Этим летом мне удалось снова побывать в самом красивом городе Германии среди тех, чье население не превышает 50 000 человек. Циттау - роскошный городок на границе с Чехией и Польшей, который обошли стороной все мировые конфликты прошлого столетия, благодаря чему он выглядит так, как выглядели немецкие города в середине 1930-х. Тут присутствует яркий колорит довоенной Европы, обилие шикарных фактур на каждом шагу не оставит ваш фотоаппарат в покое а разнообразие архитектуры и ее качество способны впечатлить даже видавших многое. Циттау настолько прекрасен, что мне пришлось даже ввести отдельный
тег для него, так как этому городу я уделил больше десятка постов, к которым теперь прибавятся еще два. Ведь три месяца назад я снова оказался в этих краях и было бы грешно не заехать в мой любимый Циттау и не совершить неспешную прогулку по этому прекрасному городу, посмотрев, что изменилось за год, прошедший с моего последнего визита сюда.
А изменилось многое - повсюду восстанавливают ветхие здания, ремонтируют церковь и даже взялись за заброшенное здание шикарной казармы. Брусчатку на многих улицах постепенно меняют на удобный, но совершенно бездушный асфальт. Все это, конечно, приводит к тому, что Циттау медленно, но верно теряет часть своего колорита. Хотя его тут с запасом - лет на десять еще точно должно хватит, но в любом случае, если вы хотите увидеть роскошный немецкий городок, застывший в 30-х годах прошлого столетия, я бы порекомендовал сделать это в ближайшие несколько лет.
В Циттау я бывал десятки раз и в конце 2013 года даже жил тут пару месяцев, но за это время мне так ни разу не довелось посетить место, где стыкуются три страны - Польша, Чехия и Германия. И вот в этот раз я таки решил посмотреть как выглядит так называемый Dreiländereck.
01. А выглядит он так.
02. Я стою сейчас на территории Чехии, за рекой Германия, а Польша отделена от Чехии канавой с ручейком внутри.
03. То, как выглядят границы в рамках Евросоюза, меня очень радует. Надеюсь, в далеком будущем так будут выглядеть все границы между странами.
А так выглядела граница в 1950-х, причем это была граница между странами Восточного блока. Переснял снимок на установленном тут же инфощите.
04. Там, где ручей, разделяющий Чехию и Польшу, вливается в реку, за которой Германия, и находится, собственно, стык трех стран - тот самый Dreiländereck.
05. Чуваки в Чехии, а я уже в Польше. Прикольное ощущение!
06. Но вернемся в Циттау. Проезжаю Мандаускую казарму - самое большое здание в городе, которое десятки лет стояло заброшенным и постепенно разрушалось. Порадовало, что одна башня уже обросла строительными лесами, а значит у здания появилась надежда на будущее. В свое время мы с братом исследовали здание изнутри, о чем у меня был
отдельный пост.
07. Еще одно атмосферное место - заброшенный район на окраине города, в котором три года жил мой брат и пару месяцев мне тоже довелось прожить в этом районе в единственном жилом здании, расположенном среди мертвых домов - студенческой общаге.
08. С этим районом у меня связан ряд самых теплых воспоминаний и вернуться сюда хоть на десять минут было очень приятно. Тут я провел много счастливых дней.
09. Кому интересно, что это за место и как так получилось, что целый район города превратился в филлиал Припяти - вот вам ссылка на
отдельный пост, посвященный этому месту.
10. В Циттау я делал свои первые шаги городского исследователя, благо город богат заброшенными районами, заводами и прочими покинутыми людьми местами. На снимке одно из первых заброшенных мест Циттау, которое я посетил -
старый пивоваренный завод. Во время моего прошлого визита он был свободно доступен для всех желающих, но в этом году завод огородили новеньким заборчиком. Теперь сюда так просто не попасть.
