Наше виртуальное путешествие по чешской провинции продолжается и сегодняшний обзор будет посвящен еще одному небольшому чешскому городку Млада-Болеслав. Этот город вряд ли попал бы в нашу программу поездки, если бы не расположенный тут завод и музей фирмы Шкода, который и являлся причиной нашего визита в это место. После посещения музея и экскурсии по производственным мощностям завода, у нас осталось время, которое мы решили посвятить беглому знакомству с одним из наиболее индустриальных городов Чехии. С первого взгляда нам показалось, что смотреть тут совершенно нечего, так как территория вокруг музея и завода застроена типовыми советскими многоэтажками, но по ходу нашей прогулки по городу, выяснилось, что Млада-Болеслав не так уж и уныл, как мы подумали изначально.
Давайте прогуляемся по этому нетуристическому чешскому городку и заглянем в музей градообразующего предприятия ŠKODA.
01. Наше знакомство с Млада-Болеславом начинается возле музея Шкоды и первое впечатление о городе формируется многоэтажной застройкой советского периода, окружающей завод и музей со всех сторон.
02. Сперва нам кажется, что Млада-Болеслав - типичный советский индустриальный город, в котором нет ничего кроме одинаковых блочных районов и социалистической архитектуры.
03. Огромную часть города занимают заводские цеха. Завод фирмы Laurin & Klement, отошедший позже Шкоде, был основан еще в 1895 году, заложив основу индустриального будущего города. Некоторые постройки на территории завода являются историческими и имеют вид, характерный для индустриальной архитектуры начала ХХ века.
04. В остальном же архитектура заводского района более прозаична.
05. Но стоит отойти чуть в сторону от завода, как в социалистическом облике города появляются вкрапления довоенных домов.
06. Встречаются дома, как постройки конца 19-го века, так и межвоенного периода.
07. Примерно половина автопарка на улицах города - Шкоды, что логично. На градообразующем предприятии работают три четверти всего городского населения.
08. По ходу прогулки выясняется, что в Млада-Болеславе есть еще и старый город.
09. Который, к тому же оказывается довольно ухоженным и уютным.
10. В этой части города начинается классическая открыточная Чехия с великолепной архитектурой, интересными общественными пространствами и обилием красот. На снимке здание городской администрации, построенное в 1860-х годах.
11. Центральная площадь имеет типичный для чешских городков вид.
12. В центре площади возвышается Марианская колонна или как ее еще принято называть Чумной столб. Тоже типичная деталь чешских провинциальных городков.
13. Целостная историческая застройка прекрасно отреставрирована и радует глаз домиками, возраст которых исчисляется не одной сотней лет.
14. Не ожидал увидеть такую красоту в провинциальном индустриальном городке.
15.
16. Самое главное здание на площади - старая ратуша, построенная в середине 16-го века в стиле Ренессанс. Перед ратушей расположена пара современных фонтанов.
17. Первый фонтан представляет собой просто струи воды, бьющие в высоту из-под плит.
18. Второй фонтан смело можно включать в список оригинальных достопримечательностей города. Ничего подобного я до сих пор нигде не видел.
19. Фонтан представляет собой вьющийся змейкой поток воды, по ходу которого расставлены различные фигурки людей, выполненные в натуральную величину.
20. Парень, опустивший голову в воду, выпускает пузырьки воздуха.
21. Следы на песке.
22. Оригинальное решение.
23. Пожалуй, самые интересные персонажи фонтанной композиции - две девушки близняшки.
24. Одна о чем-то мечтательно задумалась.
25. А вторая топит мужика в реке. Мужик при этом выпускает пузырьки воздуха.
26. Самый лучший способ получить наиболее полное представление о городе в течении короткого времени - это осмотреть город с высоты. Млада-Болеслав предоставляет такую возможность благодаря наличию обзорной площадки на башне старой ратуши.
