Тень. Ханс Кристиан Андерсен

Jul 20, 2013 00:18

"Люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам". Евгений Шварц "Тень"



«Тень» - сказка Ханса Кристиана Андерсена, написанная в 1847 году. Конечно, это сложно назвать сказкой, это скорее притча, как и многие другие произведения писателя. Я уже когда-то говорила, что люблю называть такие сказки «взрослыми сказками», потому что они содержат в себе очень глубокий смысловой подтекст, потому что ребенок, в полной мере не сможет оценить всю прелесть и смысл такого произведения.



[У человека всегда есть спутник - его тень...]Сюжет, наверное, всем хорошо известен: Ученый, главный герой, становится слугой собственной Тени. Тень полностью возлагает на себя полномочия человека, не ставя своего прежнего хозяина ни в грош, и даже сватается к дочери короля, причем вполне удачно сватается. Вот, собственно, и весь сюжет. Немного, правда? Но сколько смысла кроется в этом маленьком по объему произведении! Классически сказка трактуется, как борьба добра и зла, светлого и темного, но в моем понимании здесь скрыто нечто большее. Ранее я писала рецензию на роман Германа Гессе «Степной волк» и в ней давала краткую характеристику концепции К.Г. Юнга. Сейчас мне не хотелось бы излагать эту теорию снова, скажу лишь, что в этой сказке-притче, на мой взгляд, речь так же, как и в «Степном волке», идет об архетипе Тени, который представляет собой личное бессознательное; другими словами, Тень включается в себя отрицаемые сознанием качества Ученого. Конечно, концепция Юнга была сформулирована несколько позже, но, тем не менее, воззрения писателя очень схожи с воззрениями психолога. Поэтому, в моем представлении, в произведении Андерсена речь идет о борьбе двух начал человеческой души, и необязательно доброго и злого, потому как Тень - это воплощение не плохого, а лишь отрицаемого сознанием, а сознание штука такая: оно может много чего отрицать, порой очень даже нужного. Если мы подробнее рассмотрим образ Ученого, то поймем, что он сам позволил своей Тени властвовать, сам проявлял мягкость характера и слабость духа. Согласитесь, такие качества не всегда можно назвать положительными, вот и утверждай после этого, что образ Ученого представляет собой бесспорное воплощение добра. Вообще деление на «добро» и «зло» - очень уж относительная вещь, ведь существует множество тонов и полутонов, и мне кажется, что финал сказки это подтверждает. Андерсен показал: не все так однозначно, как кажется на первый взгляд, и сознание может потерпеть поражение во внутренней борьбе.

Вывод можно сделать только один: два представленных начала человеческой души должны мирно сосуществовать друг с другом, «сотрудничать» и никак иначе, в противном случае будет нарушен баланс, а это приведет к очень плачевным последствиям. Такая вот сказка, а может и не сказка…

И снова с большим трудом найденные иллюстрации. Первые принадлежать очень известному иллюстратору Вильхельму Педерсену - первому иллюстратору сказок и историй Андерсена.

[И солнечная сторона становится теневой...]




Вторые найдены в недрах интернета и принадлежат иллюстратору Елене Тимошенко. Своеобразные, но мне понравились.

[А как избавиться от сказки с печальным концом?]




рецензия, сказка, взрослая сказка, Вильхельм Педерсен, Елен Тимошенко, иллюстрации, притча, Андерсен.

Previous post Next post
Up