11. В одном из помещений пивзавода энтузиасты пытаются создать музей, посвященный двум умершим заводам, расположенным рядом друг с другом - пивоваренному заводу Zittauer и более известному на просторах стран Восточного блока - заводу Робур, выпускавшем грузовики и автобусы. Оба завода скоропостижно скончались в 1991 году, когда со своим устаревшим оборудованием не смогли конкурировать с хлынувшими в Восточную Германию западными товарами.
12. На территории пивзавода стоит парочка Робуров в прекрасном состоянии. Жители Циттау почитают свою историю и в частности
автомобильную историю своего города, которая насчитывает около сотни лет. Так то думаю, со временем тут появится неплохой музей.
13. Робур с интересным типом кузова. Никогда не видел такого раньше.
14. Сразу за пивоварней расположены руины автомобильного завода Robur-Werke. Парочка офисных зданий с проходной, которые вы видите на этом снимке, частично используются и не являются полностью заброшенными, хотя выглядят неважно. А сразу за ними начинаются
заводские цеха, в которых уже третий десяток лет гуляет лишь ветер да городские исследователи.
15. В одном из зданий с верхнего кадра расположена небольшая экспозиция, часть которой посвящена довоенной истории завода, выпускавшего вело-мото-авто продукцию под маркой Phänomen.
16. Экспозиция бедненькая, видно, что создана силами энтузиастов, не богатых финансами.
17. Вторая витрина посвящена послевоенной истории завода, который с 1957 года стал выпускать грузовики и автобусы под маркой Робур.
18. Сердце города - рыночная площадь.В Циттау она как и в других городах региона будь то Баутцен, Герлиц или Лёбау прекрасна, целостна и совсем не изменилась за последние пару сотен лет. Этот регион а архитектурном плане один из красивейших в Германии, если не самый красивый.
19. Сердце города - роскошное здание городской ратуши. Все прошлые годы на площади перед ратушей была парковка, сейчас это пространство освободили от машин, расставили пальмы и положили плиты с памятными датами из истории города.
20. В 18-м веке Циттау был одним из самых богатых городов Саксонии, но в Европе начинается семилетняя война и 23 июля 1757 года Циттау превращается в руины за несколько часов в результате артиллерийского обстрела австрийскими войсками. Из 627 зданий, находящихся в то время в городе уцелело лишь 138. В огне пожаров сгорела ратуша со всем городским архивом, полностью была уничтожена главная церковь города Johanniskirche и много других зданий. Весть о трагедии Циттау разнеслась по всей Европе и вызвала большой резонанс в общественном сознании, сопоставимый с тем, что последовал после трагедии Дрездена 1945-го. Деньги на восстановление Циттау собирали всей Германией и лишь через сотню лет удалось полностью стереть следы того страшного события.
21. В 19-м веке Циттау восстанавливает свое величество и богатство, становясь важным культурным и индустриальным центром региона. В городе открывается театр, развивается текстильная индустрия и машиностроение. В 1848 году город связывается железнодорожным сообщением с саксонской сетью железных дорог, на что указывает эта памятная табличка.
22. Примечательно, что память о столетней истории автомобилестроения отмечена не табличкой основания завода Phänomen в конце 19-го века, а табличной с изображением Робура. Причем, что тут делает дата 1951 - я не понимаю, так как марка Робур появилась лишь в 1957 году. В общем странная табличка.
23. Мирная революция 1989 года, захлестнувшая всю страну и вбившая финальный гвоздь в гроб тоталитарного режима. Не остались в стороне и жители Циттау, вышедшие на свой "Майдан", о чем напоминает эта табличка.
24. Год, когда перестала существовать граница с соседями Польшей и Чехией.
25. К сожалению, с рыночной площади полностью сняли старую булыжниковую брусчатку и заменили ее идеально новой ровной. Конечно, все это замечательно, удобно и современно, но вместе с уходом старой брусчатки, ушла и частичка той самой атмосферы.
В прошлом году я как раз застал процесс смены брусчатки на рыночной площади.
26. В некоторых местах поступили еще хуже - залили все асфальтом. Во время моего прошлого визита тут еще лежала гранитная плитка, островок которой вы можете видеть в центре кадра.
