Поиск работы и начало новой жизни

Jun 19, 2016 20:19

Наверное вы заметили, что я практически перестал писать в жж. На то есть причины и связаны они отнюдь не с тем, что мне надоел блог. Просто у меня в жизни очередные перемены. Судьба снова несет меня в новые края, в которых мне еще не доводилось бывать и через неделю у меня начнется совершенно новая жизнь в новом месте. Дело в том, что я нашел новую работу на севере Германии, на которую выхожу 1 июля. Я уже рассказывал в отдельном посте о том, как проходили поиски работы сразу после окончания университета. Тогда я искал работу три месяца, что было очень быстро, сравнительно с тем, сколько времени искали работу многие мои сокурсники. Теперь же я обладал пусть формальным, но двухгодичным опытом и потому ожидал найти работу гораздо быстрей. Но все оказалось не так просто, как я это себе представлял. В результате поиски работы заняли четыре месяца и лишь благодаря удаче мне удалось найти работу в интересующей меня сфере в большом городе.

Ну а теперь рассказ о том, как это было.


Наверняка вы читали мой самый успешный пост этого года и знаете в какой глуши я провел последние два года жизни. Юг Баден-Вюртемберга прекрасное место для любителей тишины, идиллической природы и спокойствия. Тут можно замечательно провести отпуск, отдохнув от суеты, но жить тут постоянно было для меня невыносимо. Спустя полгода, когда я объездил весь регион и посетил все местные достопримечательности, я начал скучать за городской жизнью и жил лишь одной мыслью - свалить отсюда и больше никогда сюда не возвращаться. Если бы хоть работа была интересной, это хотя бы частично компенсировало бы психологическую неудовлетворенность от жизни в глуши. Но работа, которая начиналась полным трешем ко второму году деградировала просто до предела. По сути, последний год я не работал, просто приходил на работу (причем всегда опаздывал), до обеда пил чай и читал ленту в жж, а после обеда писал новый пост. Мои друзья прозревали, видя частоту с которой выходили мои очень объемные и трудозатратные посты. Трудно поверить, что в Германии возможна работа, на которой ты можешь не работать совершенно и целый день заниматься своим хобби. Именно так и было в моем случае. Я отлично поднаторел в написании постов за последний год, но как специалист я деградировал просто в ноль. Поэтому я с нетерпением ждал, когда закончится мой двухгодичный срок и я смогу наконец-то покинуть этот мужской монастырь, узником которого я являлся два года. Но развязка наступили даже чуточку раньше.

В конце каждого месяца я несу шефу на подпись распечатку, в которой указано время моего прибытия на работу и отбытия в каждый день прошедшего месяца. В течении почти двух лет работы на заводе я приходил, как правило, к девяти утра. Хоть по правилам допускалось начало рабочего дня с 7:00 до 8:30, но я, посмотрев, что далеко не все приходят на работу вовремя, стал тоже приходить в комфортные для меня девять утра. До поры до времени шеф не обращал на это внимания, но в конце прошлого года сделал мне замечание и даже распечатал правила с временными рамками для работников. Прошел еще один месяц - я старался приходить раньше и пару раз даже вложился в норматив, но в среднем выходило где-то 8:45. Шеф сделал замечание еще раз, но учитывая полное отсутствие мотивации и самой работы я все равно продолжал опаздывать, не сильно, но обычно приходил на 5-10 минут позже.

И вот в середине февраля шеф вызвал меня на собеседование и я понял, что будет серьезный разговор. У меня спросили, как мне работается, на что я деликатно сказал, что мог бы делать намного больше, если бы мне дали возможность, сказал, что я недостаточно загружен и был бы рад, если бы заданий было больше. Если бы мы были более прямыми и честными друг с другом, то я бы сказал примерно следующее: "Чуваки! Нахрена вы вообще брали меня на работу, если вы совершенно меня не учили ничему, не посвящали меня в работу предприятия, не объясняли мне взаимодействие между отделами и прочим и в завершении еще и не давали никаких заданий, кроме мелочевки в виде написания списка комплектующих в экселе и прочей ерунде?". В плане организации работы и особенно кадровой политики на Крамере вообще беда, я могу долго об этом рассказывать, но пост не об этом. В общем, выслушав меня, шеф сказал, что они благодарны мне за ту работу, что я делал для их предприятия (интересно какую это работу он имел ввиду? два года я писал посты - вот и вся моя работа была) и сказал, что к концу февраля они меня увольняют, так как считают меня недостаточно квалифицированным для нового проекта.

