Однажды осенью после нескольких дней, проведенных в Берлине и его окрестностях, мне предстояла дорога домой, длиной более семи сотен километров. Можно было бы просто выехать на автобан, прижать педаль газа и семь часов удерживать руль в прямом положении, борясь с монотонностью и скукой. Я решил разнообразить дорогу, по крайней мере ту ее часть, что проходила по восточной Германии и включил в маршрут ряд интересных объектов, превратив день в пути в еще один яркий день, насыщенный исследованием покинутых мест. О том, что мне удалось увидеть по пути, и будет этот пост.
01. Перед тем, как покинуть Берлин, я заехал в одно легендарное и очень известное среди эксплореров место на окраине города - Gesellschaftshaus Grünau.
02. Не знаю, как правильно перевести на русский Gesellschaftshaus, что-то типа "Дом для высшего общества". В общем, это комплекс зданий, состоящий из ресторана, бального зала и отеля, предназначенный для отдыха светской публики на выходных.
03. "Дом для высшего общества" Грюнау был построен в 1875 году и имел изысканные архитектурные формы, согласно законам времени. В своем облике здания сочетали такие стили, как югендстиль и классицизм с элементами фахверка. На этом снимке виден главный корпус здания, внутри которого располагался роскошный бальный зал с лепниной и высотой потолков 9 метров.
04. Здание успешно функционировало по назначению вплоть до 1991 года, после чего попало в собственность государства и, из-за нерасторопности берлинских чиновников, так и не обрело вторую жизнь. В Берлине из-за местной бюрократии много зданий и интересных объектов было похерено и этот комплекс в Грюнау - один из них. Здание еще не совсем мертво, но ему осталось недолго.
05. Стильный заборчик, опоясывающий здание.
06. Рядом с гезельшафтсхаусом расположены причалы для корабликов и небольшой парк, разбитый на берегу живописной реки Даме.
07. Вот тот отдаленный причал относится к гезельшафтсхаусу. В прошлом сюда причаливали прогулочные пароходы, позже теплоходы. С 1991 года туда уже ничего не причаливает.
08. Территория комплекса надежно огорожена вплоть до границы с рекой.
09. За годы заброшенности местность вокруг зданий немного заросла. Этот снимок я сделал через забор, в одном месте в котором была замечена дыра. Но прямо напротив дыры на лавочке присел дедуля с внучкой и я не рискнул прямо перед ним прошмыгнуть сквозь дыру в заборе на территорию. Соблазн был велик, но я боялся, что дедуля может тут же позвонить в полицию и меня примут с почетным оркестром.
10. Прождав около двадцати минут в надежде, что дедуля уйдет и не дождавшись этого момента, решаю двигать дальше.
11. Интересный комплекс, но посетить его в это день не получилось. Но зато я посетил его спустя полгода, причем так основательно, вдумчиво посетил без спешки, так что полноценный отчет будет.
12. Здание впечатлило остатками былой роскоши и огорчило совершенно печальным состоянием внутри. По сути, это уже руины от которых скоро останется лишь фасад так как процесс разрушения перекрытий уже начался. Ну к нему мы еще вернемся в будущих постах, а пока едем дальше.
Отъехав три десятка километров от Берлина, я посетил заброшенный комплекс зданий клиники для душевнобольных Тойпциц с мрачной историей, которому был посвящен
прошлый пост. Следующие два объекта не стояли в моем плане и их посещение произошло совершенно спонтанно. За две недели до этой поездки я посмотрел документальный фильм про направление в культуре, изобразительном искусстве и архитектуре, получившее название баухаус. И вот, летя по автобану, я проезжаю коричневую табличку, которыми обозначаются местные достопримечательности региона. На табличке написано "Bauhaus Dessau" и символически изображено легендарное здание. Я вспоминаю этот фильм, на ходу роюсь в навигаторе, пытаясь найти эту достопримечательность и вскоре оказываюсь на месте. Школа баухаус занесена в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО, ведь именно тут родился тот архитектурный стиль, который является главным в Германии и сегодня в 21-м веке. Почти все, что строилось в Германии в последние полвека, так или иначе является баухаусом, и началу этому стилю положил это комплекс зданий в Дессау. Будучи поклонником архитектуры 1920-х я просто не мог проехать мимо.
13. Конечно же, этому зданию тоже будет посвящен отдельный пост в будущем.