27. На первом этаже ратуши расположена какая-то скучная музейная экспозиция, которую я пропустил, направившись сразу к лестнице, ведущей наверх.
28. Винтовая лестница оригинальная каменная, построенная, видимо, тогда же, когда и башня - в 18-м веке.
29. Путь к обзорной площадке проходит под крышей.
30. С башни старой ратуши открываются прекрасные виды на весь старый город и не только.
31. Дева Мария, венчающая Чумной столб, и красивая застройка, обрамляющая Староместскую площадь.
32. Местами в исторической застройке встречаются вкрапления архитектуры социалистического периода.
33. В конце улицы находится замок, положивший начало истории города Млада-Болеслав - его башни видны на этом кадре. Именно строительство замка в этом месте в Х веке чешским князем Болеславом II Благочестивым дало старт развитию будущего населенного пункта, прилегающего к замку и носящего его же название. В 16-м веке замок был полностью перестроен, затем разрушен, затем отстроен заново в 18-м веке.
34. Вид на фонтаны Староместской площади с высоты.
35. Вероятно, эти фигурки несут какой-то смысл, или рассказывают какую-то историю. Но эту историю я не смог разгадать, а информации по фонтану в интернете на известных мне языках я не нашел.
36. Так что если кому-то есть что дополнить по этому фонтану - пишите в комментариях.
37. Еще парочка видов с высоты на историческую часть города.
38. Красиво.
39. Ландшафтный дизайн.
40. За пределами старого города начинаются рабочие районы многоэтажек, прилегающие к заводу.
41. На каждой из четырех сторон обзорной площадки присутствует панорамная картина с подписями всех объектов, попадающих в поле зрения с этой точки.
42. В центре кадра барочная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
43. Комплекс построек новой ратуши, в котором размещается городское управление.
44. На переднем плане одна из двух башен старой ратуши.
45. В общем, в Млада-Болеславе есть что посмотреть туристу и помимо музея Шкоды. Если включить в программу поездки кроме известного музея, посещение обоих городских замков (а их тут два) и хорошенько погулять по старому городу, то тут легко можно провести весь день.
46. Но и помимо открыточной Чехии, тут не заскучают любители промышленных городов и социалистической школы градостроительства.
47. За пределами старого города Млада-Болеслав выглядит как классический промышленный город, прилегающий к заводу. Только если обычно такие города выглядят довольно депрессивно, то Млада-Болеслав излучает благополучие благодаря заводу, дела у которого с каждым годом идут все лучше и лучше.
48. В Млада-Болеславе один из самых высоких уровней зарплат в Чехии - рабочий на сборочной линии получает около 1200 евро в месяц, что для Чехии очень хорошие деньги (к примеру зарплата в сфере обслуживание тут составляет около 600 евро). Это влечет за собой и рост цен на недвижимость. Квартира в панельной многоэтажке в этом городке стоит столько же, сколько квартира в центральной части Праги.
49. Теперь давайте заглянем в сам музей автомобильного производителя Шкода. Перед посещением музея у нас была экскурсия по заводу, во время которой снимать было запрещено. Особенность экскурсии в том, что по огромной территории завода вы перемещаетесь на личном автомобиле, в который подсаживается экскурсовод и указывает путь, куда ехать. То есть без личной машины попасть на экскурсию на производство не получится.
50. Перед входом в музей установлен памятник основателям предприятия механику Вацлаву Лаурину и книготорговцу Вацлаву Клементу, которые в 1895 году основали в Млада-Болеславе предприятие по выпуску велосипедов, которое так и назвали Laurin & Klement.
51. История основания фирмы Laurin & Klement начинается с того, что в 1894 году книготорговец Вацлав Клемент купил велосипед немецкого производства Seidel & Naumann. Когда в велосипеде возникли технические неисправности, он написал жалобу производителю и получил ответ, в котором его просили писать по-немецки, аргументируя тем, что на фирме не знают чешского языка. В Вацлаве Клементе воспылала национальная гордость и он решил открыть свою собственную мастерскую по ремонту велосипедов, основав фирму Laurin & Klement вместе со своим другом - опытным велосипедным механиком Вацлавом Лаурином. В музее сохранено историческое письмо Клемента немецкому производителю велосипедов и последующий ответ с просьбой писать по-немецки.
