Глоссарий японских и китайских терминов III

Aug 11, 2016 12:02

Ёхэн (букв. меняющие сияние) - китайские чашки (разновидность тэммоку) с кристаллизованными глазурями, отличающиеся переливчатым сиянием.

Идо - чашки для чайной церемонии, созданные в Корее в XV-XVI веках, первоначально - бытовые керамические изделия, чаши для риса.




Имаяки-тяван (букв. чашки нынешнего обжига) - керамические изделия, современные для использовавших их чайных мастеров ( в отличие от старых, изготовленных их предшественниками).

Ин-дзукуси, или суй-ин - рельефный декор в виде оттисков печатей (марок).

Иокогама-сацума - керамические изделия в стиле провинции Сацума, декорированные в мастерских Иокогамы.

Исихадзэ - декоративный эффект естественного глазурования в керамике бидзэн: выход из керамической массы на поверхность изделия крупных включений в виде отдельных зерен минералов или их скопления, образующий бугристую корку.

Иэмото (букв. основа семьи) - глава школы в таких традиционных видах искусств и занятиях, как икэбана, чайная церемония, боевые единоборства, логические игры (го, сёги).

Кайсэки (тя-кайсэки) - разнообразные закуски, угощение, подаваемые гостям во время чайной церемонии.

Какэ (букв. отколы, сколы) - имитация естественных сколов на основании чайной чашки тяван.

Какэвакэ - декор, возникающий при помощи раздельного нанесения цвета на поверхность изделия; разделение предмета контрастным цветом.

Кама - металлический горшок или котел для кипячения воды.

Камогава-иси - камень для приготовления черной глазури, добывающийся в местностях Курама и Кибунэ в верхнем течении реки Камо-гава, пересекающей Киото; научное название - диабазовый туф, или долерит, разновидность древнего базальтового или вулканического туфа, обычно красного, лилового, коричневого или темно-зеленого цвета.

Камон - герб, семейный знак, первоначально принадлежавший феодальному дому и изображавшийся на одежде представителей клана, вассалов, на знаменах, а также в архитектурном декоре и декоре предметов быта, являвшихся собственностью клана. Позднее знаки камон появились у магазинов, торговых домов, династий актеров и т.п.

Канси (букв. китайские стихи) - общее название для стихов китайских поэтов и японских авторов, написанных в китайском стиле.

Карако (букв. китайчонок) - художественный мотив, символическое изображение китайского мальчика с характерной детской прической и в китайском костюме; пришло в японскую символику из Китая как благопожелание мужского потомства и, шире, - процветания и успеха.

Каракуса (букв. китайская трава) - вид орнамента из вьющихся побегов растений или лозы с листьями. Несмотря на отсылку в названии к Китаю, этот орнамент был позаимствован дальневосточными мастерами из декора тканей Сасанидского Ирана (224-651) и более поздних ближневосточных изделий, поступавших в Китай благодаря его торговым связям.

Карамоно - керамика китайского производства, в более широком смысле - любые предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в Китае.

Карамоно-гури - тип резного спиралевидного или растительного орнамента, который использовался в лаковых изделиях в Китае времени династии Мин (1368-1644) и позже.

Карамоно-тэммоку (букв. китайские тэммоку) - чайные чашки тэммоку, созданные в Китае в эпоху Сун (960-1271).

Карамоно-тяван (букв. китайские тяван) - чайные чашки тяван, созданные в Китае в эпоху Тан (618-907).

Касэ-гусури - черная матовая глазурь, по цвету напоминающая потускневший и патинированный металл.

Кё-сацума - керамические изделия в стиле провинции Сацума, декорированные в Киото.

Кё-яки (букв. керамика Киото) - обобщающее название продукции мастерских в Киото.

Кибисё: - архаичное название чайника кюсу, использовавшееся в XVII - начале XVIII века.

Киёмидзу-яки (букв. керамика Киёмидзу) - продукция мастерских, находившихся в районе Киёмидзу в Киото, в основном изделия из светлых керамических масс с надглазурной росписью эмалевидными красками.

