Продолжение про магистратуру будет, целых четыре части - по одной на каждый семестр.
В порядке лирического отступления напишу о первой за последние 10 лет впечатлившей книге.
Это не рецензия и (упаси, боже!) не литературный обзор - оставим это критикам. Здесь будут только мои личные впечатления и мысли, непосредственно порожденные этой книгой.
Первое впечатление - обложка. Интересная, но ничего выдающегося. Просто интересная. Вот такая:
Взрослые люди не судят о книжке по обложке, так? Иногда все же следует, в данном случае обложка тоже имеет значение.
Времена, когда автору было достаточно просто рассказать интересную историю красивым языком, попутно добавив несколько оригинальных идей, очевидно, прошли. Из нынешней мировой книжной свалки (ни разу не боюсь это сказать!) трудно чем-то выделиться, привлечь внимание хоть кого-то. Литературное ремесло благодаря услугам юристов в области авторского права стало мегапопулярным, так как выглядит очень простым. Боже, не надо даже уметь печатать на машинке! Ковыряя по клавиатуре одним пальцем (ну хорошо, двумя) можно все равно успевать быть плодовитым писателем. Да и красивый язык уже не обязателен. Черт с ним, главное - сюжет поизвилистей! В общем, трудящиеся массы вытоптали поляну и заодно читательский интерес, а теперь жалуются, что на писательские не проживешь, ну то такое... Погодите, читающее поколение склеит ласты, тогда вообще некому будет свою халтуру впаривать! К чему это все? А, ну да, вернемся к дому.
Так вот, Марк Данилевский пошел дальше собратьев и помимо острого сюжета (точнее, двух острых сюжетов) предлагает читателю еще и своеобразную форму изложения своей истории. И никаких банальных прыжков во времени - начать с конца, перескочить к началу и закончить серединой - нет, все гораздо интереснее. Книга имеет фрактальную структуру. Модно и современно. Фракталы повторяют на всех возможных уровнях тему книги - ЛАБИРИНТ.
Лабиринт появляется в каждом отдельном сегменте книги в том или ином виде. Буквально - в истории дома Нэвидсона, в пересказе мифа о лабиринте. Метафорически - блуждания в лабиринте, сводящие с ума и калечащие персонажей физически и психически.
Вторая сюжетная линия - история Труэнта тоже представляет собой лабиринт. Труэнт блуждает в лабиринте записей Дзампано и его бурные эротические переживания, описанные с нарочитой физиологичностью, представляют собой не более чем галерею тупиков и фальшивых дверей, никуда не ведущих.
Лабиринт существует и в метафизическом измерении книги. С самого рождения мы идем по лабиринту жизни, изнемогая от усталости, в темноте, полной бесконечных поворотов и тупиков, фальшивых дверей и коварных провалов, и выход из лабиринта - это смерть. Мы можем выйти из лабиринта жизни только в смерть.
Марк Данилевский не был бы современным писателем, если бы не предложил альтернативный выход из лабиринта жизни - в любовь. Любовь Карен и Нэвидсона буквально "растворяет" лабиринт. Но это отравленное яблоко. Цена любви - непомерно высока.
У Труэнта тоже отраженным эхом присутствует любовь - любовь его матери, отравленная ее безумием.
В общем, что бы ты ни делал, жизнь искалечит тебя. А потом убьет. Но сначала тебе будет очень страшно. Много-много раз.
С другой стороны, если повезет, будет еще и любовь, нежность, доброта...
Книга еще и сверстана как лабиринт. Говорят, оригинал книги был в трех цветах: красном, синем и черном. Русский перевод - экономный, в одном цвете, с несоблюдением нумерации страниц. И других двух цветов отчетливо нехватает, так что пнем издательство за то, что не довели сложный проект до ума и сэкономили, считая читателей идиотами. Тем не менее, частично они справились. Вот например:
В общем, кто любит бродить в лабиринтах - не пожалеет о потраченном времени. Атмосфера сводящего с ума страха и ошеломительный свет любви в конце тоннеля темных вод отчаяния - гарантированы. Ну и эстетическое удовольствие тоже. Чувства будоражит, это точно.
Вы еще не читали? Боже, как я вам завидую!