Мы, вообще-то, поехали лодки снимать в Тана Беру. Она от Макассара в пяти часах езды, далеко, машину надо брать либо на рейсовом автобусе растрясываться. Рина в готеле услужить хотела, позвонила Петросу, сказала: за машину 450 тыс. рупий в сутки и хоть укатайтесь. Петросом оказался хитрожопый гид, что накануне валялся вальяжно в комнате со столами и двух немецких туристов на оплаченную поездку в Тана Тораджу разводил. По его приезду 450 в 650 превратились, и была сделана попытка маршрут на бумаге изобразить. Потому что «вы попробуйте такси на улице поймать, а потом ко мне вернетесь».
Ошибочку Петрос сделал не одну, вдогонку к «попробуйте такси поймайте» слово «must» употребил. Да и нюни (зачеркнуто) перья распускал долго, кидался словами «for a couple of days» и «drop - pick up». А какие слова значимы для не-туриста, который в Тана Беру не за ради развлекухи, а по делу, а по-английски хуже Петроса разумеет. Какой drop - pick up, не-турист как «must» услышал, взвинтился смерчем и с Петросом попрощался невежливо. Сказал «мне никто не может указывать, что я must, а что я не must», дошел до угла, где машины дают в аренду и договорился на 400.
Тана Беру, где лодки деревянные до сих пор строят, расположено между двумя городками-деревушками. Чуть ближе Булукумба, районный центр. Чуть дальше - Бира, место с белоснежными пляжами и отелями для туристов. Петрос глаза закатывал, шептал, что в Булукумбе отели ужасные, а в Бире, в Бире они прекрасные. Со всеми удобствами в Бире, дорога к ним построена хорошая, по той дороге туристов интересующихся возят эти лодки показывать, а в свободное время им положено на пляже валяться, да местные деликатесы пробовать. От Биры до Тана Беру 17 километров, а от Булукумбы 20. Одним словом, вам must в Биру, в деревню, в глушь, на лодки поглядите и можно будет домой возвращаться.
Мы из Макассара поздно выехали, часа в три, да и дождь зарядил не по делу. Пока туда-сюда, в Биру добрались в ночь.
Только всем стало радостно: и нам, и водителю уставшему, как новостью огорошило нас постановление Бирской районной администрации. На въезде в Биру поставили КПП по всем правилам оборудованный - со шлагбаумом, мордиком хмурым в будке и табличкой. На которой на не-туристической индонезийской бахасе написано «платят все члены, даже из профсоюза». 5 000 с рыла, с детей 1 500, чтобы parkir сделать, добавьте еще тысячу и езжайте себе с миром, пляжами наслаждаться и по 250 тыс. рупий за комнату платить.
С какой стати? Был задан вопрос ответственному лицу, предъявлено международное пресс-удостоверение и высказано пожелание проехать к отелю бесплатно. Поскольку пляжи иностранной делегации не интересны, приехала она с мирными целями, в том числе и развивать туризм. И уж точно не участвовать в сборе дани по принципу «приперся - плати, иначе не пустим».
Масла в огонь подлил бойкий гражданин, менеджер из отеля подешевле. Он на мотоцикле около КПП круги нарезал от нечего делать. А тут туристы, а тут ситуация. Слово за слово, менеджер расслабился и на вопрос «почему мы должны платить, объясните, мы не понимаем», брякнул: «потому что вы белые, вот и должны».
Чего там было в Индонезии про равные права для всех? Так вот, дорогие товарищи приезжие. Вас этот постулат не касается.
Писала уже про равенство пару постов назад. Про терпимость писала, про межкультурную адаптацию, про школу туризма и взаимопонимание. Писала про хелло-мистеров, про juggy-jig, про «ха-лю» и «фак ю». Еще раз напишу про равенство и братство, хорошие манеры и образец инокультурного окружения, который можно проехать за отпущенные туристические две недели, но к которому практически невозможно привыкнуть, если в инокультурном окружении вам предстоит жить и работать.
1. Какой я вам хелло-мистер, хай-мисс, хай-мэм-веа-а-ю-гоинг? Ты, шкет малолетний, почему считаешь, что на взрослого человека можно показывать пальцем, смеяться в след, орать «миссис, ай лав ю» и всячески мешать идти по улице? Тебя никто не порол за такое поведение? Подойди ближе, ты будешь первым. Заодно родителей приведи, чтобы они тебя, дурака уму-разуму научили, а не только как на КПП плату за проезд брать.
2. Ты, взрослый мужчина, почему считаешь возможным, проезжая мимо на мотоцикле, развернуться вполоборота, выкрикивать что-то, имея на заднем сиденье жену, а впереди ребенка? Ты, взрослая женщина, какое имеешь право разглядывать меня в упор, хихикать, показывать пальцем и тормошить ребенка и кричать «турист, турист».
3. Вы, уважаемые владельцы отелей, почему считаете возможным, брать 150 тыс. рупий за убитый номер только потому, что приехал иностранец, ночью, он усталый, спать хочет, он шесть часов ехал в машине и всего-то ему нужно - комната и чтобы не шумно было.
