Пятый день моего швейцарского путешествия стал самым затратным за всю поездку. Если не считать расходы на жилье и бензин, тот за один день я оставил тут столько же денег, сколько ушло на культурную программу за остальные пять дней поездки вместе взятые. А все потому, что я отправился в один из наиболее популярных центров швейцарского туризма - на гору Горнерграт. Цены, которые в Швейцарии и так не маленькие, в местах массового туризма взлетают просто в космос.
Но поездка по сумме впечатлений стоила потраченных денег. В этот день я установил свой скромный рекорд высоты 3135 метров, поиграл в снежки в разгар августа и познакомился со швейцарской железной дорогой. Горнерграт - это одно из красивейших мест, что мне доводилось видеть в своей жизни.
Проснулся я в арендованной на двое суток квартире на окраине Сьона. Так как жилье в регионе Церматта стоит очень дорого, я нашел комнату в 75 км от цели, справедливо решив, что 75 км - это всего час езды, а экономия на стоимости комнаты существенная. Мне эта квартира обошлась в 60 франков в сутки, что, учитывая комплектацию, было относительно бюджетно.
01. Так выглядел главный зал квартиры. При желании тут можно было даже готовить или разжечь камин.
02. Но в моем формате путешествий я использую съемное жилье лишь для сна. Кровать и душ - вот и все что мне нужно от комнаты, так что почти все блага этой квартиры остались мною невостребованными.
03. Дворик с шикарным видом на долину.
04. Если бы не мой активный формат путешествия, может я бы и залип тут на денек, сидел бы на травке, пил пиво, смотрел на огромное пространство перед глазами и медитировал.
05. Так выглядит дом, в котором я ночевал эти два дня. За открытой дверью находится мое жилье.
06. Самым сложным квестом было найти этот дом в лабиринте деревенских улочек, узких настолько, что двум машинам там не разъехаться. Навигаторы и гугл этого адреса не знают, так что пришлось останавливаться и спрашивать местных жителей, как добраться к этому дому. Никто из местных на английском не говорил, так что объяснялись на языке жестов и пяти известных мне французских слов.
07. При желании можно было подкрепиться яблоками с видом на замки Сьона.
08. Время идет, а у меня на этот день большие планы - так что в путь!
09. Моя главная цель сегодняшнего дня находится где-то там посреди горного массива, что виден на горизонте.
10. На склоне одной из гор заметил антенное поле какого-то объекта.
11. Горы все ближе и ближе.
12. В Швейцарии очень трудно концентрироваться на вождении, так как вокруг столько красот, которые хочется созерцать и фотографировать. Спасают лишь идеальные дороги, не требующие особой концентрации на управлении автомобилем.
13. Швейцарские деревушки все похожи одна на другую и все одинаково излучают уют, благополучие и беззаботность.
14. Мне кажется, что жить там постоянно для городского жителя было бы очень скучно, но погостить недельку среди тишины, зеленых лугов и заснеженных пиков - самое то.
15. Последние километры дороги.
16. И вот я на месте. Парковочный терминал деревушки Täsch - крайний пункт, куда можно добраться на автомобиле. Дальнейший путь для частного автотранспорта закрыт с 1972 года и продолжить путешествие можно только на поезде. Тут то и начинается территория больших расходов.
17. В Теше припарковаться можно лишь в парковочном терминале - все остальные парковки в деревне частные и принадлежат отелям. Парковка тут почасовая до восьми часов, после восьмого часа автоматически включается суточный тариф. Так было и в моем случае. Я оставил автомобиль в терминале на 8 часов и 30 минут, но платить пришлось как за 24 часа, что вылилось в 15,50 франков (1 франк = 1 евро).
18. Инфраструктура тут, конечно, образцовая. Все очень дорого, но и сервис на высоте, видно, за что платишь деньги. Парковочный терминал прилегает прямо к железнодорожной станции, от которой отходят поезда в Церматт. В центре кадра масштабная модель всего горного массива этой части Швейцарии.
19. Станция железной дороги излучает швейцарский перфекционизм - идеальная чистота, обилие цветов и отсутствие рекламы.
20. На выходе из парковочного терминала девушки раздают прибывшим туристам брошюры с картой местности, на которой мультяшно и очень наглядно нарисованы все достопримечательности курорта.
21. Высота расположения этой станции 1437 метров согласно википедии или 1495 метров согласно моему телефонному альтиметру.
22. Поезда в Церматт отправляются каждые 20 минут. Билет туда и обратно стоит 16,40 евро, но ехать всего 5 километров, которые поезд преодолевает за десять минут.
23. Вагоны имеют большую площадь остекления, позволяющую туристам любоваться горными пейзажами по пути и удобные диванчики для больших туристических групп.
24. Но классические сидячие места лучше подходят для наблюдения за проплывающими за окнами пейзажами..
