ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...

Sep 15, 2013 21:52

Первый подход «метит» в интерес ребенка к обучению. Есть интерес - ребенок учится, нет интереса - не надо себя заставлять и корпеть над тем, что не увлекает. Ребенок в этом подходе не столько «учит», сколько познает то, что хочет познать, и тем самым прирастает знаниями.

Все три подхода существуют как в «чистом» виде, так и в разнообразных сочетаниях. «Пропорция» того или иного «ингредиента» зависит, как правило, от представлений родителя о том, «что такое хорошо и что такое плохо», личного опыта, и в некоторых случаях - от согласия самого ребенка с избранными родителем стратегиями и подходами к его, ребенку, образованию. Как бы там ни было, все «подходы» в конечном итоге «упираются» в три составляющие - хочу, могу, надо.

Если копнуть немного глубже - в сущности, вся волевая сфера человека описывается этими тремя словами - Хочу, Могу, Надо. Любой результат, будь то хорошо почищенные зубы или пятое высшее образование, достигается за счет этих трех «двигателей», или мотиваторов - хочу-могу-надо.

В зону «хочу» принято относить «интерес» как таковой, любознательность, увлеченность, радость - в том числе от творчества. Порой сюда относят «свободу» и даже «независимость» - "я же делаю то, что хочу - значит, я свободный человек". Про «свободу» как таковую - вопрос, затрагивающий философские категории, и здесь вряд ли уместно сильно углубляться в «недра» или «воспарять к высотам». Но даже если держаться более практичных уровней обсуждения, с «хочу» крепко связывают «творческое развитие» ребенка, а многие - и вообще развитие как таковое.

«Хочу» - одна из первых «функций воли», которые проявляются у человека, считая с момента рождения. Поначалу у нас только «хочу» и есть - есть хочу, спать хочу, пить хочу. Начало начал. Соответственно, если вспомнить о «мотиваторах к обучению», то, безусловно, правы те, кто делает первую ставку на «хочу». Другое дело, что на жизненном пути это только «первая ставка», и - да, зачастую «новичкам везет», и щедроты этой жизни сыпятся на того, кто "волеизъявил" свое желание. «На то воля моя», «я велю», «я желаю» - это ведь слова сильных - тех, кому «принадлежит мир».

В «хочу» заложен простейший, базовый «принцип удовольствия», примитивный «цикл зарождения и удовлетворения потребности». Вот я ощутил некое желание, стремление, тягу к чему-то, и я хочу это - то, чего у меня нет и я вот сейчас это получу. Я хочу, я получаю, моя потребность насыщается, я испытываю удовольствие. Я удовлетворен, а может быть - счастлив, во всяком случае - радостен… какое-то время.

Что же приходит вторым? После «хочу»? Многие полагают, что «хочу» неумолимо сменяется на «есть такое слово надо», … и в этом и состоит трагедия жизни. Особенно ярко это «видно» в известном всем кризисе трех лет, когда ребенок отчаянно отстаивает свое «хочу», противопоставляя нарождающееся осознание собственной воли взросло-родительскому «надо».


Тем не менее, пока что, в три года, всё не совсем так. Вторым идет «Могу». Что ж, это логично - где хочу, там и могу… Или не-могу, но тогда уж - вот вырасту, и смогу. Могу - это «возможность», иногда говорят - «потенциал», сюда же принято относить «успех» и «достижения» - Вот, смог же! Социальный статус, опять таки, «могу» само по себе - ощущение социальное, меж-личностное. Папа может…эээ… ну, хоть достать с полки игрушку, ну так и я смогу. Статус папы должен стать моим статусом, и я - смогу. Вырасту, женюсь на маме… Ну и все остальное. Пока мы «маленькие», мы очень хотим стать «как большие».

Для маленького ребенка слова «я хочу» и «я могу» практически равнозначны. «Я хочу, и мои желания исполняются, значит, я могу получить то, что я хочу» - если бы малыши умели рефлексировать и формулировать, то описание было бы приблизительно таким. Соответственно, когда приходит тот самый «трехлетний кризис», то для ребенка это вовсе не столкновение своего «хочу» с родительским «надо», а горькое осознание, что не все, что я хочу, я могу получить. Конфликт «я хочу» и «я могу». Родительские «надо» - материя пока что слишком далекая и мало осознаваемая. «Надо», услышанное от родителя пока что не несет ни малейшего следа «осознанной необходимости», а только - «ты не можешь сделать то, что хочешь прямо сейчас».