4. Вы… Вы, уважаемые туристы, вы почему все это поощряете? Почему ни один уважаемый туристический автобус, подъехав к КПП, не развернулся и не поехал обратно, предварительно объяснив владельцам отелей, что денег они не получат, только потому, что какой-то придурок захотел на 5 тыс. рупий с носа больше. Почему вы, уважаемые путешественники, улыбаетесь на «хелло-мистер», поддерживаете разговор, даже если этого не хотите, почему даете деньги, если у вас их просят, почему киваете показывающим на вас пальцем. Вы думаете, они с вами здороваются? Черта с два. Они развлекаются.
Знакомый с Ломбока был проездом в России. Работал на туристическом лайнере, заезжал в Санкт-Петербург. Ну и как, спрашиваю? Понравилось. Сказал, холодно было и картошку покупал на улице, горячую с приправами. Почему-то не сказал, что в него тыкали пальцем и просили денег в метро больше, только потому, что он приезжий.
Я, кстати, не понимаю, почему приезжие и не-приезжие, должны платить по-разному, скажем, в музеях. Хотя где-то в голове свербит ответ «а чё, мы в своей стране, а они пусть платят». Стыдно как-то, и я не знаю, откуда этот ответ в голове моей появился. Потому что мне тоже обидно, если я иду в музей в Индонезии, Непале, Англии или еще какой Европе и должна платить больше, чем местные жители. Хотя среди экспонатов, если уж быть до конца объективными, артефакты не только этой страны, а и привезенные, в том числе и откуда я приехала.
Что раньше было - курица или яйцо. Мысль «а чё» или обида «а почему». Ко мне когда брат двоюродный из Германии приезжал, мы ему на входе в Пушкинский музей говорили, чтобы молчал и проводили как своего. Потому что он для нас свой, а что там музейные работники думают, мне, если честно, по барабану.
Я, когда в Улан-Удэ была, от уважаемого человека, председателя союза фотохудожников, услышала - что? сына отправить в Москву учиться? да его там убьют за то, что он бурят!
Люди, вы, что, охуели?! Я не понимаю, почему нельзя прекратить сумасшествие, возникшее в результате деления какими-то убогими всех нас на «наших» и «не наших». Потому что прекратить его можно враз. Если не за сутки, то за неделю.
Я также не понимаю, почему нельзя прекратить сумасшествие, возникшее в результате деления такими же убогими всех нас на «туристов» и «местных». Потому что разъяснить и прекратить безобразие можно если не за неделю, то за месяц. Во Вьетнаме-то справились, в каком-то там районе. А здесь не хотят, значит. Потому что ответственным членам районной администрации куда важнее сдирать с малочисленных туристов по пять штук, чем заниматься воспитательной работой широких масс областного населения.
Можно еще много приводить примеров, обид, жалоб, ругаться на черножопых и прочих нечистых. Один такой живет в соседней квартире. Он на свою смешную зарплату водителя всю семью содержит, включая многочисленных внуков и родственников. Улыбается, здоровается и слова плохого не говорит. Поможет всегда, если попросишь. И даже тем местным жителям моего многоквартирного дома, которые за глаза могут шипеть «понаехали».
Нечисть, уважаемые товарищи, есть везде. И среди туристов, и среди не-туристов, и среди белокожих, и среди прочих всяких разных. Одна такая доступно разъяснила туземцу на мал. острове в Полинезии, что он никто, а белые боги. Когда мои канадские знакомые на паруснике туда добрались, он их за руки брал и говорил «вы…вы…, а мы - дикари». Они, наверное, не нашлись, что ответить. Сказали «ну что ты, это ведь не так». Хотя могли бы также доступно разъяснить, что того просветителя надо было на выход вежливо попросить. А если бы он доступно не понял, посадить в лодку, дать запас воды и уплыть заставить. Даже если для этого пришлось бы на него копья направить и страшно глазами вращать.
Не надо про дикарей и не дикарей. Они, дикари, и среди негров есть, и среди белых, и среди других рас и народностей. Речь не про образование сейчас, и не про кругозор. А про понимание, что мы все люди, и нам, в общем-то, нужно одно и то же. Еда, вода, сон, воздух, земля и чтобы жить никто не мешал. А если кто сейчас читает и возмущается, напишите список того или тех, что вам жить мешает и подумайте, не являетесь ли вы причиной происходящего.
Потому что, когда я иду по улице Булукумбы не просто так, а с целью, когда я спокойна и к людям настроена дружелюбно, мне приветливо улыбаются и не мешают. А малолетки, если и начинают что-то вякать, умолкают быстро, не получая подкрепления своим действиям. Не надо для этого шипеть, изрыгать проклятия и размахивать палкой. Достаточно не слоняться без дела, а на отвлекателей либо не смотреть, либо одним взглядом показать, что поведение их, мягко говоря, не уместно. Что вы человек и посему относиться к вам нужно так, как они относятся к своим, к жителям деревни, к своим друзьям и родственникам.
Чего я, собственно, и вам желаю. Чтобы если нет-нет, да мелькают в ваших головах мысли, аналогичные выше указанной, попытайтесь разобраться, откуда они и что с ними делать. Не клеймите позором иноверцев и не поощряйте отношения к вам, как к большой белой обезьяне из цирка. Мы вполне можем справиться с тем, что сами - не важно, по чьей подсказке - сотворили. Изменить это в лучшую сторону, сделать этот мир, как написала мой замечательный жж-френд natpopova, немного дружественнее.