Трамвай считается практически исключительно городским видом транспорта. Трамвайные вагончики гармонично и привычно выглядят на фоне городских пейзажей среди царства автомобилей, бетона, асфальта и стекла. За пределами своей урбанистической среды обитания этот вид общественного транспорта выглядит довольно экзотично, особенно если фоном выступает скалистая местность, покрытая густым лесом и пересекаемая множеством горных ручейков. Именно о такой уникальной трамвайной линии будет мой сегодняшний рассказ.
Этот лесной трамвайчик называется Кирничтальбан. Что в дословном переводе с немецкого значит - железная дорога проходящая вдоль долины речки Кирнич. Об этой достопримечательности национального парка "Саксонская Швейцария" я узнал еще несколько лет назад и в 2010 году посетил это место. В то время у меня с собой была только мыльница и сохранилось всего несколько фотографий, поэтому этим летом я решил второй раз съездить в это замечательное не только благодаря трамвайной линии место и написать об этом фотоотчет.
Для начала пару слов о национальном парке "Саксонская Швейцария". Это один из красивейших в Германии национальных парков с уникальным ландшафтом образованным массивом песчаниковых гор. Три четверти национального парка находится на немецкой территории, а четверть на чешской и называется соответственно Чешская Швейцария. Самая знаменитая туристическая достопримечательность Саксонской Швейцарии - знаменитый
Бастайский Мост, фотография которого вошла в официальную коллекцию обоев для рабочего стола для Windows 7. Как правило знакомство туристов с Саксонской Швейцарией ограничивается лишь этим мостом и прилегающими к нему смотровыми площадками. Хотя национальный парк богат на разного рода достопримечательности и изобилует открыточными видами.
Добраться сюда можно многими путями, включая старинные колесные пароходы Саксонского пароходства, регулярно курсирующие в эту местность в летний сезон. Но самый быстрый и удобный путь - пригородная электричка, отправляющаяся из Дрездена каждые полчаса. Комфортабельный двухэтажный поезд доезжает сюда за минут сорок, причем дорога проходит по весьма и весьма живописной местности так что рекомендую занять место у окна на втором этаже и наслаждаться мелькающей за окнами красотой.
Но цель моей поездки сегодня не горы а трамвай, поэтому я спокойно проезжаю все самые знаменитые туристические достопримечательности Саксонской Швейцарии и выхожу на станции маленького городка Bad Shandau.
Дрезденская пригородная электричка и встречный чешский товарняк:
Железная дорога проходит на противоположном от Саксонской Швейцарии берегу поэтому чтобы попасть в городок Bad Shandau придется воспользоваться паромной переправой.
Бад Шандау хоть и маленький городок но очень уютный и красивый:
В подобных местах редко увидишь толпы туристов, поэтому ничто не нарушает спокойной атмосферы на уютных старинных улочках.
Во дворах сушиться белье, а на переднем плане речушка Кирнич, которая дала название местной трамвайной линии.
Найти трамвайную остановку не составит труда, так как на каждой городской улочке есть стрелка с указателем на главную достопримечательность городка. Десять минут неспешной прогулки по городу и я в городском парке Бад Шандау, где начинается трамвайная линия.
Обслуживают линию очаровательные старенькие ГДР-овские трамваи вагоностроительной фабрики Гота.
Примечательно, что такие трамваи поставлялись также в некоторые города СССР. В свое время они использовались львовским трамвайным хозяйством и самое удивительное, что Гота-трамваи работают на одной из трамвайных линий в Евпатории и по сей день.
Трамваи Гота были переняты Кирничштальбаном в б/у состоянии у восточно-германских трамвайных хозяйств таких городов, как Йена, Плауэн, Цвикау и в 90-х годах после основательной модернизации продолжили работу в столь экзотичном месте.
Рабочее место водителя:
Интерьер трамвая обшит деревянными панелями, отчего внутри по-домашнему уютно:
Что мне не понравилось - это современные сиденья, которые выглядят пришельцами из будущего в этом царстве классики и немного портят стилистическую целостность интерьера.
Сцепка вагонов:
Ширина колеи Кирничтальбана - 1 метр. Колея на протяжении всего маршрута однопутная с несколькими разъездами на остановках.
Трамвай отправляется в путь а я сажусь возле окна и фотографирую местность по дороге к конечной станции.
Прежде чем продолжить рассказ об этой поездке постараюсь вкратце рассказать историю этой уникальной трамвайной линии:
В конце 19-го века стремительно увеличивается туристический поток в Саксонскую Швейцарию и в 1893 году создается комитет по строительству и эксплуатации трамвая от станции Шандау через долину речки Кирнич. Изначальные планы предусматривали строительство кольцевой железной дороги от центра городка Бад Шандау до чешской границы, через приграничные чешские городки и назад в Бад Шандау. После того как план строительства железной дороги был одобрен возникли споры о типе привода. По причине дороговизны электрического привода (нужно было строить электростанцию) городской совет Бад Шандау склонялся к постройке трамвайной линии на паровой тяге. Но саксонское правительство отклонило этот вариант и после споров, которые длились вплоть до 1898 года было решено строить электрический трамвай.