Кинрандэ - японское название для китайских экспортных фарфоровых изделий ( в основном производства мастерских Цзиндэчженя) с росписью золотом по красному фону. В середине XVI века подобные изделия создавались преимущественно для японского рынка.

Кинцуги (букв. соединение золотом) - способ реставрации керамических изделий, восполнения утрат и склеивания фрагментов лаком уруси с последующим напылением золота (иногда - серебра) или с использованием другого декора маки-э. Имеет две разновидности: ёби-цуги (утраченные фрагменты заменяются фрагментами других керамических или фарфоровых изделий) и томо-наоси (утраченные фрагменты восстанавливаются только оригинальными фрагментами).

Кириканэ - вид декора лаковых изделий; кусочки золотой или серебряной фольги или вырезанные из фольги фигурные элементы, используемые в лаковом декоре.

Кихагэ (букв. желтые проплешины) - способ декора посредством частичного удаления уже нанесенной черной глазури, при этом обнажившийся черепок покрывался желтой глазурью.

Кихагэ-гусури - прозрачная глазурь слегка желтоватого оттенка.

Кого - керамическая коробочка, баночка с крышкой для благовоний.

Коитя - густой, крепкий напиток, приготовляемый из порошкового чая маття.

Ко-Кутани (букв. старинные изделия Кутани) - группа фарфоровых изделий середины XVII века с надглазурным декором в характерной цветовой гамме желтого, зеленого, синего и фиолетового цветов. Несмотря на то, что эти изделия традиционно приписываются мастерским Кутани (бывшая провинция Кага, теперь - префектура Исикава), современные исследования относят подобные предметы к продукции крупнейшего центра производства фарфора того времени - Ариты.

Корайдзяван (букв. чашки из страны Корё) - керамические чашки корейского производства.

Коро (букв. глазурь) - белая глазурь, использующаяся в основном для курильниц коро.

Косодэ - кимоно с короткими рукавами; во времена до эпохи Муромати (1392-1573) - нижняя одежда, носившаяся с широкими брюками хакама, позднее - самостоятельный предмет костюма.

Ко-сомэцукэ (букв. старые изделия с подглазурной росписью) - название, использовавшееся в Японии для экспортных китайских фарфоровых изделий XVII века с подглазурной росписью кобальтом. Позднее термином сомэцукэ в Японии обозначались как предметы, сделанные в местных мастерских в стиле китайских изделий, так и сама техника подглазурной росписи кобальтом.

Косэки-гусури (букв. минеральная глазурь) - глазурь, при составлении которой использованы различные минералы, добытые на рудниках Мицуи в городе Касима (префектура Сага).

Кугури - низкий проем, ведущий в чайный домик или помещение для чайной церемонии; пройти через кугури можно только склонившись, что подчеркивало равенство участников церемонии и их готовность к смирению.

Кунияки - первоначально, в эпоху Эдо (1603-1868), под кунияки подразумевалась керамика, в основном чайницы тяирэ из мастерских Сэто и Киото, позднее в это понятие стала входить любая керамика, как бытовая, так и созданная для чайной церемонии, из японских мастерских (в основном Сэто, Мино, Сигараки, Бидзэн), в отличие от экспортной керамики.

Куцугата тяван (букв. чашки в виде башмака) - чашки для чайной церемонии с сильно искривленными стенками, смятыми бортами и неровным краем.

Кэдзури - обточка, способ окончательной формовки предварительно высушенного изделия, производится бамбуковым шпателем хэра.

Кэнсан (в китайском произношении цзяньчжан) - китайские чашки гончарных мастерских Цзянь в провинции Фуцзянь, производившиеся в XII-XIII веках.

Кэнсуй - широкий сосуд в форме чаши или горшка без крышки для сливания неиспользованной воды во время и после чайной церемонии.

Кюсу - керамический чайник для заваривания листового чая с боковой ручкой, расположенной под углом к сливу.

...Продолжение следует
Первая часть
Вторая часть

чайная культура, чайная церемония, керамика, Япония, Китай

Previous post Next post
Up