27. Теперь тут просто все закатали в асфальт. Причем это пешеходная зона, то есть удобства в этом никакого. Зачем они так уродуют мой любимый город?
28. Как вам пешеходная зона с асфальтом вместо плитки? Я такого не видел даже в совершенно безликих городах, а с Циттау так делать тем более нельзя!
29. Вот вам, к примеру, похожая улочка, но с плиточкой вместо асфальта. Согласитесь, совершенно другой вид. Дорожная инфраструктура - как огранка для хорошей архитектуры, должна соответствовать.
30. Идем дальше. Небольшая площадь в центральной части города, тут виден стык брусчаточного покрытия и асфальта. Когда-то тут везде была брусчатка, но для удобства машин ее залили асфальтом. Cлева видно здание заброшенного кинотеатра, построенное в 1828 году и изначально служившее складом муки.
31. Еще одна улочка, которую недавно закатали в асфальт. Асфальт свежий, значит это произошло недавно.
32. Наверняка, местным жителям теперь стало удобней перемещаться по улочке на машинах, но свою атмосферу улочка, к сожалению, потеряла.
33. И если асфальт на дороге еще можно объяснить удобством для автомобилистов, то зачем на тротуаре заменять гранитные плиты на асфальт - этого я не понимаю.
34. В конце улочки снова начинается ровная стильная брусчатка и Циттау снова становится городом, который я люблю.
35. Ну совершенно же другой вид! Картинка целостна, гармонична и прекрасна!
36. Стильная неоновая вывеска и алюминиевые двери из 1980-х.
37. Чуточку городских деталей и фактуры.
38. И внешней потрепанностью и архитектурой Циттау мне очень напоминает Львов. Местами сходство просто впечатляющее.
39. Скажи, что этот кадр снят во Львове - никто и не усомнится.
40. Так же, как и во Львове, тут на стенах всплывают артефакты прошлого времени - старые надписи, вывески магазинчиков и прочие милые сердцу ретролюба детали.
41.
42. Есть тут и узенькие улочки, напоминающие чем-то Италию. Наверное, опять же легкой потрепанностью.
43. Граффити на предыдущей фотографии тут не случайны. В этом здании расположен культурный центр Frei Raum Zittau, что переводится как "свободное пространство". Центр позиционирует себя, как пространство для встреч, знакомств, искусства и креатива.
44. Местные молодые люди взяли брошенное здание и обустроили там центр альтернативного искусства, с целью спасти здание от разрушения и дать творческой молодежи пространство для самовыражения и обмена культурным опытом.
45. Без Робура в Циттау не обходится ничего, это имя уже стало местным брендом.
46. Идиллические пустынные улочки, по которым можно бродить бесконечно и такие прогулки всегда заряжают вдохновением. Сколько километров я намотал в свое время по этим улочкам! И каждая такая прогулка была богата яркими впечатлениями и красивыми картинами.
47. Полностью поглощенный растительностью дом. Интересно, он жилой?
48. Разруха и новизна находятся в Циттау бок-о-бок. Несколько лет назад в городе стояли пустыми 4500 квартир. В последние годы ситуация понемногу меняется и город потихоньку оживает, но покинутого жилья все равно еще очень много.
49. Местами встречаются целые улицы, состоящие из брошенных домов, но и они являются частью того Циттау, который я так люблю, придавая городу немного мистическую атмосферу. Особенно впечатляют прогулки по таким улицам ночью - в свете фонарей брошенные дома навевают картины и сюжеты из произведений Эдгара По.
50. Тут до сих пор есть такие уголки, которые не поменялись с начала прошлого века. Эта фотография могла быть сделана как в 2016-м, так и в 1916-м году.
51. Весь город по сути - готовые декорации для съемок исторических фильмов, так как он полностью состоит из исторической архитектуры. Такого в Германии нет больше нигде. Странно, что его до сих пор не занесли в список наследия ЮНЕСКО, как тот же Львов.