25. Какой же кайф сменить место водителя на пассажирское! Наконец-то можно не отвлекаясь на вождение смотреть в окно и фоткать, фоткать, фоткать!
26. Начало путешествия было многообещающим, но главные красоты ждали меня впереди.
27. Через десять минут мы прибыли на конечную станцию - вокзал Церматта, одного из главных швейцарских курортов.
28. Центральная улица городка пестрит вывесками с названиями известных люксовых брендов. Основной контингент отдыхающих в Церматте отнюдь не бюджетные путешественники. Люди с деньгами приезжают сюда их тратить и Церматт предоставляет им максимум возможностей для этого.
29. Примерно четверть туристов были из Японии. Японские туристы - это лакмусовая бумажка массового туризма. Вы никогда не встретите японского туриста за пределами максимально раскрученных достопримечательностей Европы. Ни одного японца я не видел на прекраснейшем перевале Сен-Готард, но в Церматте японец каждый третий или четвертый прохожий.
30. В этом городке расположена нижняя станция зубчатой железной дороги Gornergratbahn, при помощи которой я планирую сегодня добраться до вершины одноименного горного кряжа.
31. Почти все дома в Церматте - это отели. Городок живет только за счет туризма, который тут бурлит все 365 дней в году.
32. Очередной поезд отправляется на вершину Горнерграта.
33. Особенностью Церматта является то, что тут полностью запрещен частный автотранспорт, а все перевозки в городе осуществляются электромобилями, представляющие собою стремные коробки на колесах. О Церматте и его электромобилях будет отдельный пост.
34. Так выглядит нижняя станция зубчатой железной дороги, расположенная на высоте 1604 метра.
35. День предстоял насыщенный и я решил перед подъемом подкрепиться. Заведений фаст-фуда и кебабных в Церматте нет, только рестораны, в одном из которых я и присел, так как он привлек меня ценой в 19 франков за обед. Пожалуй, это был самый дешевый ресторанчик в Церматте, но и обед был так себе.
36. Первое было представлено жидкой похлебкой.
37. А на второе была картошка-фри с сосиской. Вместе с маленьким пивом и чаевыми обед обошелся мне в 25 франков. Еда в Швейцарии - одна из самых дорогих статей расходов, но за четыре дня поездки я чуть подустал от бутербродов и решил, что раз сегодня все равно моим финансам будет нанесен урон, то 25 франков особо ситуацию не спасут.
38. Самым дорогим аттракционом сегодняшнего дня стал подъем на Горнерграт. Я решил брать билет в одну сторону, а спускаться назад пешком. Билет в одну сторону обошелся мне в 45 франков, туда и назад был бы соответственно 90.
39. Внутри поезд ничем особо не примечателен. Обычный пассажирский вагон мало чем отличающийся от вагонов немецких пригородных электричек.
40. Предвкушая шикарные панорамы, я занял место у окна, открыл форточку и высунулся наружу с фотоаппаратом. Виды на протяжении всей поездки были просто великолепными, судите сами.
41. Первые несколько минут за окнами мелькали панорамы отелей Церматта.
42. Когда город закончился, начались природные красоты.
43. В салоне вагона кроме меня были одни японцы.
44. Длина зубчатой железной дороги 9 340 метров, но перепад высот, который преодолевает поезд на этом отрезке, составляет внушительные 1500 метров. На снимке видна самая известная гора Швейцарии - Маттерхорн.
45. С набором высоты лес начинает редеть и глазам открывается все больший и больший объем пространства.
46. И где-то на середине пути пейзажи становятся такими, от которых захватывает дух!
47. Проезжаем противолавинную галерею.
48. В такие минуты понимаешь, что выбрал удачный маршрут для знакомства со швейцарскими железными дорогами.
49. Потрясающий вид на долину внизу.
50. Снега и ледники с каждой минутой пути становятся все ближе.
51. Обратно я решил спускаться пешком не из соображений экономии, а потому что хотел познакомиться с высокогорной природой Швейцарии поближе. Одну часть маршрута - либо подъем либо спуск нужно обязательно пройти пешком, так как из окна поезда можно получить лишь очень беглое представление об этих местах.
Снял коротенькое видео на последнем километре пути:
Click to view
52. Горный кряж Горнеграт находится между двумя ледниками Gornergletscher и Findelgletscher и виды на оба ледника отсюда открываются великолепные.
53. Не менее впечатляюще выглядит также верхняя станция железной дороги.
54. Рядом с которой находится отель с обсерваторией, своим видом напоминающий колонию землян на далекой планете.
55. Конечная станция зубчатой железной дороги и шикарная горная панорама в качестве заднего фона. Дорога заняла около сорока минут.