52. Laurin & Klement начали заниматься не только ремонтом велосипедов, но и запустили производство своих велосипедов под маркой Slavia.
53. Дела у предприятия пошли в горку и уже в 1898 году Laurin & Klement начинают производить мотоциклы собственной разработки. В 1902 году производственные цеха покдает двухтысячный мотоцикл фирмы Laurin & Klement.
54. Коммерческий успех мотоциклам Laurin & Klement принесли многочисленные победы в гонках. Так в 1903 году из тридцати четырех гонок, в которых мотоциклы L&K принимали участие, они победили в тридцати двух.
В 1905 производитель L&K выпускал девятнадцать моделей мотоциклов, оснащенных одно- и двухцилиндровыми двигателями, и даже мотоцикл с четырехцилиндровым двигателем, развивавшим 5 л.с. В этом же году фирма начинает выпуск своего первого автомобиля.
55. На фото L&K motorova trikolkatyp LW, 1911 года выпуска.
56. Первый автомобиль компании получил имя L&K Voiturette Type A (на фото) и стал успешным, будучи произведенным в первый год в количестве 44 экземпляров, что на то время было очень хорошим показателем.
57. Автомобиль оснащался V-образным двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения, объемом 1005 см³ развивавшем мощность 7 л.с. Коробка передач насчитывала три передачи, а педаль тормоза имела привод на вал трансмиссии вместо тормозных механизмов в колесах.
58. Автомобиль получился очень простым, но надежным, что обеспечило ему спрос на рынке и с 1906 года начинается производство модели Type B, которую отличал более сильный мотор объемом 1399 см³, развивавший 9 л.с. и разгонявший автомобиль весом 600 кг до скорости 45 км/ч. Type B был произвден в количестве более двухсот экземпляров, закрепивши коммерческий успех предприятия.
59. Эмблема фирмы Laurin & Klement на крышке радиатора Voiturette.
В 1907 году предприятие становится акционерным обществом и в 1912 году поглощает автопроизводителя Reichenberger Automobil Fabrik, став крупнейшим производителем автомобилей на территории Австро-Венгрии. Примечательно, что 40% произведенных автомобилей в тот период экспортируются в Российскую империю.
60. На фото L&K typ SG, 1913 года выпуска.
61. Место шофера по канонам того времени в люксовых автомобилях выносилось за пределы пассажирского салона.
62. В первой половине прошлого века в представительских автомобилях любили устанавливать огромные диваны.
63. В 1925 году предприятие L&K объединяется с индустриальным концерном Škoda из Пьзеня и с этого момента автомобили производятся под маркой Laurin & Klement - Škoda, а к началу тридцатых имя Laurin & Klement полностью изчезает из названия. После слияния Laurin & Klement и Škoda на предприятии осуществляется масштабная реорганизация - производство грузовиков и автобусов перенесли в Пльзень, а в Млада-Болеславе осталось только производство легковых автомобилей. Мотоциклы и велосипеды исчезли из производственной программы концерна навсегда.
64. В первые годы после слияния на радиаторах автомобилей концерна красуются обе надписи - Laurin & Klement и Škoda. На фото Škoda Laurin & Klement Typ 110, выпущенная в 1929 году.
65. В 1926 году на автомобилях концерна впервые появляется оригинальная эмблема, ставшая позже официальным логотипом автопроизводителя, которым является до настоящего времени. Происхождение этого логотипа неизвестно, есть версия, что автором идеи был коммерческий директор компании Т. Маглич. На логотипе изображена голова индейца в традиционном головном уборе.