С «могу» обычно связывают самооценку, и «оценку возможностей», настоящих и будущих. Есть ли тут «удовольствие»? Безусловно, есть. Очень много удовольствия мы испытываем, когда, испытав желание, мы «видим цель». Вот я прицелился, желанное достижение «на мушке», «на кончике стрелы», вот сейчас я его получу, сейчас-сейчас… только выпущу стрелу. Будет ли «дичь» убита? Не факт… «Могу» таит в себе массу разочарований. На другом «конце» - там, где располагается реальный результат, тоже таится много удовольствия… в первые моменты достижения. Потом «насыщение» берет свое, и удовольствие испаряется. Если все «правильно» - остается чувство удовлетворение достигнутым, и желание двигаться дальше, от достигнутого к новым «высотам», на новые «уровни». Если цель была выбрана неправильно, но тем не менее достигнута, разочарование преобладает. Вздох «разочарованных по жизни» - «Ну, могу… Но оно мне надо?»

Что же там со взрослым «надо»? Реальное, ответственное осознание «надо» приходит гораздо позже, не в три, и даже не в семь лет. Оно нарастает постепенно, и хорошо если к зрелым годам набирает свою силу. Что «таит» в себе это слово, казалось бы, очевидно. Тут труд, преодоление, ответственность, обязательства… Долженствование.

Интересно, что в нашем языке «долженствование» может выражаться по-разному. «Надо» - такое безликое, неизвестно чье долженствование, которое кто-то когда-то почему-то объявил необходимым. И вот теперь тебе говорят, что и тебе, мол, надо. С одной стороны, это вещь сильная, предполагается, что - общепринятая, подразумевается, что - «все так делают»… как правило, «надо» не обсуждается на уровне личности, потому как… что тут обсуждать? С другой стороны, ведь «навесили» - то, что ты сам, может быть, и не выбрал бы… Сам факт «навешивания» неизбежно, рано или поздно, провоцирует конфликт, теперь уже на самом деле - между унылым «надо» и живым «хочу». Прямое столкновение двух этих ипостасей сопровождает нас всю сознательную жизнь, и почти каждый на своем жизненном пути ведет свою маленькую «войну»…

Есть еще одна речевая форма, выражающая долженствование. «Я должен». Если слово «надо» действительно обезличено, «внешне и внутренне», то «я должен» - это штука уже более «глубоко сидящая». Это обязательства, которые я сам принял. Добровольно или не очень - вопрос десятый, но - принял. Я должен, я буду делать.

Ну и, наконец, есть еще мощное «мне надо». С одной стороны, вроде бы - «надо», долженствование, обязательства. С другой стороны - это же мне надо и, на самом деле, я этого хочу. Мое желание. Но не просто «хочу» и, может быть, «смогу», а - вся моя воля устремлена туда. Мне надо, и значит, так будет. А возможность? Возможность я найду. Потому что «мне надо».

Пройдемся по «ловушкам и засадам».

Вот, например, прекрасное радостное «хочу». Казалось бы, все просто - делай то, что ты хочешь, реализуйся, творчески расти, и будет тебе счастье. «Сам захочет - все сделает». Но… На свете живет много людей, которые не знают, что они хотят на самом деле. Вот то, что «надо» делать в этой жизни - знают. Кое-что им известно про «я могу то или это»… А вот что же я хочу? Вопрос вопросов…

Иногда у человека уходит вся его жизнь, чтобы найти ответ на вопрос - «Чего же я хочу на самом деле?» Но почему так происходит? Почему мы не знаем самого простого? Ведь все ответы - внутри нас. Там, в глубине, живет это «я хочу»… Или не живет…

Зачастую истоки этой проблемы ищут в «задавленности» ранних детских желаний. В том, что на ребенка слишком рано навесили «слово надо», подавляя его творческую активность, и тем самым - истинные желания, его живое «я». Это бывает, да. Помню один разговор, давний. «Я никогда не знал, чего я хочу, - рассказывал мне собеседник, - и никак не мог докопаться, найти хоть что-то, что я хочу на самом деле, желаю просто так, без внешних причин. И тогда, чтобы мне помочь, меня спросили: «А вот ты пИсать - хочешь, или надо?» Казалось бы, уж это дело человек однозначно сам хочет… А я впал в ступор, - продолжал он, - и понял, что я не знаю, потому что в детстве мне мама всегда говорила: «Надо попИсать!» Особенно - "на дорожку"... Надо есть, надо спать, надо гулять... Надо творчески развиваться! Это я не про то, что нужно бросить все "надо", и делать то, что хочешь. Сия банальность навязла на зубах, и давно реализуется унылыми дауншифтерами на однообразных пляжах...  Это я про то, что если ты не знаешь, что хочешь, то никакие "творческие программы" тебе не помогут. Ни тебе, ни твоим детям...