После собеседования я вздохнул с облегчением. Я думал, что придется тут киснуть до середины мая, но все закончилось на десять недель раньше и я был этому рад. С 1 марта я перестал ходить на работу, но еще весь март числился работником фирмы-посредника, через которую был трудоустроен и получал свою обычную зарплату. Они пытались найти мне новый проект на новой фирме, но в течении месяца не нашли ничего подходящего, поэтому прямо в мой день рождения 30 марта с утра мне позвонил шеф фирмы-посредника и сообщил, что в связи с тем, что вакансий в моей сфере нет, а у их фирмы дела сейчас идут средненько, меня увольняют. Отличный подарок на день рождения!

Но по немецким законам уволить меня сразу не могут - есть минимальный срок, который должен пройти от уведомления работника об увольнении до фактического увольнения и в моем случае срок этот составлял 4 недели, то есть до конца апреля я все еще получал зарплату, хотя последний раз был на работе 28 февраля. О прекрасная немецкая система защиты наемных работников! Лишь в начале мая я стал на учет на биржу труда, на которой я мог бы стоять еще долго, так как по немецким законам я получал бы в течении года 60% своей зарплаты, что выливалось бы в сумму около 1300 евро чистыми. То есть год я мог бы бездельничать на неплохие деньги. Но это не мой путь - я и так два года по сути бездельничал и мне реально хотелось найти нормальную работу, где я буду работать, а не болт пинать и смогу развиваться как специалист.

Поиски работы я начал еще в начале февраля за неделю до того, как мне сообщили новость об увольнении, так как надеялся найти работу как раз к тому времени, когда закончится контракт на Крамере.

Пожив два года (а по сути три, если считать период написания дипломной работы) в южногерманской глуши, я задался целью найти работу в большом городе либо рядом с большим городом так, чтобы максимум в течении часа можно было добраться до городского центра. По натуре я городской человек, обожаю городскую среду и не мыслю свое существование в провинциальной глуши. Эти три года я был вырван из комфортной мне среды обитания и все мои помыслы были лишь о том, чтобы перебраться в большой город. Проблема поиска работы в моем случае заключалась в том, что большинство предприятий в сфере машиностроения в южной Германии расположены в деревнях да и в целом живущие тут народности - швабы и баварцы, являются противниками городского стиля жизни и сторонниками деревенской идиллии и тишины. Поэтому больших городов тут практически нет, а те, что есть за редким исключением совершенно невыразительны и больше напоминают разросшиеся в размерах деревни. Хотя после Пфуллендорфа, где не было даже кинотеатра, мне бы и город-стотысячник казался бы мегаполисом. Но в глубине души я надеялся, что мне удастся найти работу за пределами южной Германии. Годы жизни на юге привели меня к мысли, что это не мой регион и я не хочу связывать с ним свое будущее. Единственный город южной Германии, в котором я мог бы представить свою счастливую жизнь - Нюрнберг, но работы по моему профилю там нет совсем.

Первые три резюме я отправил 7 февраля.

Одно улетело на фирму Andritz из Крефельда, занимающуюся производством различного индустриального оборудования. Сфера не особо интересная, но сам город манил масштабом, расположенностью в самой большой агломерации Германии и близостью к Голландии и Бельгии. Пространство для путешествий отрывалось огромное да и регион такой, в котором точно не заскучаешь. Через месяц мне пришел традиционно вежливый отказ.

Второе резюме полетело под Мюнхен в концерн IABG, занимающийся высокими технологиями в самых разных сферах - от космоса и военки до автомобилей и энергетики. Оттуда, естественно, пришел отказ, где мне честно сказали, что моя квалификация слишком низка для предполагаемого места. Надо сказать, что ищут они гидравлика себе до сих пор. Только что зашел на stepstone и их объявление висит самым первым. Наверное требования там просто космические, что вполне вероятно, учитывая специфику концерна.