66. Объединения L&K со Шкодой пошло на пользу предприятию, обеспечив приток капитала и технологий. В 1927 году в Млада-Болеславе построили полностью новый кузовной цех, позволявший создавать сложные кузова для больших и дорогих автомобилей. На фото стильная Skoda 860, выпущенная в 1932 году.
67. Этот автомобиль производился с 1929 года, а цифры в индексе машины 860 означали следующее: 8 - число цилиндров, 60 - мощность мотора в лошадиных силах.
68. На решетке радиатора уже никаких упоминаний L&K. Автомобили из Млада-Болеслава окончательно стали называться Škoda.
В 1930-х весь мир сотрясает экономический кризис, спрос на дорогие и большие автомобили падает, удержаться на плаву Шкоде помогает сошедшая в 1933 году с конвейера модель Шкода 420 (4 цилиндра, 20 лошадок) и ее последующие модификации. Мощности в 20 л.с. хватало, чтобы разгонять автомобиль, вес которого составлял 750 кг, до 85 км/ч.
69. На фото Skoda popular 995 typ 937, 1939 года выпуска. Цифра 995 в данном случае означает объем двигателя в кубиках. Машина имела черырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, мощностью 22 л.с., что обеспечивало автомобилю максимальную скорость 95 км/ч. Малолитражка являлась продолжением компактного семейства, начатого моделью 420.
70. Несмотря на экономические потрясения 1930-х годов Шкода продолжает выпускать роскошные представительские автомобили, которые с 1934 года получили название Superb. Самые мощные модели семейства оснащались 8-цилиндровым двигателем V8 и полным приводом.
71. На фото Skoda Superb 3000, Typ 924, выпускавшаяся с 1939 по 1943 и с 1946 по 1949 годы. Объем шестицилиндрового двигателя составлял 3137 cm³, мощность 85 л.с.). Это была последняя сошедшая с конвейера представительская модель Шкоды. В послевоенное время Шкода стала народным предприятием и перешла на выпуск исключительно народных автомобилей.
72. Парочка стилистических элементов экстерьера последней представительской модели Шкоды.
73.
74. Вершиной довоенной производственной линейки автомобилей Шкода стала модель Superb 4000 Type 919, оснащенная двигателем V8. До начала Второй мировой успели выпустить лишь десять экземпляров машины, один из которых представлен в музее автопроизводителя. Четырехлитровый двигатель выдавал 96 л.с. и разгонял тяжелую машину до 135 км/ч.
После оккупации Чехословакии Германией, ее промышленность стала частью экономической системы Третьего рейха, Шкода вошла в немецкий концерн Reichswerke Hermann Göring и переключилась на производство различных видов внедорожников, тягачей и прочей техники высокой проходимости для военных нужд. Помимо прочего тут производили детали для других немецких производителей автомобилей и вооружения. В 1945 году завод подвергся бомбардировкам, уничтожившим кузовной цех, физико-химическую лабораторию и констукторское бюро. 10 мая 1945 года Красная армия взяла территорию предприятия под свой контроль и в октябре этого же года завод Шкода в Млада-Болеславе был национализирован, став национальным предприятием AZNP Škoda.
В первые послевоенные годы на заводе выпускали рестайлинги довоенных моделей Skoda 1101/1102 Tudor, представлявших собой дальнейшее развитие модели Popular образца конца 30-х. С 1948 и по 1955 год в Чехословакии не было рынка новых автомобилей. Все произведенные в стране автомобили распределялись через профсоюзные организации среди партийной номенклатуры и отмеченных партией работников. В 1952 году в Чехословакии частные лица получили от государства всего 53 автомобиля, из которых половина была импортными. В 1953 году правительство ЧССР поручило создать народный автомобиль и таким автомобилем стала презентованная в том же году Skoda Spartak, позднее переименованная в Skoda 440 (индекс модели означал 4- цилиндра, 40 л.с.). Автомобиль хоть и базировался на раме довоенной модели и заимствовал у нее многие аргераты, но получил новый двигатель, новую ходовую часть и современный дизайн. Позже слегка модернизированное семейство моделей Шкода 440/445/450 было переименовано в Octavia/Octavia Super/Felicia, машины получили пружинные рессоры вместо листовых, новую приборную панель и слегка обновленную внешность.