В январе 1898 года было начато строительство электростанции и были достроены пути до Лихтенхайнского водопада. По причине дороговизны изначальный проект кольцевой дороги так никогда и не был достроен.
27 мая 1898 года состоялось торжественное открытие линии трамвая Кирничтальбан, которая соединила городской парк Бад Шандау и Лихтенхайнский водопад. На то время это была исключительно прогулочный трамвай, который эксплуатировался лишь в летний сезон с мая по октябрь.
Для трамвайной линии Кирничтальбан были закуплены шесть трамваев построенных фирмой "Waggon- und Maschinenfabrik AG vorm. Busch" из саксонского города Баутцен (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG)
В первые годы эксплуатации Кирничтальбан столкнулся с многими проблемами - трамваи часто сходили с рельс, отказывали двигатели. Но несмотря на это количество пассажиров с каждым годом росло. Трамвай даже смог пережить тяжелое время Первой мировой войны и последующей гиперинфляции. А построенная для трамвайной линии электростанция с 1911 года обеспечивала электричеством несколько городов Бад Шандау, Зибниц, Кёнигштайн и около трех десятков деревень.
Гостиница возле Лихтенхайнского водопада - конечная станция трамвая, 1900 год. (фото: Дрезденская почтовая открытка, автор неизвестен)
26 июля 1927 года стало черным днем в истории трамвая Кирничтальбан. В самый разгар сезона перевозок в депо произошел пожар, уничтоживший полностью весь трамвайный парк. Трамвайное сообщение остановилось на две недели и было под угрозой остановиться навсегда. Чтобы спасти трамвайную линию 12 августа 1927 года были временно позаимствованы трамваи линии Lößnitzbahn, соединяющей Дрезден с пригородом Радебойлем, которые проработали до конца сезона 1927 года на Кирничтальбане.
Зимой 1927-1928 года было восстановлено сгоревшее депо и в марте 1928 года трамвайное хозяйство закупило 11 вагонов фирмы MAN. Уникальная трамвайная линия была спасена и с 1938 года трамвайное движение по ней осуществлялось уже круглогодично.
В 1939 году велись дебаты о замене трамвайного движения на троллейбусное, но наступившая война помешала этим планам. В военное время трамвайная линия Кирничтальбан не пострадала и после месячного простоя в июне 1945-го возобновила работу.
К началу 60-х годов состояние путей заметно ухудшилось и стали учащаться случаи схода трамваев с рельс. В 1969 году произошел сход трамвая с рельс в результате которого трамвай перевернулся, 20 пассажиров были травмированы. После этого несчастного случая линия была временно закрыта и ее существованию снова стала угрожать опасность.
Ремонт путей все время откладывался из за нехватки, средств, материалов и рабочей силы. Лишь к 1972 году была отремонтирована часть пути длинною 2,6 километра по которой было возобновлено движение трамвая. Полностью ремонт всей линии был закончен к концу мая 1973 года и Кирничтальбан снова вернулся к полноценной работе.
После того как была выведена из эксплуатации трамвайная линия Lockwitztalbahn, функционирующая в южных пригородах Дрездена, Кирничтальбан получил в 1977 году пять старых трамваев этой линии, построенных между 1938 и 1942 годом. Четверо из этих трамваев пришли на замену старичкам, эксплуатирующимся еще с 1928 года, а пятый использовался как база запасных деталей.
В 1985 году снова происходит сход трамвая с рельсов, что влечет за собой проверку всей линии и остановку трамвайного сообщения. Над линией снова нависает угроза окончательной остановки, которую удалось избежать лишь благодаря массовым протестам населения.
В период с 1986 по 1990 год наконец-то был проведен полноценный ремонт и обновление инфраструктуры трамвайной линии, начиная от путей и заканчивая опорами и линиями контактной сети. В 1986 году было возобновлено движение по части отремонтированного пути а с 1990 года был восстановлен и введен в эксплуатацию весь маршрут.
Но самое существенное обновление Кирничтальбана началось после объединения Германии. В 90-х годах трамвайный парк пополняется б/у вагонами вагоностроительной фабрики Гота, снятыми с эксплуатации с трамвайных линий городов Плауэн, Цвикау и Йена. Эти трамваи и вагоны были существенно модернизированы прежде чем продолжить работу на линии Кирничтальбан и сегодня полностью заменили старые трамваи, полученные трамвайным хозяйством еще в 1977 году.