Третье резюме я отправил на фирму Putzmeister под Штутгартом и вскоре меня пригласили на собеседование. Тут я, конечно, воодушевился, потому что впервые меня пригласили на собеседование без посредников. Сразу после окончания университета на мои резюме реагировали лишь посредники, а фирмы, куда я писал напрямую сходу отказывали. А тут такая удача, причем к моменту получения приглашения я еще даже отказы с остальных фирм не получил.

Фирма Putzmeister производит бетонные насосы и является чем-то вроде Мерседеса в автомобильной промышленности. Чтобы вы понимали масштаб фирмы, приведу несколько фактов. Машины этой фирмы принимали активное участие в ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС и на японской Фукушиме, широко применялись при строительстве Сен-Готардского тоннеля и даже самый высокий в мире небоскреб Бурж-Халифа строился при помощи техники Putzmeister. Конечно же, условия работы у них сказочные, пожалуй одни из лучших в Германии. 35 часовая рабочая неделя, столовая с великолепной кухней и огромным разнообразием блюд, фитнес-центр для работников прямо на территории завода и море других ништяков. Насчет зарплаты мне сразу дали понять, что платят там такие деньги, что никто не останется обиженным.

Но и требования были высокими, на собеседовании начальник отдела гидравлики серьезно гонял меня по теории, прощупывая мои знания и инженерное чутье и я выглядел совершенно не убедительно, ведь я за два года безделья на Крамере сильно деградировал в профессиональном плане. Так что когда после собеседования мне пришел отказ, я был к этому готов. Тем не менее, тот факт, что меня начали приглашать на такие фирмы уже обнадеживал. Но серьезным минусом предприятия было то, что расположено оно, как это принято у швабов, в очередной глуши - городке Aichtal, что в 20 км от центра Штутгарта. Хоть близость Штутгарта и радовала, но общественным транспортом до города было не добраться - так или иначе пришлось бы пользоваться автомобилем. Да и сам Штутгарт довольно безликий город, я жил в нем как-то два месяца и он меня совершенно не зацепил. Конечно, после Пфуллендорфа жить в 20 км от Штутгарта было бы большим шагом вперед, но Штутгарт не то место, которое заряжает вдохновением и где мне хотелось бы жить. Так что, когда мне отказали в Putzmeister, я совершенно не расстроился.

В течении февраля я закинул еще четыре резюме, два из которых были напрямую в Вюрцбург и Билефельд, а два полетели фирмам-посредникам в Лейпциг и Хемниц. Все эти три года с тех пор, как я покинул Дрезден, я мечтал вернутся в Саксонию - самую красивую землю Германии. И такие города как Лейпциг или Хемниц были мною настолько желанными, что я готов был туда переехать даже на меньшую зарплату и даже работать через посредников, но лишь бы жить среди прекрасной архитектуры этих великолепных городов и людей, ментально более близких, чем южные немецкие народности.

В Вюрцбурге и Билефельде на мои резюме до сих пор так и не ответили, а с саксонских посреднических фирм в течении трех месяцев периодически звонили, спрашивали, ищу ли я работу до сих пор, говорили, что предложат мою кандидатуру очередному работодателю, но на этом дело заканчивалось. Видимо, на востоке так плохо с работой, что конкуренция на местах гораздо выше, чем в остальной Германии, судя по тому, что моя кандидатура с безупречной инженерной биографией так никого и не заинтересовала.

Один раз, правда, через одну из этих фирм меня пригласили в городок, что в 40 км восточней Штутгарта. Там было предприятие, производящее какие-то станки. Я видел их объявление в сети, но ни место жительства ни продукция фирмы мне были не интересны поэтому я пропустил их вакансию. Ну а тут меня пригласили через посредника и я решил поехать просто ради опыта. Собеседование было обычным, меня спрашивали, чем я занимался на Крамере, я им рассказывал сильно приукрашенную действительность, но им требовался специалист не только по гидравлике, которой в станках мало, но еще и с опытом проектирования систем охлаждения. Такого опыта у меня не было, так что вскоре оттуда пришел отказ.

