А может быть это даже хуже халтуры ?

Sep 30, 2019 17:31

Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам
"Гамлет" Уильям Шекспир

Израильский Шекспир - это Ханох Левин. Конечно это - преувеличение, но многие считают что он единственный израильский драматург, который был достоин так называться. Я полностью согласен с такой точкой зрения. К большому сожалению израильские сочинители пьес, как покойные, так и ныне здравствующие на уровень профессиональных драматургов не тянут. Собственно и Х.Левин выделился среди остальных именно по этой причине.
В 1985 году, он написал пьесу Холостяки и холостячки (רווקים ורווקות). Премьера состоялась только в 2002 году (3 года спустя его ухода из жизни) в Камерном театре (ТА). Запомните пожалуйста этот факт.
Для начала, я предлагаю посмотреть 3-минутный ролик, снятый на репетиции новой постановки в "Гешер" и послушать размышления актёров о пьесе.
Послушали ? Какое у вас сложилось мнение о пьесе ? Я внимательно прослушал 3 раза, и у меня сложилось впечатление, что речь идёт о серьёзной социальной пьесе, тем более что наряду с политической сатирой, именно социальная тема занимала Левина. Также в ролике прозвучало, что неизвестно какой бы была пьеса, напиши он её сегодня, и неизвестно, какие точно мысли он вложил в эту пьесу. Ну, в этом и состоит (в числе прочего) должнось режиссёра-постановщика. Трудно судить драматурга по спектаклю, зато можно судить режиссёра, и удача и провал - это результат его работы.
Амит Эпштейн поставил в театре "Гешер" к 20-летию смерти Ханоха Левина эту пьесу. Данная постановка у меня лично вызвала несколько недоуменных вопросов. Главный из них: какую пьесу поставил Эпштейн ? В гешеровском буклете ... впрочем читайте сами:


Смешная до слёз комедия не может быть серьёзной. Другими словами, она предназначена для того, что бы зрители не напрягались житейскими проблемами, а наоборот провели приятный вечер посмотрев весёлый спектакль. Но если такова и была идея постановщика, то как он не обратил внимание на тот факт, что вся пьеса буквально пронизана длинющими монологами. Эти монологи идут один за другим, длинные, неуместные, а посему и невыносимо скучные. Актёры строчили ими как из пулемёта, но я переставал их слушать уже к концу 1-го предложения. Такое обилие длинных монологов, убьёт любой спекталь, даже на самую серьёзную и животрепещущую тему. Что говорить про смешную до слёз комедию.
Я думаю совсем не случайно 17 долгих лет никто не ставил эту пьесу, а начали ставить только когда автора уже канонизировали. Имхо, режиссёр объязан или поставить пьесу так, чтобы спектакль можно было смотреть, или, если это невозможно, попросту должен отказаться от постановки.
Следующий вопрос: какими средствами постановщик постарался рассмешить зрителя до слёз ? Нарратив пьесы весьма скудный - жевательная резинка - так что этого средства хватит ненадолго. Ну так для этого есть известные, проверенные временем рецепты. Во первых - юмор ниже пояса, действует безотказно! Второе - гротескный грим и костюмы, тоже очень эффективно. Вот в результате и вытянули на смешную до слёз комедию.
Подвожу неутешительные итоги:
актёры очень хорошо и даже талантливо исполнили свои роли
художник по костюмам (Уля Швецова) создала замечательные костюмы, я кстати уже не первый раз отмечаю её работу
режиссёр-постановщик ... тут всё неоднозначно, с одной стороны он очень хорошо справился: сценография, костюмы (ведь он должен сначала задать направление, а потом их утвердить), работа с актёрами ... а с другой стороны он не понимает элементарных принципов режиссуры ... разве что понимает, но игнорирует из коньюктурных соображений.

P.S. сцены из спектакля найти не удалось, так что ограничуть приведённым выше роликом.
Previous post Next post
Up