"Турист", США, 2010
Два артиста по цене одного фильма
Ни для кого, наверное, не секрет, что кинофильмы выходят в широкий прокат с доминантной целью заработать деньги. Режиссеры могут долго рассказывать, как они с детства мечтали экранизировать Васисуалия Пупкина, артисты - жаловаться, как они жизнью рискуют, оцарапавшись в процессе съёмки о бутафорскую колючку саксаула, композиторы с жаром расскажут, как к ним во сне пришел Моцарт и напел саундтрек. Но мы-то знаем. Однако бывают картины, которые даже и не маскируют меркантильный интерес. Там, где публика попроще, без зазрения совести, пихают в каждый кадр крупный план упаковки сока «Добрый». Там, где публика покапризнее, будут юзать законы капиталистического маркетинга.
Получивший незадолго до съёмок «Туриста» Оскара как лучший иностранец, преподаватель русского языка Флориан Мария Георг Кристиан Граф Хенкель фон Доннерсмарк с радостью согласился на все требования к режиссерским обязанностям от Spyglass Entertainment, ибо талантов много, а сто миллионов на проект получают единицы. Но главное в создании этого нетленного боевика были рекрутерские игры на рынке голливудских суперзвезд. Стандартные по тем временам 20 миллионов и крупное фото на постере. Джулия Робертс и Бред Питт? Мерил Стрип и Леонардо диКаприо? Николь Кидман и Вуди Харрельсон? Как понимаем, соответствие типажам, сыгранность или актерское мастерство никого из продюсеров нисколько не волновали - главное, брэнд. Промоутеры и топ-менеджеры пришли к общему знаменателю, подписав, безусловно, соответствующих ТТХ Джонни Деппа и Анджелину Джоли. На контракте последней, кстати, ещё и целый миллион сэкономили.
И, раз была выполнена главная задача, осталось дело за малым - снять чего-нибудь с не сходящими с широкого экрана раскрученными лицами. Даже относительно недорогой боевик (а зарплатные затраты еще до съемок съели, минимум, половину бюджета) требует сочности кадра. Дилемма: спецэффекты или краевид была решена в пользу декораций. И Венеция на заднем плане большей части картины вполне удовлетворяла требуемому. Немного экшна - персонажи будут авантюристами и спецагентами, которые друг за другом бегают и немножко постреливают. Немного страстей для дамочек с попкорном - ах, красавчик Джонни цалуется с красавицей Анджелиной. Немного звука от Джеймса Ховарда, статус обязывает. И обязательный напряг со сроками проката, чтобы не дай бог, с другим тираннозавром в уик-энд случайно не пересечься. Тут, кстати, фифти-фифти, декабрь месяц вкусный, но пришлось делиться с Нарнией-3, Гарри Поттером - 7, Рапунцелью, Троном, Черным Лебедем, хоть аудитория малость не та, но все же.
Никакой ценности, разумеется, проект «Турист» не имеет. Как кино-единица он насквозь шаблонен и вторичен. Вор украл миллиард, сделал пластическую операцию и, как и положено няшке, оставил с носом органы и бандитов. Так как положительный герой должен быть положительным, заплатил налоги и ушел под финальные титры жить с чистой совестью. Джоли изображала роковую красавицу (дело вкуса), Депп попробовал включить Тома Круза, но, так как роль не предоставляла вариантов для легких безумств (особенно умиляла ипостась туриста-учителя), то выглядел он Киркоровым на отдыхе. Разумеется, в портфолио эту картину вряд ли будут включать, что та, что тот. Другим актерам слова не предоставляли, какие-то фишки не внедряли. Зрители должны бежать в кассу за возможностью наслаждаться любимцами. А то, что Анджелина - не Бонем Картер для Деппа, а Джонни не Брэд Питт для Джоли, снова же никого не интересовало. Кушайте дорогой трюфель с дорогой икрой в одной салатнице вперемешку и наслаждайтесь.
Хоть и прибыль - вещь слегка иррациональная, итоги знакомства «Туриста» со зрителем оказались предсказуемыми - фиаско в Америке и исправление ситуации в остальном мире, где ещё имена на афише важнее происходящего на экране. Фон Доннерсмарк за прошедший десяток лет после проката боевика сподобился всего на один малобюджетный (но неплохой) фильм. Анджелина ныряет в депрессию, в Хьюстоне Деппа большие проблемы. Но это совсем другая история.