75. На фото Skoda Octavia typ 985, год выпуска 1960. Автомобиль оснащался четырехцилиндровым мотором, мощностью 40 л.с. и развивал максимальную скорость 115 км/ч.
76. Производство Skoda Octavia началось в 1959 году и продолжалось до 1971 года (после 1964 года выпускалась эта машина лишь в кузове универсал).
77. Семейство автомобилей Шкода 440/445/450 и их обновленные версии Octavia/Octavia Super/Felicia имели большой успех за границей. Автомобили были простыми, недорогими и обладали обаятельным дизайном. Они экспортировались как в страны Варшавского договора, так и на запад вплоть до ЮАР и Новой Зеландии.
78. В производственной линийке Octavia был также симпатичный кабриолет Felicia, производившийся с 1959 по 1964 годы. На фото версия автомобиля с жестким съемным верхом. Кабриолет от Шкоды в те годы был одним из редких представителей машин с открытым верхом в Восточном блоке. 50-сильный моторчик машины разгонял ее до 128 км/ч.
В 1964 году в производство запускается новая модель Škoda 1000 MB, заменившая собой все семейство Octavia/Octavia Super/Felicia. Это был первый полностью созданный с нуля послевоенный автомобиль фирмы. Также это была первая Шкода с двигателем, расположенным сзади. Разработка этой модели была начата еще в 1956 году, но из-за особенностей социалистической экономики до конвейера машина добралась лишь спустя восемь лет.
79. На фото Skoda 1000 MB typ 990, 1966 года выпуска. Индекс MB в названии фирмы означает, что машина изготовлена на заводе в Mlada Boleslav, цифра 1000 - примерный объем двигателя. Для производства этой модели в Млада-Болеславе был построен новый завод.
80. При создании этой машины стояла цель разработать легкий и экономичный народный автомобиль, обладающий хорошими ходовыми качествами. Skoda 1000 MB несмотря на маленький четырехцилиндровый, четырехтактный моторчик, объемом 998 кубиков и мощностью 45 л.с. развивала скорость 120 км/ч. Боковые стекла у автомобиля опускались лишь спереди, сзади можно было опустить только лишь форточки, зато спинки передних сидений слаживались таким образом, что в салоне образовывались два спальных места, что было очень практичным решением для длительных поездок или кемпинга.
81. Декоративные элементы на бортах и обилие хрома являлись признаками автомобилей, выпущенных в первые годы. Позже из-за нехватки материалов в социалистических странах восточной Европы, хром заменили пластиком, а декоративные элементы упростили.
82. Автомобили первых годов выпуска имели ряд недостатков: из-за низкого качества стали пороги и крылья кузова быстро ржавели, на машинах, выпущенных до 1967 года трескался алюминиевый моторный блок и прогорали уплотнители на поршнях. Из-за неравномерного распределения веса, машину на скоростях свыше 80 км/ч начинало носить, поэтому многие владельцы, чтобы нагрузить переднюю ось, клали в расположенный спереди багажник мешок цемента, что улучшало управление, но увеличивало расход топлива. Эта модель производилась до 1969 года, после чего была заменена новой моделью Skoda 100, разработанной на основе предшественницы. Skoda 100 отличалась слегка измененным дизайном, наличием на передних колесах дисковых тормозов и двухконтурной тормозной системой. В остальном это был все тот же автомобиль.