52. Местный молодежный клуб Эмиль. Тут часто дают концерты заезжие рок-группы. Вы удивитесь, но в мало кому известный Циттау приезжают с концертами рок-музыканты со всего европейского континента.
53. Нам нужно еще больше беженцев - говорят местные неформалы, тусующиеся в Эмиле.
54. Стандартный набор лозунгов антифашистов. "Беженцы, добро пожаловать" и рядом "К черту нацистов".
55. Тут же: "Весь Дрезден ненавидит полицию".
56. Продолжим прогулку по атмосферным уголкам центральной части Циттау.
57. Кто-то выкупил и отреставрировал старый дом, причем, что примечательно, историческую вывеску "Салон красоты" оставили на фасаде. Это замечательно, что люди так относятся к истории. Такие вывески - часть города и его истории, они добавялют антураж городским улицам.
Оказывается, этот же дом я фотографировал два года назад. В то время он выглядел так.
58. Принялись за реставрацию одной из городских церквей. Меня она всегда привлекала итальянской обшарпанностью своего фасада, но теперь это в прошлом. Скоро фасад церкви засияет свежей краской.
59. Памятник погибшим во время Первой мировой солдатам 102-го пехотного полка, базировавшегося в Циттау.
60. Еще один монумент, на этот раз в память о жертвах нацистского режима. Установлен в 1950 году на месте памятника Бисмарку.
61. "В память о погибших, в назидание живущим."
62. Одна из самых распространенных птиц в Германии - дрозд. Тусовался внутри мусорки, видимо, найдя что-то вкусное там. При виде меня, насторожился и присел на край, готовый в любую секунду ретироваться.
63. Одна из самых широких улиц в городе, ведущая прямо в его центр к ратуше. Тут уже давно все закатано в асфальт.
64. А сто лет назад тут была брусчатка и трамвайные пути.
65. Красивая очень улочка, но обилие асфальта убивает часть антуража.
66. Внезапно, во время прогулки встречаю роскошный автобус Робур, причем еще и первого модельного ряда с характерной решеткой, получившей прозвище "рыбий рот"!
67. Автобус идеально отреставрирован и используется, видимо, для ностальгических туров по городу.
68. Красота! Раньше никогда его не видел на улицах, видимо он лишь в последний год начал рассекать по улицам Циттау.
69. Ну и в завершении поста небольшой бонус.
70. Эту парочку Москвичей я встретил в нескольких километрах от Циттау в небольшой деревушке. Проезжал мимо и, увидев такую картину, не смог не сделать остановку.
71. Советские автомобили и представители ГДР-овского автопрома изредка встречаются на улицах восточной части страны. Как правило, на них выезжают покататься в выходной день бывшие граждане ГДР, которых связывают с этими автомобилями ностальгические чувства.
72. Представьте, что чтобы купить такой Москвич, среднему жителю ГДР в то время даже при наличии денег надо было ждать около десяти лет, после чего ты получал заветный пепелац и не было предела твоему счастью. Машину тогда брали на всю жизнь и она становилась почти что членом семьи. Конечно же, радость от владения автомобилем в стране вечного дефицита не сравнить с эмоциями среднего жителя ФРГ, покупающего автомобиль просто как вещь на лет пять.
73. Сейчас в Германии купить современную машину может каждый работающий человек, но эмоций такая покупка вызывает не больше, чем покупка новых кроссовок в магазине. То ли дело ждать свою машину десяток лет в очереди!
74. Поэтому многие осси помимо обычной современной рабочей лошадки имеют в своем гараже автомобиль из той эпохи, когда вещей было мало, их по-настоящему любили, а они в ответ дарили море ярких эмоций, будучи далеко не совершенными в своей конструкции и обладающие устаревшим на десятки лет дизайном.
75. Такие вот удивительные раритеты можно случайно встретить в обычной восточногерманской провинции.
В следующем посте мы снова вернемся в Циттау и я покажу вам яркие объекты архитектурного наследия этого города.