Милослав Чемоданов о спектаклях "Практики"

May 17, 2011 16:45

Originally posted by bad_newcomer at Когда я был деревянным
Последние недели полторы у меня взялась привычка наведываться вечерами в театр (я рад). Получается почти как раньше я в кино ходил. Так же собираюсь после работы и еду за билетом - одно что не на фильм, а на спектакль. (так еще совпало, что в кино все это время идет сплошная дрянь). И, если в случае с кино я неизменно отправлялся в "Пионер" или "Европу", в театр я тоже хожу с постоянством - в "Практику". Ну вышло так. 
Ну и понятно, что вышло неплохо. Все знают, что "Практика" - театр из сильных, постановки его очень нередко ходят в "нашумевших" и даже "долгожданных". Подтверждаю: все, что ни дают здесь, все - на уровне. Понятно, что-то тебе будет больше по вкусу, что-то - меньше, - тут как в хорошем ресторане: нет блюд, которые бы местные повара испоганили, но тебе все равно лучше бы выбрать то, что твое.
Сначала, в позатот четверг, если не путаю, я сходил на спектакль "Где-то и около". Там про женщину, некрасивую, да и не первой молодости. И вот эта женщина решает дать объявление в газету, в раздел "Знакомства". Да, я забыл сказать, что еще эта женщина была страшно одинокая. Спектакль вообще-то - сатира, но с серьезным упором на жалость. То есть, увидев героев, ты сначала посмеиваешься - больно несуразные они, - а потом их становится жалко. Кстати, и посмеиваешься ты не зло, а примерно как во время видео с падающими карапузами - есть такие, где показывают неловких маленьких детей, которые еще фигово ходят и из-за этого все время падают  потешно. Ну вот и здесь так - только героям лет по сорок. И про гоероев: есть, кроме тетка, например, наборщик объявлений - он с ней прямо в редакции газеты знакомится. Он там просто лапшой из пакета обедает и поэтому сразу же вызывает у нее прилив женской жалости. Ну и еще один мужик есть, он тоже объявление приходит дать. Этот для смеха все время матерится, такой он как бы насквозь матерщинник. А у него двое детей, выясняется, - сыночек и лампочка-дочка, то есть а сам он - отец-одиночка. И выходит, его тоже жалко. А ведь женская жалость у нас имеет обыкновение очень быстро трансформироваться в сексуальный позыв! Это как эдипов комплекс наоборот. Вот становится тетке жалко мужика - и все, что хочешь ты делай с ней, тянет ее ему отдаться. Чтоб, типа, хоть как-то у него наладилось. Благодаря ей. Ну вот и эта начинает спать с обоими. И тут ее становится жальче всех. Дуру. 
Еще я сходил на спектакль "Комедия" Ивана Вырыпаева (ну вдруг кто-то видел его фильм "Кислород". Тряпочкин говорит, что даже спектакль одноименный смотрел, когда его в Екатеринбурге  показывали). В "Комедии" играют двое  - мужичок и девочка, оба - в очках. Они выходят и с ходу начинают травить анекдоты. Старательно так. Я бы даже сказал, надрывно. И вот тема в том, что что-то в этих анекдотах не увязывается. То ли упущено что, то ли в развязке напутано, только не смешно выходит. Один раз не смешно, два не смешно, и вот так - снова и снова. Когда актеры меняют наряды - немножко смешно (они там такое время от времени делают - выходят незаметно со сцены, а потом возвращаются, одетые в глупость какую-нибудь забавную - бабочку там или инопланетянина). А сами анекдоты - неа, не смешно. И актеры при этом рожи делают хитрые-хитрые - типа "понимаем-понимаем: ты чуешь, как несмешно? неспроста это!" Мол, дождись конца - и поймешь, в чем Идея, а пока можешь сам догадаться попробовать. Так ты весь спектакль понемногу изводишься - как будто тебя по эрогенным зонам (культурно выражаюсь - пост про театр все-таки) трогают-трогают, а кончить не дают. К финалу с божьей помощью разгадка действительно обнаруживается, и зал вздыхает радостно - не обманули, выдали! Тут и там звучат смешки облегчения. Получается, что есть-таки у авторов Идея, просто они как творческие люди решили донести ее таким мудреным образом. Ну, как те чудики, которые строят из пивных банок копии Эйфелевой башни или Большой китайской стены... И мне понравилось - правда, дело не столько в финале. Во-первых, действо меня удивило - а такое со мной не то чтобы часто случается. Во-вторых, интересны были некоторые ходы психологические (сродни эффекту Кулешова. например, идет анекдот и в то же время звучит  грустная музыка, которая придает рассказу видимость потаенного драматичного смысла. подобные штучки). Ну и в-третьих, девочка хорошая. Приятно было смотреть и на нее, и на то, что она делает (конечно, и она "петуха дает" порой, но для театра это, думаю, нормально - поди без фальши полтора часа отхерачь). Ей, мне тут сказали, 23 года всего, умнице.
"Пиноккио", вот что понравилось мне больше всего. Ну да, поначалу у меня было тревожное предчувствие. У любого было бы - передо мной с улыбкой Бин Ладена уселась мадам с младенцем на руках. Нет, ну объясните мне, что может быть в голове у женщины, которая готова прихватить с собой на двухчасовой спектакль ребенка в возрасте до года? Она что, зла на весь мир и хочет, чтобы окружающие ответили сполна за ее токсикоз? Это как при посадке на самолет - когда люди видят, что с ними собирается лететь мамаша с младенцем, у них так меняются лица, будто на самом деле она - террористка-смертница, в последний раз проверяющая, хорошо ли на ней закреплены провода. Только если перелет бывает необходим ребенку в силу разных обстоятельств, я отчего-то верю, что без театра он до поры до времени вполне способен обойтись... И уж не знаю, что добавила в молоко эта мамаша, но ребенок проспал все представление сном ммм младенца. Мы же тем временем увидели нечто дерзкое. Неожиданное. По-настоящему впечатляющее. Винтажно-камерное - и в то же время без сомнения современное. Классическая сказка Коллоди, чуть забытая с детства, оказалась подана блестяще и с легкостью разбудила дремавшее воображение (а разве не в этом сила театра? когда за набором расписанных декораций зритель становится способен представить себе города и целые миры? что-то меня потянуло на громкие слова - так и зарваться недолго). Разыгранная всего на четверых актеров, история для меня приобрела масштабы крепкого блокбастера. Алиса Гребенщикова, дочь певца, я помню ее еще по Снежинску - когда я посмотрел там на кассете "Американку", а потом она, уже чуть на сносях, снялась на обложку PLAYBOY (тогда я еще там не работал, но обложку помню), - она тут играет Пиноккио. Играет залихватски (с ее интонациями я теперь то и дело вставляю "нам будет весело, мы будем пить компот!"). Здесь очень точно показано, что эта история - про выбор. Где взвешиваются амбиции, нежность, стремление быть Кем-то и стремление быть с кем-то. "Когда я был деревянным, я был смешным" - повторяет мальчик по имени Пиноккио, когда все подходит к концу, и я, не ребенок, готов разреветься. 
Вот что-то такое я хотел рассказать. Ну и это не конец, я снова собираюсь на спектакль) Помимо прочего, в кино ведь все еще показывают дрянь.
Previous post Next post
Up