Skoda 100 выпускалась до 1976 года и была заменена новым поколением автомобилей, имевшим внутрезаводское обозначение Škoda Typ 742, куда входили различные варианты 105/120/125/130, производившиеся до 1990 года. Характерной особенностью этого периода был повсеместный застой в экономиках Восточного блока, сокращение инвестиций в промышленность и все усиливающееся отставание восточноевропейского автопрома от запада. Поколение автомобилей Typ 742 являлось наглядным тому свидетельством. Тут по-прежнему использовалась устаревшая концепция с расположением двигателя сзади, слабенькие моторчики выдавали от 44 до 46 л.с., которых едва хватало, чтобы разогнать автомобиль до максимальной скорости 130 км/ч. О какой-либо динамике с такими показателями не могло быть и речи. В первой половине 1980-х мощность моторов подняли до 49 - 58 л.с., что улучшило динамику автомобилей, но машина к тому времени окончательно устарела.
83. Skoda 125 L, 1989 года выпуска.
В 1969 -1972 инженеры Škoda работали над концепцией седана с передним расположением мотора, автоматической коробкой передач и ABS в стандартной комплектации. Дизайн прототипов был разработан итальянским дизайнером Giorgio Giugiaro. Этот автомобиль получил заводское обозначение Typ 720 и должен был вывести продукцию завода на новый технологический уровень, позволяющий конкурировать с западными странами. Но руководство страны посчитало автомобиль слишком западным и не соответствующим социалистическому стилю жизни, к тому же у страны не было ресурсов для запуска в серию новой модели. Населению косвено намекнули, что запуск в серию нового автомобиля был остановлен руководством Советского Союза.
84.
85. Skoda 130 LR, 1984 года выпуска - самая быстрая и мощная Шкода 1980-х. Максимальная скорость раллийного автомобиля достигала 220 км/ч, но в частные руки автомобиль не продавался.
В 1987 году с конвейера фирмы Шкода сходит абсолютно новый автомобиль Škoda Favorit с дизайном, разработанным Жузеппе Бертоне и передним расположением двигателя. Также это был первый переднеприводный автомобиль компании. Машина получилась современой и очень успешной, ставшей переходным мостиком от социалистического периода своей истории к будущему глобальному успеху в составе концерна Volkswagen.
86. Skoda favorit 136 L, 1989 года выпуска, последняя самостоятельная разработка чехов.
87. В 1990-м году предприятие AZNP (Automobilové závody, národní podnik - народные автомобильные заводы), производящее легковые автомобили под маркой Skoda было приватизировано и в декабре 1990 года продано концерну Volkswagen AG, после чего в истории фирмы началась новая глава. В последующие годы техническо-производственная база заводов Шкода была модернизирована и в 1994 году на конвейер стала новая модель Skoda Felicia. Двигатель и трансмиссия были унаследованы от предыдущей модели Favorit, все остальное было новым и разработанным уже совместно с немцами. Машинка выпускалась до 2000 года в различных кузовных вариантах, включая даже пикап.
88. В XXI век предприятие Skoda Auto вступило на волне успеха, который с каждым годом увеличивался. Машин под маркой Skoda производилось от года к году все больше и уже в 2016 году было продано 1 126 477 автомобилей, которые экспортировались в более сотни стран. Это был третий год подряд, когда Skoda произвела более миллиона автомобилей в год.
89. На сегодняшний день Skoda Auto является одним из самых успешных автомобильных марок концерна VW. Никогда за всю свою историю у Шкоды дела не шли так хорошо, как сейчас. В прошлом 2017 году был установлен абсолютный рекорд - Шкода продала 1 200 535 автомобилей.
90. Музей Шкоды в Млада-Болеславе я посетил в 2014 году и он как раз находился в стадии реконструкции, поэтому большинство автомобилей стояли на стеллажах и их было почти невозможно рассмотреть, особенно те, что располагались повыше.
91. Как выглядит музей в настоящее время и закончилась ли его реконструкция, я не знаю. Свежих отчетов в сети я не нашел, но уверен, что за прошедшие четыре года с момента моего визита сюда, тут многое поменялось.
92. На момент посещения я и не подозревал, что через два года и сам стану владельцем автомобиля этой марки.