После того, как стало известно, что меня увольняют с Крамера, моя фирма-посредник начала искать мне новый проект и в марте меня пригласили на собеседование в город Хамельн, расположенный в сорока километрах от Ганновера. В Хамельне находится завод фирмы Volvo CE, производящий асфальтоукладчики, и им требовался инженер в сфере тестирования готовой продукции. Я обрадовался возможности получить интересный опыт в новой для меня сфере, но по итогам собеседования стало ясно, что я им не подхожу. Опыт в сфере тестирования у меня был лишь с лабораторных работ в университете, также небольшой опыт я получил во время практики на фирме Bauer. Но весь опыт, полученный мною будучи студентом эта фирма отказалась признавать. Их интересовал только рабочий опыт причем только в этой сфере, а его у меня не было. Кроме того для работы требовался сильный технический английский, которым я тоже не обладал. Так что уже в ходе собеседования мне отказали. Но я был даже рад, так как выяснилось, что работника они берут сперва на полгода, и по истечению полугодия, если дела у фирмы будут идти нормально, то они продлят контракт еще на полгода, потом еще на полгода и так далее. Находится в таком подвешенном состоянии все время мне не хотелось, плюс на полгода практически невозможно снять жилье и что-либо планировать в таких условиях было бы тоже невозможно. Эта была единственная вакансия, предложенная мне моей фирмой-посредником и единственное собеседование, дорогу к которому мне оплатили. Все остальные свои поездки по собеседованиям этой весной я осуществлял за свой счет - ни одна из фирм не компенсировала расходы на проезд.

Пришла весна, меня поперли с Крамера и я сел рассылать очередную серию резюме. В течении марта я отослал очередные шесть резюме, два из которых нашли отклик у работодателей. Первой откликнулась фирма Fluitronics из Крефельда (моя вторая попытка попасть в Крефельд), производящая гидравлические компоненты и агрегаты. Не строительная техника, конечно, но зато большой город и новый, малоизученный мною регион делали эту вакансию привлекательной. В ходе переписки мы договорились о телефонном собеседовании, в ходе которого я рассказал о своем опыте, своей мотивации и любви к гидравлическим системам. Через неделю мне прислали традиционный вежливый отказ.

В свой день рождения я отослал очередное резюме в австрийское кадровое агентство Rehrl & Partner Personalberatung GmbH из Зальцбурга. Они предлагали вакансию Konstrukteur Hydraulik / Pneumatik, полностью подходящую мне по профилю. Но что за фирма, какую продукцию она выпускает и где находится, не было указано. В этот же день мне позвонили и назначили на следующий день интервью по скайпу. Это было мое первое в жизни скайп-интервью. Германию часто и справедливо критикуют за отставание в сфере интернет-технологий, порой это отставание вытекает в совершенный маразм. Так, например, в ходе поисков работы и два года назад и сейчас мне приходилось порой ездить по 800 км в один конец просто для того, чтобы на меня посмотрели и задали десяток вопросов, что можно вполне прекрасно сделать по скайпу, не тратя немалые деньги на такие бессмысленные путешествия. Тем не менее у меня до сих пор не было ни одного собеседования по скайпу в Германии, а среди моего широкого круга друзей я знаю лишь одного человека, у коготоро было скайп-собеседование. В этом плане австрийцы порадовали разумным подходом к делу.

Собеседование было назначено на следующий после моего дня рождения день. До шести утра мы с братом шумно и ярко праздновали, так что проснулся я помятым, пьяным и совершенно не соображающим по-немецки. Таким я и предстал перед моим собеседником в скайпе. Хоть местами я забывал немецкие слова и приходилось на ходу искать обходные пути, но тем не менее я произвел хорошее впечатление на работника кадрового агентства и вскоре меня пригласили на собеседование на фирму Robel, расположенную в городке Фрайлассинг на немецкой территории. Городок вплотную прилегал к Зальцбургу и фактически являлся его пригородом. Такое соседство меня очень порадовало, но еще больше порадовала сфера деятельности фирмы Robel - они производили самую разнообразную железнодорожную строительную технику. Железная дорога - моя страсть с детства и я всегда мечтал иметь дело с железнодорожной техникой, но даже не предполагал, что мне может представиться такая возможность.

