Джармуш. Выживут только любовники

Apr 26, 2014 12:10

If mankind died at twenty-five
(save poets & musicians)
and only lovers were left alive
to throng their exhibitions…
Robert Leeson Jack Lindsay
Earth Reborn

Тьма и свет. Гениальность и мудрость. Рок и благоговение. Меланхолия и ясность. Уныние и вера. Все это об одно и том же - о человеке. Мы живем меж этих граней, иногда скатываясь, или наоборот доходя до апогея этих эмоций. Они могут как полностью поглотить, добиваясь своего пика в одном лишь проявлении, так и сосуществовать, переливаясь и создавая разноцветные рулады.


Как белый свет, порываясь в комнату, постепенно надвигаясь на те или иные формы... силуэты…образы,  озаряет пространство. А застыв, проявляет миру фигуры людей в пустынном безмолвии и неподвижности, через секунду продолжив свой путь.
Или то завораживающее ощущение возможности наблюдать картину, когда черная лакообразная краска - такая насыщенная, что во тьме начинает блестеть манящей строгостью и осторожностью, одновременно с необходимым и достаточным ей бурлеском. А белая краска… белая…, той же густоты и блеска и достоинства, появляется из неизвестности, начиная проникать в сердцевину субстанции цвета черного агата. Соединяясь, они создают нечто особое…пленяющее.. так друг от друга уже неотделимое и неразрывное. Они настолько сильны, что не могут смешаться, и создают амальгаму… эмульсию достойную друг друга - нечто прекрасное в вечно-движущимся узоре.


«Выживут только любовники» как раз о двух таких силах. Нет, это фильм не о вампирах и их стизаниях. Это картина о творческой душе.. О человеке, чувствующим этот мир и отражающим его в искусстве. Он страдает и любит. Он настолько сильный эмпат, что все, что происходит в мире людей его сильно задевает. «Зомби», так Он называл тех, кто закрыт для этого мира - трагедия современного человечества в бо́льшей его массе. И по причине этого Он страдает, находясь среди людей - в человеческом обыденном пространстве - и пытается укрыться в себе, отдалившись от них как можно дальше… погружаясь внутрь себя. И Джармуш великолепно демонстрирует нам это, выбрав эпицентр фильма - Детройт, разоренный город, бывший некогда сильнейшим процветающим экономическим центром. И даже здесь, закрывшись от других людей, он не может полностью находится в уединении. Он живет в социуме. И его творчество также взаимосвязано и завязано с ним: без него мы не услышим той драматической музыки - отражения его мировосприятия - и ему приходится существовать среди них - таков он. И желание закрыться от мира - это реакция, т.е. это реакция на мрак того пространства человеческих душ, выраженное людским поведением во вне и сплоченное на улицах города, где он обитает.


Он страдает и пишет музыку... играет свои произведения и одновременно проживает его жизнь … слушая эту музыку словно погружаешься в фрустрацию…пучину тьмы и ипохондрии. И теряеться в ней…осматривая и пытаясь понять в чем же причина…где истоки…и твои знания не позволяют тебе до конца осознать почему…почему мир умирает..почему люди так слепы… его тысячилетний опыт не дает ответа - а сколько он всего видел..! И он теряет надежду в человечество…

- А как насчет твоих благословенных ученых? - Она
- Ученых? Посмотри, что они сделали с ними. Пифагор убит, Галилео посажен в тюрьму, Коперник осмеян. Бедный Ньютон на старости лет подался в алхимию. Тесла уничтожен. Открытые им прекрасные возможности были абсолютно проигнорированы. И я все еще злюсь насчет Дарвина. Все еще. - Он


И так он продолжает существовать…замкнувшись глубоко в себе… являя миру гениальность своей души… нет, не гениальность - величия своей души… через острое и душащее его мировосприятие…
Он переживает этого всей своей душой... всем своим телом…ведь он не человек - он творец, с трансформацией вампира… он не верит в спасение душ и изменение людей…
-не трогай ее - Она.
- Она божественна. Именно поэтому ей нельзя быть среди этого людского мира - Он.


Чрез мрак Он являет свет, но не яркий…не теплый, а едва дышащий насыщенностью…как пелена…и тогда…

-Как же ты до сих пор не понял? мы столько увидели за то время как находились здесь…и как же ты не понял? Что все это не стоит того! Зачем столько страдать без основательно… тратить усилий на то, что не изменить?


И это была Она…мудрость…свет…сияющий свеет… свет преображения… теплый… окутывающий.. теплящий надежду… взгляд понимания… сочувствия…открытости и…Любви….

Она дополняет Его, как та самая краска. Соединяясь, они создают единый узор… единое чувство. Она не дает ему упасть… поддерживает, направляет, открывает глаза, иногда играет с ним злую шутку. Но это не злонамерение, это способ дать правильное направление, и увидеть мир не только со стороны решки, но и открыть прелестные ее грани в сочетании с возможностью рассмотреть монету под различными углами. Дать возможность увидеть при поднесении ее к лучу света, как она начинает отдавать разными оттенками: частью оставаясь в тени, а частью отдавая отблески и проявляя неземные звуки великолепия.


Ее мудрость среди города Танжер, некогда в истории ставшим нейтральной международной зоной, и имеющим не только сочетание множества культур и языков, так и мифологические истоки - победа Геракла над Антеем. Как и Антей, она сильна покуда связана с великим - родным и близким для нее - искусством и людьми…великими людьми и их могущественными творениями. Она с кульминационным наслаждением и улыбкой одухотворения наслаждается не материальным воплощением их труда, а душой…великой душой творца…


В нужный момент она освободит его… в другой поддержит.. .и всегда держит за руку. Разлучившись они пропадут.

- Ты едешь к этому безумному с суицидальными наклонностями? - спросил Кристофер Марло.
- да - Она.
- Я все никак не могу понять: почему Вы не вместе? Ведь вы жить не можете друг без друга? - Марло


Они - это великое соединение. Они - это единое целое. Они - это душа. Они - это искусство. Он создает великое и могущественно, Она - понимает, принимает, спасает…

И его зовут Адам, а ее - Ева.






Этот фильм можно увидеть и как повествование вампирской сказки. А можно провести аналогию с двумя творческими личностями, подсевшими на допинговую и наркотическую суспензию, в попытках пережить свое бессилие пред озлобленным и негодующем миром. Или те же самые творческие души, использующие кровь как аллегорию эмоциональной подпитки. И все будет правильно: каждый увидит близкое себе… через свою призму восприятия. Для меня Джармуш  показал душу творческого человека через дробления ее на две важные перманентные составляющие всей жизни человека: мудрость и гениальность…восприятие реальности и воображение…любовь и страдание…и многие иные синонимы, не отдалённо, а взаимосвязано сосуществующие… также создав в картине цветовой акцент и указывая на географическое местоположения во взаимосвязи с историей и социальной составляющей реальности. Не забыв приобщить как демонов, провоцирующих и сбивающих с пути, и способных отобрать близкое: с чем она - душа сильного человека - всегда справляется… так и поддержку в виде друзей и соратников, способных раскрыть глаза и очистить замутненное видение…


Конец фильма…да…конец..)) хм, что же они сделали? Поддались человеческим страстям? Уподобились  всему животному? «Сломались» под тягой «жажды»? а может быть спасли…? Дали новую возможность..? Решать Вам)

Кино, режиссеры

Previous post Next post
Up