Начало тут
http://tay-ka.livejournal.com/168902.html#commentsПродолжение тут
http://tay-ka.livejournal.com/169340.html#commentsНу что ж, примусь за последнюю часть.
Click to view
Боюсь, не так много нового могу сказать про «Не успеваю». Да и стоит ли? Головокружительный крен - это и крутой вираж вертолета, дирижабля, птицы в безнадежной попытке успеть к тому, кого нужно спасти, кто любил свинцовый цеппелин. Но головокружение может быть оттого, что мир уходит из-под ног -- неправилен, неустойчив мир, в котором есть смерть, и нет спасения для обреченного, пусть все силы мира соберутся, чтобы удержать его. Супермен мог разогнать земной шар назад и вернуться в недопрожитый день. Но такое бывает только в кино. В жизни и ангелам приходится плакать.
Потому что зеркальная граница-смерть отделяет того, кому суждено перейти ее, и оставшиеся хватают руками пустоту, и эта пустота вокруг и в сердце болит, как рана. Будет ли исцеление нам? А миру?
Click to view
«Поезд на Мемфис» заслуживает не менее подробного разбора, чем «Гори, Москва». Но боюсь, мне это не под силу. На поверхности лежит игра слов, мест и времен - Мемфис Элвиса blue suede shoes и Мемфис фараонов. И поезд соединяет время и пространство - сквозь одно просвечивает другое, накладываются, накладываются полупрозрачные смыслы - уходит в 3.10 поезд на Юму, идет через Бесплодные земли страшный поезд-убийца со станции Лада, а за ним город горит и взрываются поочередно - и Фивы Стовратные, и Фивы Центральные, Фивы Товарные (это, конечно, просто гениальная смена дискурса - аж голова закружилась) -- это поезд Блейн, покрашенный в веселенький розовый, пронзает разные уровни Черной Башни - и хорошо, если в поезде Стрелок Роланд, истинный король, а если нет? Чарли Чу-чу, -- это как известно, смерть.
Но и не сесть на поезд нельзя - как мне кажется, поезд - это неумолимое время, неизбежно меняющее все вокруг, превращающее Царский город Мемфис в пыльный забытый Богом где-то в Америке городок, в котором все же есть Король, и это Элвис (Кроме Стивена Кинга и его цикла «Темная Башня» рекомендую к просмотру бессмертный фильм «Шестиструнный самурай» - тема короля Элвиса там раскрыта). Но о мифах хорошо читать, сидя дома в кресле, завернувшись в теплый плед, а вот быть в мифе - увольте, это больно и страшно. И оттого, что города пылают в рамках одной отдельно взятой головы, страшно ничуть не меньше - это ж своя голова, не чужая. И плохо, если нет Царя в этой голове, ну или Короля, что в данном случае одно и то же.
Каждый знает от Гойи испанскую поговорку о том, что «Сон разума рождает чудовищ», но каждый ли задумывается, можно ли сочинять, держа свой разум под контролем? Чтобы создать что-то, пусть и не из ничего, а из прочитанных книг, услышанных в детстве песен, из стука колес за секунду до пробуждения, нужно пустить свой разум в свободный поиск. Нужно быть в особом, творческом состоянии сознания, что видеть в одном и том же слове одновременно бога Меркурия в его святилище на перекрестке дорог, и жидкий ядовитый металл - ртуть, по-английски mercury (кстати, не отравитесь ее парами, пока думаете о ней!) и трагическую фигуру Фредди Меркьюри. Но позволяя своему разуму бродить там, в темных туннелях, берегись, поэт, берегись Орфей, берегись, Элвис, ты можешь не найти обратного пути из царства подсознания, где тебя стережет смерть, к царству света и логики. И вот, ты стоишь на пыльной вокзальной площади, часы тикают, и когда они начнут бить, горе тебе, если ты не сможешь достаточно быстро выдернуть свой кольт калибра 45. Тут либо ты будешь быстрым, либо мертвым. И боги, к которым ты взываешь, тебе не помогут, ведь, они сами всего лишь люди, пусть и гениальные, Элвис и Фредди, иконы Рок-н-Ролла -- "иконы битлов, ладан -- гашиш"(с)БГ
А как вам мимоходом брошенная отсылка к «Господину горных дорог»? От того, кто мнит себя господином дорог железных - физкультпривет! Но у железных дорог повелителей нет - только жители, и, возможно, пленники, которые так и не смогут сойти на нужной станции, да сохранит нас от этого Бог.
Click to view
«Что ты знаешь». Летим выше, все выше! Тут уже становится страшновато.
