Выборы окончены и практически все страсти уже улеглись. Самое время описать ту часть работы, которую мы вели в сети интернет, дать ответы на вопросы:
Для чего же была нужна сотня фейков?
Как правильно вести работу с сетью и реально ли соцсетями заменить ОДД? (агитация "от двери к двери", когда агитаторы проводят поквартирный обход избирателей).
Даёт ли интернет электоральный эффекет?
Ответы в этом посте.
В эту кампанию, наша команда работала с продвижением в сети партии Справедливая Россия (СР) по Республиуке Башкортостан. Мой личный опыт участия в избирательных кампаниях более 15 лет. За последние пять лет успешно проведено, или проведено при моем участии, 9 политических кампаний различного уровня, в т.ч. одна международная. Опыт ребят в команде минимум 5 лет, и каждый из них знаком с полевой работой агитатора или акционизмом изнутри. Сочетание опыта, умений и знаний об агитации и способах сетевого продвижения позволили построить работающий механизм сетевой агитации.
Если пять лет назад мы предлагали заказчику "пакет поддержки" его публикаций, путем вбросов или платных публикаций в новостных группах и комментирование в нужном заказчику векторе, то в эту кампанию, я считаю, сделали шаг вперед, объединив стандартный подход с опытом именно прямой агитации, наподобие ОДД, но об этом чуть позже...
Чем удобны социальные сети? Люди сами "говорят" то, что им интересно, они реагируют лайками, комментариями, репостами на те вбросы/новости/утки, которые интересуют именно их, и вы получаете готового, заинтересованного в той или иной теме человека. Это очень удобно! Хотите чтобы вашу книгу читали? - пишите о людях и их пробелмах, дайте им возмодность почуствовать, что книга именно про них! Хотите чтоб вашу песню слушали? - пойте о там, что каждый человек будет применять к себе! Так же поступили и мы - что бы люди нас выслушали и шли на контакт при обрашении в личные сообщения - мы обращались к человеку с "его" проблемой.
У Справедливой России была разработана программа "25 законов справедливости", мы выделили из этих "25 законов" семь, именно те, которые наиболее актуальны для Республики Башкортостан. Прорабатывали создание информационной повестки именно по каждому из этих семи направлений, это позволило разнообразить тематику вбросов и выходящие материалы не выглядили однообразно, одновременно этим расширили охват аудитории.
Мы отказались от платных публикаций в группах (только в одной группе делали платные вбросы, когда повестка утихала, для поддержания "напряжения"). Полностью отказались от покупки или аренды групп на время выборов. Отказались от создания и ведения своего новостного ресурса, их и так полно, только давай инфоповод - напишут сами. Не наше управление группами вполне компенсировалось мощной, для масштабов республики, сетью фейковых аккаунтов, которые предлагали новости или размещали свои вбросы непостредственно в комментариях к тем новостям, которые выкладывали админы групп.
Ежедневно более ста фейков обновляли "свои" странички, выкладывали фото, делали репосты не политических материалов, в общем иммитировали естественную жизнь странички живого человека, при этом еженедельно регистрировалось в каждой социальной сети минимум 30 новых фейков для замены забаненых.
Работу по агитации значительно облегличила федеральная кампания СР по созданию сети "Центров защиты прав граждан" (ЦЗПГ), собственно говоря, именно это и определило основную линию стратегии сетевой кампании. Она была построена по принципу: "Донести до каждого избирателя, что в ЦЗПГ готовы решить его проблему", схематично: "проблема-фиксация-приглашение-решение-фиксация-агитация-удержание-голосование-результат".
При этом, учитывая, что задача стояла получить мандат для кандидата #1 в списке партии СР по Республике Башкортсотан, было принято решение делать упор именно на рост популярности самой партии, а не именно кандидата. Его кампания по одномандатному округу была скорее технической и сам округ был выбран именно по тому принципу, что бы получить более широкие возможности агитации в районах Уфы (примерно 30% электората) с наибольшим количеством проблем граждан, с решением которых им может помочь ЦЗПГ.
