последние две недели проходим с лео задачи по математике. мой речевой аппарат отваливается. задачи - это очень много слов.
и очень много времени.
никогда не любила в математике задачи. потому что математики в них мало, а вот оформления много. всегда больше любила, условно говоря, примеры. упростить там, уравнение решить, да хоть систему уравнений, хоть синусы-тангенсы, только не задачи. пишешь-пишешь, условие, схема, наименования-пояснения, на выходе не очень интересное уравнение, математический пшик. и потом еще тщательно записываешь ответ. это уже скучно. получать ответ всегда интереснее, чем его записывать.
занимаюсь с лео. стараюсь не задвигать в обучении то, что лично мне самой не очень. дети делают нас лучше, это факт.
проходим задачи. петерсон, людмила наша, свет георгиевна, большая умница. не перестаю удивляться. и даже восхищаться местами. тщательно продуманная, последовательная методика. яркий красочный учебник. математика ложится в мозг как совершенно родная. и вот уже в первом классе очень много задач. задания на составление задач. на составление обратных задач. собираю распоясавшуюся фантазию ребенка в кучу. объясняю, что обратная задача - это те же яблоки, те же васи-пети, только неизвестное другое.
внезапно понимаю, что задачи - это очень интересно (аллилуйя!). задача - это на самом деле очень специфический жанр. математические данные (условие) должны быть упакованы в безупречную литературную форму. составление задач - это очень языковой навык. во-первых, изложение условия должно быть грамотно, содержать необходимый и достаточный набор данных, оно должно быть понятно и непротиворечиво. и неизбыточно. грубо говоря - ничего лишнего. добиваюсь точности формулировок. учу обоих - до рефлекса - что перед тем, как писать ответ (когда задача уже решена), необходимо еще раз прочитать вопрос.
задачи, особенно их составление, формируют специфическое математическое мышление, осознание необходимости и достаточности данных, развивают логику и здравый смысл. только сегодня по специальной цене )))
а в целом, это еще и магия. и осознание собственной воли. когда можно не только есть решать, что дадут, но еще и самому придумывать задания. вообще, творческое осмысление изучаемого предмета очень субъектно, это не цветочки на полях, это полноценная управляемая ребенком деятельность, осуществляемая с помощью данных ему инструментов постигаемой дисциплины. говоря другими словами, когда ребенок решает готовый пример, его деятельность управляется извне. он - марионетка, которую дергают за ниточки. когда ребенок творит, читай - что-то создает, он управляет своей деятельностью сам. и это качественно иное занятие. это превращает ребенка (или взрослого) из объекта обучения в субъект познания. это важная вещь. я стараюсь, чтобы дети и в русском языке как можно больше работали с собственными текстами. тогда правила превращаются из навязанной рутины в инструмент, с помощью которого человек создает привлекательный для окружающих продукт. и учится отвечать за качество плодов своего труда. )))
лео составляет задачи по схеме.
с первой задачей проблем нет. таки две недели не прошли даром. по первой схеме задача составляется такая: у васи было 8 кг яблок, из них 3 кг зеленых, остальные красные. вопрос - сколько красных яблок у васи? отлично. теперь, говорю, сделай неизвестным количество красных яблок. мне кажется логичным - одна часть неизвестна, вторая часть неизвестна, потом целое неизвестно. не хочет. упрямо рисует знак вопроса там, где общее количество яблок. ну, не хочет и ладно. порядок не критичен, в конце концов. критичен результат. составляет задачу. у васи, говорит, было сколько-то яблок. стоп, говорю. в задаче это лишняя информация. то, что у васи было некоторое количество яблок, становится очевидным после того, как мы расскажем, что у него были зеленые и красные яблоки. умение отсекать лишнее при составлении задач - очень важно. а то порой читаешь задачу в учебнике, там очень много лишних слов и в конце не очень понятно, а что, собственно, хотел сказать составитель.
планирую завтра, когда будем писать прописи, поручить лео записать свои задачи. подозреваю, что это быстренько породит лаконичность составляемых условий )))
отличный учебник. я довольна очень. и учебником, и процессом обучения, и результатами.