Секреты Тябана. Часть III. СОМЭЦУКЭ

Jul 27, 2016 16:48

Китайский бело-голубой фарфор с подглазурным кобальтом был хорошо известен в Японии и привозился в больших количествах в период МОМОЯМА, но посуда для чая составляла крошечную часть импорта.

Однако, ближе к концу МОМОЯМА были крупные заказы на чайные принадлежности из китайских печей. Эта керамика сегодня известна как КО-СОМЭЦУКЭ (древний СОМЭЦУКЭ), СЁНДЗУЙ и ГОСУ. Помимо этого, в чае применялись ТЭНКЭЙ (период) АКА-Э (красный «рисунок»), цветной СЁНДЗУЙ и другие разновидности цветной глазури поверх подглазурного кобальта, а также разные керамические изделия, изначально заказанные для других целей, такие как АКА-Э и СОМЭЦУКЭ из Нанкина.




Керамика, известная сейчас как КО-СОМЭЦУКЭ была заказана японскими чайными мастерами в Цзиндэчжень в период ТЭНКЭЙ (1621-7). Это не только чайная посуда, там есть и тарелки. Слово КО (древний) в названии относится не к времени изготовления посуды, а указывает на стиль раннего минского фарфора, в сравнении со стилями позднего МИН и ЦИН.



КО-СОМЭЦУКЭ в форме КАТАМОНО («отлитые вещи») использовались как вазы для цветов. В данном случае, это название не означает, что фарфор был изготовлен литьём, но говорит о том, что изделия были практически идентичны, тщательно сформированы, как диктовали коммерческие реалии того времени. К изделиями КАТАМОНО относятся в том числе известные цветочные вазы ТАКАСАГО.

КО-СОМЭЦУКЭ были сделаны по японскому заказу, и несут на себе нехарактерные для китайской керамики черты: толстый фарфор, неровные края, неоднородности глазури даже декоративное оформление анахронично, чтобы лучше соответствовать японским идеалам.



В дизайне СОМЭЦУКЭ характерны нарисованные от руки пейзажи, рисунки с фигурами людей и животных, птиц и цветов на простом фоне или без него.

Влияние на стиль этой керамики оказали изделия ОРИБЭ из МИНО. Можно сказать, что именно благодаря преобладающему влиянию ОРИБЭ мы можем наслаждаться сегодня КО-СОМЭЦУКЭ в том виде, в котором оно есть.

СЁНДЗУЙ и ГОСУ СЁНДЗУЙ отличаются крупными областями геометрического дизайна вперемежку с птицами, цветами, персонажами и т.д. Специальные цветочные вазы для чая в этих стилях практически не встречаются, но сосудам для вина нашли применение в чайных комнатах.



Таким же образом и снова из Японии, поступил заказ на еще одну партию бело-голубого фарфора, качеством хуже и цветом беднее. Эти изделия называются ГОДЗУ. Среди них были МИДЗУСАСИ, большое количество тарелок и чашек для простолюдинов; остальное - редкость.

Остальной бело-голубой фарфор, который используется для ТЯБАНА, из Кореи, Японии, южных стран (АННАН, южный Китай, Вьетнам), относится к типу СИБОРИ-ДЭ, из-за сходства потеков низкокачественного кобальта с результатом окрашивания ткани скручиванием.











...Продолжение следует

Первая часть
Вторая часть
Подготовлено Домом Живого Чая (https://vk.com/teahouse_nsk)
Вазы для тябана коллекции Дома

Син, ваза, тя но ю, ака-э, такасаго, сэйдзи, фарфор, сёндзуй, чайная культура, катамоно, цветы, Япония, технология изготовления, селадон, сомэцукэ, ханаирэ, чайная церемония, Ко-Сомэцукэ, глазури, тябана, токонома

Previous post Next post
Up