Давайте перейдем к инфографике (
данные на основании оф.сайта ЦИК РБ по состоянию на 18.09.2016), отражающей реализацию кампании:
Об особенностях "Башкирских выборных технологий". Ни для кого не секрет, что рьяные национальные республики стараются показать перед Москвой какие то заоблочные результаты по явке и голосованию, но тем не менее, в Башкортостане, председатели УИКов, в основном директора или завучи школ, немного стыдятся и обычно не рискуют украсть ошибиться больше, чем на 50% голосов, то есть, если вы получаете в Башкортостане 20000 голосов, вам скорее всего запишут 10000 голосов. И это не только мое наблюдение, это подтверждено
событиями в Князево. Так же, фактический результат СР по данным этого же показательного среза составил 13,4% (больше, чем мы планировали >_<), убедиться в этом можно, посмотрев таблицу сравнения результатво по УИКам
вот здесь вот, за которую я выражаю огромную благодарность пользователю Александру Кирееву (
kireev). Это пожалуй лучшее доказательство эффективности нашей стратегии. Получше будет, чем любой псевдонаучный "кластерный анализ" агитатора Башкирского ЕдРа
bremmaster.
Идём дальше.
Не знаю почему заказчик не согласовал ОК, по-моему мнению это отличная сеть как раз для ЦА этой кампании, но что либо доказывать заказчику, уверенному в своей правоте, дело неблагодарное.
Сам механизм получения "теплых" пользователей и ведения их "сетевым агитатором" к состоянию "горячих" я подчерпнул из опыта работы с представителями сетевого маркетинга, по сути мы конвертировали в своих избрирателей отреагировавших пользователей и пользователей вирального охвата по принципу воронки продаж.
Мое мнение, что один из самых важных инструментов офф-лайн агитации это встречи с избирателями, на встречах ты точно получишь сторонников, но придется выслушать каждого. Современные программные решения в виде чат-ботов позволяют "выслушать" проблемы каждого пользователя, ведь каждый отреагировавший пользователь, это по сути голос за СР. Пришлось конечно изрядно попариться с созданием "скриптов продаж агитации", но личный опыт полевого обхода каждой двери, в мою бытность агитатором, позволили решить эту задачу.
Хочу пояснить, что с 24 мая по 24 июня - это период решения организационных, административных и хозяйственных вопросов, период подбора и тестирования площадок. В это же время начали делать первые вбросы, анализировать "протестную" реакцию на события предшествубщие выборам, например, зашедшие на федеральном уровне акции:
"Уфимцам предложили скинуться на саммиты",
"Уфимцы установили портреты главы и мэра в ямы на дорогах" или акцию показавшую, что за неделю в Башкортостане легко можно мобилизовать через интернет более чем
10000 человек на политическое действие. Конечно, вы скажите, что это всё последствия полнейшего фиаско технологов БашЕдРа, провал их работы с интернетом и социальными сетями командой поддержки местной власти в целом, но извините, это политическая борьба и любая слабость оппонента - это уже преимущество.
Любая кампания продвижения, а тем более выборная, должна начинатья с социологии. Если нет соц.исследования - это работа вслепую. Так же важно и оперативное получение данных. Ежедневные отчеты внутри бригад, раз в три дня отчет для технолога и еженедельно отчет закзачику. По состоянию на 10 августа, я отчитался, что по нашему направлению сетевой агитации мы получаем минимум 8% избрирателей и контакты этих людей уже находятся в работе у колл-центра. Электоральная база избирателей СР в Башкортостане минимум 5%, а это означает, что вполне ожидаем резульат в 13%, и главное теперь удержать то, что получено. Но этим процессом занималась другая команда, поэтому мы с заказчиком, пожав руки, закончили агитационную сетевую кампанию. Представление кейса окончено.
Буду рад замечаниям, мнениям, и конечно же критике!
P.S. "Мое желание написать этот пост, вызвало неоднозначную реакцию нашей команды, а мы коллективно обсуждаем все решения и действия, голос каждого важен и у нас все равны. Но мои аргументы, почему надо рассказывать и показывать, как мы работаем, были убедительны.
Во -первых, я считаю, что проблема рынка сетевого продвижения упирается в закрытость сообщества и недостаток информации. Компании не хотят показывать, что и как делают, закзачики боятся выделять бюджеты, потому что не знают и не понимают процесса, всякие фуфлыжники, например, пытаются впарить обычное SEO как IT услуги, другие же убеждают заказчиков, что "их продвижение в сети" может заменить все виды рекламы и самое крутое - это напялить на блогера футболку, бейсболку с лого проетка, написать пост в бложике и вывести его в ТОП.
Во-вторых, сегодня, в плане политического продвижения в сети, почти все делают то, что мы делали пять лет назад. Подробно изучив этот кейс, они не получат тот опыт, который мы уже получили. К тому же каждая кампания уникальна, и в каждой кампании есть свои подводные камни. В следующем кейсе, думаю, я расскажу, как получить политический результат использую совершенно другие инструменты и механизмы интернета и социальных сетей. Потому что СР, это не единственный закзачик с которым мы отработали и достигли поставленной цели в этом электоральном цикле."