Кроме того существенно обновляется инфраструктура трамвайного хозяйства, так в 1993 году проводиться глобальная реконструкция трамвайного депо и на его крыше размещают солнечные батареи, которые на сегодняшний день вырабатывают треть электроэнергии потребляемой линией.
В 2002 году в Саксонии происходит сильное наводнение, причинившее огромные разрушения всем прилегающим к долине Эльбы городам. Бад Шандау тоже сильно пострадал от наводнения но работникам трамвайного хозяйства удалось вовремя перегнать трамваи из затопленного города в депо, куда не где их не достала вода. После спада уровня воды движение трамваев было возобновлено но отсутствовали пассажиры - последствия наводнения были катастрофичными для всего региона долины Эльбы. В 2003 году проводилось восстановление улицы, по которой проходит трамвайный маршрут от последствий наводнения и ремонт трамвайных путей, по этой причине трамвайное сообщение простаивало с июня по ноябрь.
Очередной удар стихии Кирничтальбан пережил в 2010 году. В результате сильных проливных дождей речка Кирнич вышла из берегов и затопила прилегающие территории. В первый раз с момента восстановления в 1927 году трамвайного депо оно оказалось затоплено водою вместе с находящимся в нем трамвайным парком. Также серьёзный урон был нанесен инфраструктуре линии, были размыты трамвайные пути, повалены и погнуты опоры контактной сети, полностью смыты несколько остановок.
Наводнение 2010 года и урон нанесенный Кирничтальбану. (Источник фото:
http://www.ovps.de)
Несмотря на катастрофу уже через три недели 28 августа 2012 года на линию, которая наименее пострадала от стихии вышел курсировать с 70-минутным тактом первый трамвай. Через три недели стало возможным укоротить такт до 45 минут. На сегодняшний день трамваи Кирничтальбана ходят с 30-минутным тактом в летний сезон и с часовым тактом зимой. Полностью закончить восстановление поврежденного отрезка пути планируется к декабрю 2012 года а пока что трамвай ходит по укороченному на 800 метров маршруту, который составляет более 7 километров живописной местности:
С обеих сторон дорогу окружают невысокие песчаниковые горы:
Паралельно дороге течет та самая речушка Кирнич, давшая название этому трамваю и послужившая причиной его недавних бед:
За окнами трамвая иногда проплывают сказочные под стать местности домики:
Встречаются туристы на велосипедах:
Встречный:
Подъезжаем к депо:
Задний двор депо:
За двором стоят ржавые колесные пары:
От депо за нами следует трамвай, который повезет наш состав из трех вагонов обратно, так как из-за ремонта конечной остановки возможности развернуться трамваю на месте нет:
Вот мы и прибываем на место. Трамвай дальше не едет и следующие 800 метров до конечной станции с главной достопримечательностью - водопадом нужно идти пешком:
Подъехал трамвай, который повезет вагоны обратно:
По дороге до конечной станции встречается заброшенный старый хутор. Видно заброшен он уже давно, дома очень ветхие и вот-вот развалятся:
На конечной станции рядом с Лихтенхайнским водопадом находится ресторанчик с отелем, который стоял тут еще до появления трамвайной линии.
История этого места такова: изначально находящийся тут маленький водопад не вызывал интереса у туристов. Тогда предприимчивый крестьянин запрудил водопад в 1830 году задвижной плотиной и за деньги открывал плотину на пару минут желающим посмотреть на водопад. Судя по всему отбоя от желающих не было, так как в 1852 году этот предприимчивый крестьянин построил рядом фахверковый ресторанчик, который стоит там до сих пор. Но на водопад теперь можно смотреть бесплатно.
Ну и непосредственно сам водопад:
С конечной станции трамвая берут начало многие тропинки расходящиеся к разным природным достопримечательностям и красотам Саксонской Швейцарии. К сожалению без велосипеда делать тут нечего так как расстояния до ближайших достопримечательностей от пяти до десяти километров по очень неравномерному рельефу местности. До последнего трамвая в Бад Шандау было еще более двух часов и мы решили прогуляться по одной из таких тропинок. Пройдя буквально сто метров по тропинке в сторону от дороги, перед нами открывается настоящий лес:
Погуляв часа два по лесным тропинкам возвращаемся на конечную станцию, куда вскоре подъезжает трамвайный состав и за ним следует трамвай, который повезет состав обратно:
На конечной станции, пока есть время до отправки, бегаю вокруг трамвая, фотографируя его в разных ракурсах:
И вот мы снова в Бад Шандау на конечной станции трамвая. На этой фотографии, пожалуй, и закончу свой рассказ.
Источники, используемые при подготовке статьи:
http://www.ovps.de/ - сайт транспортного предприятия Пирна-Сибнитц.
Википедия Другие мои репортажи на трамвайную тематику:
Даугавпилсский трамвай (Латвия) Дрезденский музей трамваев + история дрезденского трамвая