Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам
"Гамлет" Уильям Шекспир
Израильский Шекспир - это Ханох Левин. Конечно это - преувеличение, но многие считают что он единственный израильский драматург, который был достоин так называться. Я полностью согласен с такой точкой зрения. К большому сожалению израильские сочинители пьес, как покойные, так и ныне здравствующие на уровень профессиональных драматургов не тянут. Собственно и Х.Левин выделился среди остальных именно по этой причине.
В 1985 году, он написал пьесу Холостяки и холостячки (רווקים ורווקות). Премьера состоялась только в 2002 году (3 года спустя его ухода из жизни) в Камерном театре (ТА). Запомните пожалуйста этот факт.
Для начала, я предлагаю посмотреть
3-минутный ролик, снятый на репетиции новой постановки в "Гешер" и послушать размышления актёров о пьесе.
Послушали ? Какое у вас сложилось мнение о пьесе ? Я внимательно прослушал 3 раза, и у меня сложилось впечатление, что речь идёт о серьёзной социальной пьесе, тем более что наряду с политической сатирой, именно социальная тема занимала Левина. Также в ролике прозвучало, что неизвестно какой бы была пьеса, напиши он её сегодня, и неизвестно, какие точно мысли он вложил в эту пьесу. Ну, в этом и состоит (в числе прочего) должнось режиссёра-постановщика. Трудно судить драматурга по спектаклю, зато можно судить режиссёра, и удача и провал - это результат его работы.
Амит Эпштейн поставил в театре "Гешер" к 20-летию смерти Ханоха Левина эту пьесу. Данная постановка у меня лично вызвала несколько недоуменных вопросов. Главный из них: какую пьесу поставил Эпштейн ? В гешеровском буклете ... впрочем читайте сами:
Смешная до слёз комедия не может быть серьёзной. Другими словами, она предназначена для того, что бы зрители не напрягались житейскими проблемами, а наоборот провели приятный вечер посмотрев весёлый спектакль. Но если такова и была идея постановщика, то как он не обратил внимание на тот факт, что вся пьеса буквально пронизана длинющими монологами. Эти монологи идут один за другим, длинные, неуместные, а посему и невыносимо скучные. Актёры строчили ими как из пулемёта, но я переставал их слушать уже к концу 1-го предложения. Такое обилие длинных монологов, убьёт любой спекталь, даже на самую серьёзную и животрепещущую тему. Что говорить про смешную до слёз комедию.
Я думаю совсем не случайно 17 долгих лет никто не ставил эту пьесу, а начали ставить только когда автора уже канонизировали. Имхо, режиссёр объязан или поставить пьесу так, чтобы спектакль можно было смотреть, или, если это невозможно, попросту должен отказаться от постановки.
Следующий вопрос: какими средствами постановщик постарался рассмешить зрителя до слёз ? Нарратив пьесы весьма скудный - жевательная резинка - так что этого средства хватит ненадолго. Ну так для этого есть известные, проверенные временем рецепты. Во первых - юмор ниже пояса, действует безотказно! Второе - гротескный грим и костюмы, тоже очень эффективно. Вот в результате и вытянули на смешную до слёз комедию.
Подвожу неутешительные итоги:
актёры очень хорошо и даже талантливо исполнили свои роли
художник по костюмам (Уля Швецова) создала замечательные костюмы, я кстати уже не первый раз отмечаю её работу
режиссёр-постановщик ... тут всё неоднозначно, с одной стороны он очень хорошо справился: сценография, костюмы (ведь он должен сначала задать направление, а потом их утвердить), работа с актёрами ... а с другой стороны он не понимает элементарных принципов режиссуры ... разве что понимает, но игнорирует из коньюктурных соображений.
P.S. сцены из спектакля найти не удалось, так что ограничуть приведённым выше роликом.