Песня построена вокруг слов Христа «В доме Отца Моего обителей много». Ну, я так слышу по крайней мере. Но вся беда, что ангел-то наш заблудился и явно ошибся дверью - вокруг темно и пыльно. Такое ощущение, что это ангел, некогда павший, и оттого такой нервный, и огрызающийся - «Что ты знаешь про меня? Чему ты веришь про меня?» решил снова взлететь и вернуться в Дом Божий. Но ему тут холодно, ему кажется, что ему никто не рад, кроме только одного-единственного...
Он так сосредоточен на себе, постоянно болезненно ощущает себя, и не может прекратить носиться со своей самостью, будто с больным зубом.Наконец, он решается вырвать из себя кусок, с таким скрежетом зубовным старается забыть все, что с ним было, думая, будто, от него хотят получить такую цену. Он полагает, что должен перестать существовать как личность, и лишь тогда получит прощение. «Все из памяти сотру, и Ему поверю». Но никто не просит его платить эту цену. Для прощения нужно вовсе не это. И продрогший ангел просыпается на пороге Дома, который кажется ему пустым и темным (помните гномов из «Последней битвы» в Нарнии, которые верили, что сидят в темном хлеву, и оттого не видели света - тот же диагноз). Ему обидно, он с завистью говорит о мирре и елее - которые есть у тех, кто внутри, а у него-то нет.Но в нем теплится надежда на Того, кого он не называет по имени, лишь говорит ему Ты: «А вдруг найдется в доме Твоего Отца для меня обитель?», и должно быть благодаря этой надежде лихо его не трогает - малое по крайней мере. Большое-то он пока носит в себе. «Они не могут выйти из клетки - потому что они не хотят»(с)БГ
И вот наконец финальный аккорд.
Click to view
У меня дыбом встают на загривке и электризуются волосы, когда я слышу эту песню. Знаете, что такое полет тандемом? Это, когда твоим крылом - парапланом, скажем, управляет другой, а ты летишь с ним вместе. Так храбрые люди даже катают своих детей(см
http://kostik.livejournal.com/287968.html#comments ). Так ангел, но не из предыдущей песни, а настоящий, берет в объятия и несет вверх - давая на миг заглянуть за окоем.
Приходится прятать лицо в ладонях - ты сам по себе не можешь выдержать слепящий свет и огонь Славы Божьей. Но от этого жара ты прячешься в крыльях несущего тебя ангела. Но тут главное - не перепутать - а чьи собственно, это маховые перья. Соблазн счесть их своими велик, но лучше удержаться, или узнаешь на собственной шкуре каково быть Икаром. Но удержись и станешь попутчиком ангела - звездный Возница подбросит вас до заправки, увидишь,
Закатный бронзоволатный - он и фигура на шпиле собора в последних лучах солнца
и грозное напоминание о том, что строго говоря, означает слово ангел. Думаете, это такой человек с крыльями? Ну, знаете, человек с крыльями и в Вавилоне был, и был хранителем одной сторон света вместе с крылатым львом, орлом и волом. Это потом уже они станут символами евангелистов.
Нет само слово «ангелос» означат просто «вестник». Он не сам по себе, он проводник Божьей воли, и по собственному выбору и по своей воле он служит Тому, кому только и стоит служить. Кстати, знаешь, друг, у нас ведь есть вакансии. Не хочешь поработать у нас? На полставки?
Ведь любой человек, выполняя Божью волю, становится отчасти ангелом. Но лишь отчасти, и невозможно человеку вместить понимание Бога, и все друг, тут тебе выходить пока что, иначе вскипающая кровь как при кессонной болезни разорвет легкие. И вот ангел оставляет тебя, взмывая вверх, а ты остаешься, но не таким, как был, а с тяжелой ангелофренией :)
А теперь вернусь к началу. Самое заметное в «Ангелофрении» - это очень громкая фигура умолчания. И то, что Хелависа молчит - хорошо и правильно, я бы даже сказала, целомудренно. Так вот, в каждой песне зияет огромная дыра - именно эта пустота является во многом движущей силой альбома: «я чувствую сквозняк, оттого, что это место свободно». Через весь альбом проходит на грани видимости и слышимости кто-то другой, нежели лирический герой. Так кто же этот Он? Посмеем ли окликнуть?
Хотела было написать в конце подробней, но решила, что уж совсем будет лишним. Во всяком случае это уже будет формат ночного разговора на кухне, а не публичного отзыва.
А в музыке я ничего не понимаю, только могу отметиться, что музыка стала куда сложнее и профессиональнее. Повторю вслед за
hevding, что нынешняя "Мельница" запросто может выдавать хиты времен "Дороги сна", но ей это уже не интересно. А тогдашняя "Мельница" новые песни не то что сочинить -- и сыграть не смогла бы.