ВАРДЗИА

Sep 03, 2006 12:21


Вардзиа - пещерный монастырский комплекс XII в. в долине р. Кура, примерно в 70 км к югу от г. Боржоми, находится в исторической области Грузии - в Джавахетии. Ансамбль создан в основном в 1156-1203 гг., освящен 15 августа 1185 года, в годы правления Георгия III и его дочери царицы Тамары на юго-западной границе Грузии. Царский монастырь, и как крепость и как монастырь имел огромное значение, в целях перекрытия ущелья реки Куры для защиты от иранских набегов. Предстоятели монастыря в то время управляли всеми церковно -монастырскими делами и участвовали в политической жизни страны. Во время нашествия монгол, во второй половине 13-го столетия, монастырская братия активно боролась, за сохранение культурных и религиозных ценностей монастыря. В XVI веке, во время турецкого нашествия монастырь был разгромлен, враг захватил большие культурные и материальные ценности монастыря.В частности такие святыни, как знаменитую икону Божьей Матери, золотые ворота и другие ценности. Во время археологических исследовательских робот проведенных в 1970-71 гг.были определены три основных культурных периода в жизни монастыря. Один относился к раннему средневековью, другой к веку XII, третий датировался XIII-XIVвв.В теле горы были сделаны сотни помещений и переходов между ними, которые простирались вдоль горы в длину на 500 метров, в глубину горы до 50 метров и в высоту на тринадцать этажей. Наружу вели три тайных хода, из которых неожиданно для иноземных захватчиков появлялись тысячи грузинских воинов. Сам комплекс состоит из двух состaвных, собственно из самого монастыря и древней, пещерной деревни - Ананаури, которая датируется X веком.

Строительство комплекса происходило в несколько этапов. На первом этапе-при царе Георгии III (1156-84) был составлен план и сооружены первые келии, на втором этапе (1184-85) план был пересмотрен. По приказу царицы Тамар, центр монастырского комплекса был изменен, в скале была высечена большая церковь Успения Богородицы. Церковь была расписана группой художников, под руководством некоего Георгия, на средства Эристава картлийского Рати Сурамели. На третьем этапе (1185-1203) были завершены работы по созданию фортификационных сооружений и ирригационной системы, а также были высечены все келии монахов. Четвертый этап относится к значительному землетрясению 1283 года. После землетрясения от горы отделился и упал в Куру пласт породы шириной до 15 метров, в результате чего монастырь обнажился и он потерял свое значение как крепость. в конце XIII начале XIV, во времена правления атабага Беки Джакели-Цихисджварели(1285-1306) монастырь восстанавливался и достраивался, во времена правления атабага Иванэ, была построена большая трапезная.

В 1828 году местность Джавахетия была освобождена и спустя некоторое время православными греками в Вардзии была возобновлена монастырская жизнь. В советский период монашеская жизнь в монастыре Вардзиа прекратилась, а в 1938 он был объявлен музеем-заповедником. Трудами Католикоса-Патриарха Илии II, который в конце 80-х годов отслужил в Вардзии первую после закрытия монастыря Божественную Литургию, здесь было возобновлено монашеское жительство.



















В центре монастыря находится главный храм в честь Успения Пресвятой
Богородицы, стены которого покрыты росписями. Фрески хорошо сохранились под слоем копоти. Дело в том, что в 1551 году монастырь был разрушен войсками Иранского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века был захвачен османами.Эти варвары устроили костер из обессиленных и больных монахов прямо посреди Успенского храма, поэтому фрески сразу же закоптились. Впоследствии турки-пастухи, укрывавшиеся в монастыре в зимнее время, нередко разводили в храме костры. В Успенском храме находится изображение царя Георгия III, царицы Тамары и эристава Рати Сурамели, выполненные мастером Георгием в 1180-е гг Это одно из немногих изображений великой царицы, столь древнего происхождения. Прекрасные фрески находятся также в храмах Вознесения и Преображения Господня. Эти уникальные фрески XII века были впервые открыты в середине XX века. Живопись Вардзии является значительным памятником грузинской монументальной живописи.



























Фотографий в полный размер ЗДЕСЬ

Previous post Next post
Up