Аргонот»
Между тем майор Давила и его компанерос из службы вооружений не оставляли надежд добиться толка от бомб «Экспал». Возникший вариант снабдить ФАБ BRP-250 дополнительным тормозным щитком в головной части оказался полностью провальным. На помощь пришли инженеры «Эксплосивос Алавесес», в ходе телефонных консультаций посоветовавшие воспользоваться штатными дистанционными взрывателями GAMMA R и MU, обеспечивавшими подрыв бомбы с задержкой 12 секунд после сброса. Их установили на бомбу BR-250 (без тормозного парашюта), для надежности сразу оба. Первый крепился сбоку на корпус бомбы, второй - к хвостовой балке. Производство взрывателей наладили на собственных заводских мощностях научно-исследовательского института CITEFA в Вилья-Мартелли и военного завода «Генерал Сан-Мартин» в Пиларе. Окончательная сборка и настройка осуществлялась военными и вольнонаемными техниками, денно и нощно работавшими в импровизированном цехе на авиабазе Эль-Паломар.
Другим направлением было создание электрического взрывателя на базе Kappa III. Как доверительно поведали испанцы, ими уже испытывалась система подрыва с электродетонатором, активировавшимся через электронно-временное устройство, и 9-вольтовой батарейкой в качестве источника питания. Аргентинцам оставалось лишь реализовать все это на практике. Новое взрывательное устройство получило наименование Kappa E, или KEMA (Kappa Elétrica Malvinas Argentinas). Взрыватель, заключенный в металлическом колпаке в головной части бомбы BR-250, был отрегулирован на взвод через 2,6 секунды после сброса и дистанционный подрыв через 3 секунды. Разработку осуществили в сотрудничестве с инженерами научно-исследовательского института CITEFA и смогли внедрить тоже в кратчайшие сроки.
Авиабомба BRP-250 с взрывателем Kappa E
В действующие эскадрильи обе новинки попали 20 мая, за день до начала боестолкновений в заливе Сан-Карлос. Однако летчики, в особенности «Скайхоков», встретили их с недоверием и предпочитали продолжать летать на бомбежку с «проверенными» Mk.17. Командование уважало их выбор. Так, эскадрилья 4-й ибаг в Сан-Хулиане перевооружилась на ФАБ BR-250 с двумя взрывателями с 12-секундным замедлением только 24 мая. Не исключено, что повлияла состоявшаяся накануне вечером радиопередача Всемирной службы Би-би-си, обнародовавшая информацию о многочисленных случаях неразрывов аргентинских бомб 21-22 мая, о чем, в частности, с негодованием пишет адмирал Вудворд в своих мемуарах. А полное признание к модифицированным бомбам «Экспал» пришло только после того, как 25 мая с их помощью потоплен эсминец УРО «Ковентри».
Гибель эсминца «Ковентри» 25 мая 1982 г.
В дальнейшем эскадрильи ОГ ВВС «Юг» полностью перешли на использование взрывателей новых типов, назначение каждого из вариантов оснащения было четко регламентировано:
- бомба BR-250 с парой взрывателей GAMMA R и MU - для маловысотных атак морских целей;
- бомба BRP-250 с взрывателем Kappa E - для маловысотных атак наземных целей;
- бомба BR-250 с парой взрывателей SSQ (воздушно-ударного действия) и MU - для атак наземных целей c большой высоты.
Пожар на танкодесантном корабле «Сэр Галахэд» 8 июня 1982 г. Это судно получило попадания трех бомб BR-250, ни одна из которых не взорвалась, однако пожар, вызванный сквозным пробитием топливной цистерны, с последующим возгоранием груза бензина для генераторов ЗРК «Рапира» и детонацией боеприпасов в кормовой части, нанесли большой урон судну и привели к значительным потерям среди личного состава находившихся его на борту двух рот валлийских гвардейцев. Повреждения «Сэра Галахэда» оказались настолько серьезны, что судно было признано неподлежащим ремонту и 25 июня потоплено торпедами ПЛ «Оникс»
Это, однако, не означало, что проблема была целиком решена, хотя аргентинцам очень хотелось так думать. Бомбовые взрыватели и дальше демонстрировали поразительную ненадежность, что наиболее полно проявилось 8 июня 1982 г. при авиаударах по фрегату «Плимут» (получил четыре попадания неразорвавшихся бомб) и танкодесантному кораблю «Сэр Галахэд» (три попадания неразорвавшихся бомб).
Повреждения фрегата «Плимут» от попаданий неразорвавшихся авиабомб 8 июня 1982 г.