И вот в назначенное время я прибыл на собеседование на завод Robel во Фрайлассинг. На собеседовании присутствовала женщина из отдела персонала и один из инженеров отдела, в котором было вакантное место. Собеседование прошло отлично, но по матчасти меня особо не гоняли, так как инженер не был гидравликом, и знал сферу лишь поверхностно. Зато он тщательно просмотрел мои университетские оценки в дипломе - первый раз я столкнулся с тем, что кому-то были интересны мои оценки. Еще его заинтересовала моя дипломная работа, которую я писал на очень известной фирме Herrenknecht. Дипломной с собой у меня не было, но инженер попросил захватить ее с собой в следующий раз, если вдруг меня пригласят на второй уровень собеседования.

Большинство серьезных фирм в Германии при наборе персонала проводят собеседования в два уровня. Первый уровень - обычное собеседование, на котором присутствует, как правило, человек из отдела кадров и представитель того отдела, в котором находится свободная вакансия. По итогам первого тура отбирают несколько кандидатов, которых приглашают во второй тур, который включает экскурсию по заводу, знакомство с работниками отдела и устройством предприятия. Во время второго тура к кандидату присматриваются более детально, прощупывают его компетенцию и опыт и смотрят на то, насколько человек подходит коллективу. Такой же подход был на фирме Putzmeister, где я не прошел первый тур, но здесь на фирме Robel меня, к моей радости, пригласили во второй тур - на так называемый "пробный день".

В рамках пробного дня мне предстояло провести весь день на заводе, ознакомиться с его продукцией, устройством цехов и пообщаться с людьми. Экскурсию мне проводил инженер из отдела гидравлики, с которым в случае успеха мне предстояло работать. Экскурсия была очень интересной, так как фирма делает впечатляющую технику для железных дорог и является по сути классической мануфактурой. То есть вся техника производится вручную либо в единичных экземплярах, либо мелкими сериями по 3-5 машин. Таким образом объем работы для инженеров там огромный. Если на Крамере мы разрабатывали новую модель осенью, затем она шла в серию и полгода мы вообще ничего не делали, то тут машины производились по индивидуальным заказам и инженерный пласт работ был впечатляющим. В завершении экскурсии я показал свою дипломную работу, наглядно рассказав о ее сути и результатах. Тут нужно отметить, что большинство работников предприятия - австрийцы и говорят они на своем диалекте, тем не менее со мной все старались говорить на литературном немецком с небольшой долей диалекта. Лишь пару раз я переспрашивал вопрос, так как с первого раза не понимал сути, но в целом в течении дня проблем с языком у меня не возникало. Правда, работник, проводивший экскурсию, честно мне сказал, что если он будет говорить так, как он обычно говорит, я мало что смогу понять.

Пробный день прошел успешно и я был очень обнадежен, думая, что эта работа уже моя. В своих мыслях и мечтах я уже жил в Зальцбурге, конструировал локомотивы и путешествовал по Австрии. Тем неожиданней и печальней был отказ.

Мне позвонил сотрудник кадрового агентства, через которое я эту работу нашел и сообщил, что мне отказали в этой работе причем отказали не по причине недостаточной квалификации, а по причине моего языка. Что было вдвойне обидно, так как язык у меня совсем не плох и проблем в коммуникации в этот день у меня не было совершенно. Единственная причина, которая приходит мне в голову - так это то, что чуваки с отдела решили, что им будет напряжно переходить на хохдойч в общении со мной и они выбрали местного кандидата, с которым можно не напрягаться и говорить на диалекте.

Этот отказ стал первым отказом, который меня расстроил и я немного загрустил. Просто все остальные вакансии, которые я до сих пор посещал не были идеальными - где-то сфера деятельности была не совсем интересной, где-то завод находился в очередной глуши. Так что каждый отказ я воспринимал даже с радостью, понимая, что раз сюда не взяли, значит я найду что-то лучшее для себя. Но тут во Фрайлассинге все было идеально - интересная работа с широкими возможностями для накопления опыта, прекрасный город Зальцбург, близость гор и знаменитых баварских озер, до которых можно было доехать на велосипеде. Да и дошел я почти до финала и тут отказ по той причине, что я не понимаю местный диалект. Печально.

На календаре было начало мая и я смирился с мыслью, что найти работу до осени мне уже вряд ли светит - фирмы обычно не набирают работников летом. Так что я продлил аренду квартиры на два месяца до конца июля и приготовился к скучному лету в Пфуллендорфе, которое я планировал традиционно разбавлять поездками в Швейцарию.