Что же касается школы… Когда говорят, что вот, «был такой любознательный ребенок, а школа все задавила». Не знаю… Наверное, бывает и так. Хотя мой родительский, профессиональный, да и личный опыт говорят о том, что «школа не виновата». К школе «оно» уже либо есть, либо нет, и если «хочушка» правильно росла и развивалась, то никакая школа ничего не задавит… И если вдруг ребенок в школе как-то неожиданно «задавился», то это, скорее всего, потому, что какой-то дисбаланс уже присутствовал. Дисбаланс в осознании и владении инструментами «хочу-могу-надо». Может быть, слишком много «ставок» было сделано на ребенкино «хочу». Может быть, и расбалансированное «могу» тут затесалось… Ребенок, которого легко "подавить», может просто не уметь обращаться со своим «хочу». Не научили, а сам «не вытянул», по каким-либо причинам и обстоятельствам. Чувствовать свое «хочу» чувствует, желает, иногда прям вот очень сильно желает… А дальше? Дальше - либо получает желаемое, либо - нет. Черно-белый вариант. Дали - не дали. Дали - «хорошие». Не дали - «плохие». Ну просто не знает человек, куда ему «пристроить» свое «хочу», если его нельзя реализовать прямо сейчас…

Ловушки «Могу» просты и очевидны. Однажды мы ехали верхом, и к нам подошла девочка, лет 10-11. Люди часто подходят к лошадям, трогают их, гладят и восхищаются. Девочка гладила лошадиную морду, и спрашивала, откуда мы, и можно ли с нами поездить как-нибудь. Ее спросили, умеет ли она ездить. Вопрос девочку явно обескуражил. «В смысле - умею? - спросила она в ответ почти с возмущением, - умею, конечно!» Дальше выяснилось, что верхом она никогда не сидела. «Но что тут уметь? - недоумевала она, - сел на лошадь, и поехал. Я умею, я могу!»

Хорошо ли быть уверенным в своих возможностях? Когда как… Это детское чувство - я могу все, что вижу. Могу съесть сто порций мороженого, и по стенам могу, как человек-паук, только костюмчик бы мне красно-синий… Чего не пробовал, то и могу. Что ж, пробуем…

Есть такой психологический тест, называется «уровень притязаний». Там по хитрому узнается, как ведет себя человек в ситуациях успеха и не-успеха. Вот - достиг, получил "первый приз", молодец, красавец! - и… Кто-то повышает свой уровень притязаний, тут же пытаясь скакнуть на две ступеньки выше, кто-то «закрепляет успех», снова и снова проходя тот же уровень. Кто-то неожиданно «съезжает»… Почему? Ну, а вдруг второй раз не получится, а успех был так сладок! И хочется повторить - нет, не достижение, а вот это чувство удовольствия от того, что я молодец и «красавец»… С «не-достиг», «не получилось» - тоже по-разному. Кого-то мотивирует «прыгать выше», кого-то деморализует напрочь. Кто-то строит «стратегии подъема», кто-то, бывает, и тест бросает - так непереносима оказывается ситуация даже игрового «облома».

И что? Да опять-таки, то же самое… Познакомиться со своим «могу» и научиться с этим управляться - задача, пожалуй, более сложная, чем с «хочу». Узнать, где находится предел твоих собственных возможностей - штука жестокая. Узнавать порой очень не хочется… «Могу, конечно. Просто сейчас не хочу», - иногда это спасает… А если речь идет о ребенке? "Поддержать самооценку ребенка, повысить ее всемерно, дать ему ощущение, что он может, что он справится!" - это прекрасно и нужно. А про "предел возможностей" ребенка если задуматься? То есть, это сейчас не про самого ребенка и его переживания, а про "роль родителя". Как себя вести, когда ребенок (или не обязательно ребенок, просто - близкий человек) объективно достиг потолка своих возможностей? Что дальше с этим делать? Вариантов ведь масса... Начиная от "здесь все куплено, только поэтому ты не прошел, о мой самый умный!", и продолжая вариациями на тему "у тебя все равно получится (хотя я-то знаю, что - нет).  Я здесь избегаю говорить о родителях, которые в такой ситуации говорят чаду - "ну и куда ты лез, недоумок?" - этот сорт ничего такого не читает. Нет, я говорю о любящих-вменяемых. Реально развести понятия "этого не смог" и "неудача"?