Небольшое видео, снятое на станции:
Click to view
56. Встроенный альтиметр по привычке накидывает полсотни метров, реальная высота расположения верхней станции составляет 3 089 метров.
57. Даже барашка Волли это знает.
58. Здание отеля с башнями для телескопов было построено в период с 1897 по 1907 год и на сегодняшний день этот отель является самым высокорасположенным отелем Швейцарии и вторым по высоте расположения в Европе (первый находится в Австрии и расположен на 100 метров выше). Одиночный номер тут стоит 230 франков, двухместный 320.
59. Крытое помещение внутри ресторанной террасы.
60. Вид на ледники. Фотография совершенно не передает масштаб и величие этого пейзажа. Такие моменты нужно пережить самому.
61. На таких высотах тоже существует жизнь - тут обитает колония альпийских галок, которых подкармливают многочисленные туристы.
62. Когда на календаре середина августа, а перед глазами такие огромные заснеженные пространства - это впечатляет.
63. Альпийская галка крупным планом.
64. Когда поднимаешься на вершину Альп и видишь такую картину, сразу становится ясно, кто правит этим миром.
65. Даже не представляю, сколько стоит обед в этом ресторане с видом на ледники.
66. Кто-то путешествует с ребенком.
67. Забрался на самую высокую точку кряжа 3135 метров. До сих пор это число является моим рекордом высоты.
68. К сожалению, погода начала портиться и облака скрыли самую известную гору Швейцарии - Маттерхорн, которая на снимке находится возле левой башни обсерватории. Но виды и при такой погоде завораживают.
69. К отелю прилегает станция канатной дороги. Куда она ведет, не знаю, в этот день канатка не работала. Возможно, зимой при помощи канатки доставляют постояльцев отеля на одну из горнолыжных трасс.
Погонял птичек на вершине кряжа:
Click to view
70. Парочка видов на ледники с высшей точки Горнерграта.
71. Захотелось иметь с собой палатку и рюкзак со всем необходимым и просто пойти куда глаза глядят в сторону гор подальше от цивилизации. Некоторые так и делали - внизу у ледника я видел группу туристов, которые отсюда напоминали крохотных муравьев.
72. Помимо отеля и ресторана есть тут и сувенирный магазинчик со стандартным ассортиментом - открытки, магнитики, швейцарские ножи и швейцарские часы.
73. Каждый желающий может оставить свой след на вершине.
74. Не забыты потребности религиозных людей.
75. Покормил птичек, они тут явно прикормлены туристами, подходят к человеку очень близко, но дистанцию держат.
76. Осмотрев станцию со всех ракурсов, я отправился пешком в обратный путь.
77. Пейзажи в этих местах - чистый восторг!
78. Запечатлил себя на границе цивилизации и мира дикой природы.
79. Удивительно, что на такой высоте, где снежный покров сходит лишь на несколько месяцев в году и вокруг нет ничего, кроме камней, умудряются расти растения, и не просто расти, но еще и цвести.
Не устоял перед тем, чтобы сделать привал на краю скалы и попытаться загрузить в память как можно больше деталей этой картины, которую однозначно могу внести в список красивейших мест из тех, что мне доводилось видеть.
Click to view
80. Такие пейзажи сопровождали меня половину пути, пока не началась лесистая часть гор.
К тому времени погода ухудшилась и начался дождь, который размыл тропинки. Я был обут в обычные кеды и вскоре тонкий протектор забился мокрой грязью и идти стало скользко. Помимо этого, тонкая подошва никак не амортизировала касания ног с землей и на спуске я изрядно отбил себе пятки, так что последние часа два пути каждый шаг отдавался болью. В итоге 10 километров спуска стали настоящим испытанием, к концу которого я мечтал только об одном - добраться поскорей до поезда и присесть. Болели и отбитые пятки, и мышцы ног, не готовые к таким нагрузкам. Про этот спуск я расскажу как-нибудь отдельно, так как интересного фотоматериала я там наснимал на сочный пост.
81. Когда я по лесным тропинкам, превратившимся в болотные тропы, выбрался к городу и почувствовал под ногами асфальт, идти стало легче.
82. А те ощущения, которые я испытал, когда добрался до поезда и у меня наконец-то появилась возможность присесть, можно охарактеризовать одним словом - оргазм. Ноги просто пели песни!
На поезде я доехал до парковочного терминала, доковылял до машины и затем благополучно достиг уютной квартирки, где принял душ и обессиленный, но счастливый рухнул в кровать.
Приключение получилось незабываемое и я был безумно довольным сегодняшним днем, а заряд позитива и восторга, который я получил там в горах, трудно описать словами. Подъем на Горгенграт обошелся мне в сотню евро, не считая расходов на бензин и он однозначно стоил этих денег.
Завтрашний день был последним днем моего трипа и обещал быть не менее ярким по части впечатлений, но об этом в следующих постах.