Но так как с 1 мая я стал на учет в агентство по труду, я был обязан рассылать каждый месяц минимум восемь резюме. Вакансий в сети с началом мая сильно поубавилось и ничего интересного среди них не было. 9 мая я отправил резюме в фирму-посредник euro engineering в Бремен, не особо рассчитывая на успех. Во-первых, фирмы-посредники часто размещают объявления для пополнения базы данных потенциальных работников. То есть в данный момент вакансии у них нет, и они просто ставят одно и то же универсальное объявление в каждой из потенциальных сфер, чтобы на случай, когда появится вакансия, сразу найти человека из своей базы данных. Во-вторых я не собирался переезжать в Бремен и даже не рассматривал север Германии в качестве места для жизни по той причине, что мои родители и весь мой круг друзей окажутся от меня слишком далеко. Поэтому я искал до сих пор работу по всей Германии, но не северней Ганновера.

Когда 17 мая мне пришло приглашение на собеседование в Бремен, я был удивлен, так как совершенно не ожидал этого. Собеседование было намечено на понедельник 23 мая и я уже в субботу стартанул в путь, заехал сперва в Ганновер к старому другу, с которым мы провели выходные, а в понедельник я выехал из Ганновера в Бремен в отделение фирмы-посредника euro engineering, где меня встретила симпатичная девушка из отдела персонала. Мы пообщались полчаса, в течении которого она собрала основную информацию о моем профессиональном пути, после чего мы на ее машине выехали к клиенту, у которого должно было состояться основное собеседование.

Клиентом оказалась фирма Atlas GmbH, производящая строительную технику. Завод находился в небольшом городке Гандеркезее, расположенном в десяти километрах от Бремена. Наше собеседование было на удивление коротким. На нем присутствовали я, девушка из euro engineering, мужчина из отдела персонала и один из инженеров. Я традиционно рассказал свою биографию, мне задали несколько вопросов в основном по поводу того, что я умею и готов ли я много учиться и много работать. Я продемонстрировал мотивацию, жажду к знаниям и готовность к долгосрочной работе на фирме и этого было достаточно. Инженер удивился, что я готов переехать из южной Германии, которая везде считается филлиалом рая на земле, на ветренный север. На что я ему ответил, что юг я изъездил вдоль и поперек и мне он уже не интересен, а северные земли мною малоизучены и это прекрасная возможность для исследования совершенно новой для меня части страны. Плюс я человек большого города и Бремен - идеальное место для жизни.

После собеседования мне пообещали дать ответ до конца недели. В пятницу мне позвонила девушка из euro engineering и сообщила, что меня берут на работу, причем берут не через их фирму-посредник, а напрямую.

Вот так внезапно и неожиданно закончилась моя эпопея с поиском работы. Я нашел отличную работу в той сфере, в которой хотел с большими возможностями для развития. Сбылась моя мечта, которой я жил последние три года с тех пор, как покинул Дрезден - переехать жить в большой город. Причем я переезжаю не просто в большой города, а в город, входящий в десятку самых крупных городов Германии. Кроме интересного и очень красивого города я получаю огромное пространство для исследования - совершенно новый для меня регион, изучением которого я буду заниматься ближайшие годы. Хотя так много времени, как у меня было до сих пор у меня уже не будет. Отпуск мой ограничен 25 днями в году, против тех 30, что были у меня тут на юге. Да и работать придется много, но я этому рад. Два года на Крамере в профессиональном плане были потерянным временем и сплошной деградацией, теперь у меня есть шанс стать по-настоящему отличным профессионалом в своей сфере и, судя по увиденному, у меня для этого будут все возможности. Ну и наконец-то я смогу общаться на нормальном немецком языке без всех этих диалектов, которые я терпеть не могу.

С 1 июля у меня начинается в который раз новая жизнь, в которой все будет совершенно по-другому. Впереди новые эмоции и впечатления, новые люди и знакомства, новые места и страны. И что немаловажно, теперь я буду жить недалеко от моря. Так что на смену горным репортажам в этом блоге придет морская тематика и корабли. Если, конечно, в новой жизни у меня будет время на ведение блога. После двух лет жизни в онлайне я планирую максимально уйти в оффлайн и жить реальной жизнью, а не ее симуляцией в сети, как это было в последнее время.

работа, эмиграция, личное

Previous post Next post
Up