С «надо» ловушек и засад нету. «Надо» само по себе - и ловушка, и засада. И - да, мы не очень счастливы, когда в нашей жизни слишком много «надо» - тех, которые не «мне надо», а «вообще надо»… И тогда хочется смести все долженствования, и окунуться в блаженное «я хочу», и жить в свое удовольствие, и… И это тоже «не работает», потому что интерес быстро иссякает, удовольствия приедаются, а познавательная активность, наткнувшись на препятствие, и не будучи подкреплена ничем, кроме «желания делать то, что я хочу», скисает и сворачивается… Так же, как уметь обращаться с «хочу» и с «могу», можно учиться и тому, как обращаться с «надо». В «надо» есть последовательность, приверженность, постепенность и методичность. Есть ли в "надо" удовольствие? Еще какое! О нем знают все перфекционисты, которые, как известно, "наркоманят" на смеси из "надо" и "могу", пропорция по вкусу...

Можно сравнить всю "триаду" в совокупности с колесом. Колесо может быть ровным, круглым, с хорошим крепким диском, качественным протектором и хорошо накачанной, упругой шиной. Колесо не решает, куда ты приедешь. Оно просто крутится и держит дорогу. Или - скользит и вихляет... у кого как.

Вот еще для тех, кто любит в метафорах.
«Хочу» горит, но может перегореть. «Могу» топит печку, «Надо» таскает дрова.
«Могу» возносится, но может сломаться. «Надо» не дает конструкции рассыпаться, «Хочу» даже в обломках видит радугу.
«Надо» стоит крепко, но ржавеет. «Хочу» чувствует себя защищено, несмотря на ржавчину. «Могу» вволю резвится.

Кстати, вот еще умный мысль. "Хочу" - не обязательно точка входа. Заход может быть и с "надо", и с "могу", это неважно. Главное, чтобы "включились" все три компонента. Они работают только втроем, и никак иначе. Если вам кажется, что "работает" что-то одно, вы ошибаетесь.

И что? Да ничего… По-моему, не надо детей «мотивировать к учебе». То есть - вообще не надо. Сами они как-нибудь мотивируются, хоть в школе, хоть дома… Или, наоборот, де-мотивируются, и не будут учиться… В этом месте скажите мне, что учиться - «надо»:)

Думаю, главное - понимать, в каком «состоянии» пребывает ребенок, и умеет ли он «управляться» со своими «хочу-могу-надо».

Два «лирических отступления»

Лирическое отступление № 1.

Моя старшая дочка всегда отличалась редкой целеустремленностью и обязательностью. А еще от нее всегда исходило ощущение легкости - когда она делала что-то очевидно сложное, казалось, что она делает это как бы само собой, не испытывая особых затруднений. И она никогда не ныла, не жаловалась и не сдавалась. Однажды, когда она уже была довольно взрослой, лет двадцати, я спросила у нее - а бывает ли так, что ей чего-то «неохота». Ну вот - надо, но… лениво, кисло, «через нехочу»? Она задумалась, потом сказала: «Нет. У меня так не бывает. Если я не уверена, хочу я чего-то или не хочу, то я думаю и решаю, надо мне это, или не надо. Если решаю, что не надо - просто не делаю. Если решаю, что надо, то дальше просто делаю, «неохота» у меня не бывает».

Я была сражена, да. Это я к чему? Это я вовсе не к тому, что «есть девушки в русских селеньях». Это я к тому, что я же ее такой не воспитывала. Я бы просто не смогла, я сама так не умею, более того - я большую часть жизни не подозревала, что вообще так бывает. Так что - откуда что берется, и как родитель ни старайся, а оно само растет откуда-то…

Лирическое отступление № 2.

Однажды меня спросили, что нужно, чтобы ребенок рос творческим. Как его так «раскрепостить», чтобы его творческое «я» не подавлялось излишними «надо» и прочей родительской волей, потому что - что же делать «бедному родителю», обязанностям-то ребенка все равно учить надо… Тогда я вопрос "пропустила", а сейчас, в свете вышеизложенного, хочу сказать вот что

Воспитание, ХочуМогуНадо

Previous post Next post
Up