14. По дороге к автобану меня ждал еще один сюрприз - роскошное здание старой пивоварни, больше напоминающее дворец. Я видел много шикарных пивоварен эпохи грюндерства, но этот комплекс в Дессау был одним из самых ярких из всего, виденного мною в плане индустриальной архитектуры. Тут надо писать отдельный пост.
15. Следующей целью моего плана был намечен заброшенный дворец в поселке Thierbach. Дворец находится прямо возле дороги, проходящей через поселок, а его ограда зияет сплошными пробелами. Оба этих фактора не обещают ничего хорошего.
16. Территория дворца, на которой раньше располагался парк в английском стиле, за десятилетия заброшенности изрядно заросла.
17. Я, конечно, не ожидал увидеть тут прекрасную сохранность, но состояние дворца оказалось совсем уж печальным, по сути это уже руины.
18. Здание было построено в 1888 году в неоготическом стиле, и в настоящем времени от него сохранились лишь стены и в прошлом шикарный входной портал.
19. Сразу за порталом взору исследователя предстает такая вот грустная картина.
20. Известно, что здание до 1941 года было во владении семьи Auenmüller, которая и построила этот дворец, после чего перешло в собственность энергетического предприятия Aktiengesellschaft Sächsische Werke, которое разместило во дворце жилые помещения для заводского управления.
21. В 1946 году предприятие, специализирующееся на угледобыче, производстве угольных брикетов и электроэнергии, было передано в собственность СССР в качестве репараций, и позже стало одним из комбинатов ГДР. В замке разместили общежитие для рабочих.
22. В 1980 году требующий немедленного капитального ремонта дворец стал аварийным, людей с него выселили а само здание просто забросили.
23. За годы заброшенности здание пришло в полный упадок, так что его даже не занесли в список исторических памятников, ввиду ужасного состояния. С тех пор дворец превратился в руины, которые даже живописными назвать сложно. Территория очень сильно заросла лесом и сильно загажена мусором, который местное быдло вывозит сюда как на свалку.
24. Смотреть тут особо нечего, хотя здание не безнадежно. В Германии восстанавливали из руин и более разрушенные постройки но, судя по всему, будущего у этого объекта нет. Находится далековато от туристических маршрутов, а у местной общины денег на восстановления дворца нет и не предвидится, если она не нашла денег даже на таблички, запрещающие проникновение внутрь и нормальный забор.
25. Если все это окончательно не разрушится, может со временем реконструкция доберется и сюда. В прошлом году немцы заработали столько денег, что теперь не знают, что с ними делать и массово разбрасывают эти деньги по странам третьего мира на какие-то проекты, которые не работают и работать не будут. Может однажды политика государства сменится и немцы перестанут помогать тем, кому помочь невозможно, и возьмутся наконец-то за восстановление своей страны. Хоть в этом плане делается многое, но работы тут еще на десятилетие точно хватит.
26. Рядом с дворцом расположено здание послевоенной постройки, являвшееся, видимо, общежитием для рабочих того же энергетического предприятия.
27. Внешний вид здания не вызывал желания проникнуть внутрь, так что я направился дальше - к финальной цели из моего списка.
28. Которой оказалась электростанция Тиербах, точнее ее руины.
29. Узнал об этом сооружении я совершенно случайно. Возвращаясь из летнего бункертура, я заметил слева от трассы монструозное здание, по виду явно заброшенное.
30. Я сохранил координаты в навигаторе с целью когда-нибудь сюда вернуться и осмотреть здание подробней. И вот этот момент настал.
31. Машинный зал бывшей электростанции впечатляет своими габаритами и высотой, сопоставимой с высотой двадцатиэтажного дома.
32. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что здание находится в процессе постепенного сноса.
33. Часть станции с оборудованием успели подорвать и я стал свидетелем весьма живописных руин.
34. Половина корпуса здания рухнула, обнажив внутренности. Такая себе техногенная расчлененка, жуткое и в то же время завораживающее зрелище.
35. Что-то в этом есть. Какая-то особенная техногенная красота, притягивающая взор.
36. Да и не каждый день увидишь настолько живописную и масштабную разруху. Я не ожидал, что смогу подобраться к этой станции так близко и уж тем более не ожидал, что смогу попасть внутрь, так что даже свой любимый широкоугольник не брал, полагая, что он мне не понадобится.
37. А зря...
38. Забор рядом со станцией был повален на землю и по общей картине было видно, что тут меньше всего озабочены нашествием нежданных гостей.
39. Вскоре я без особых препятствий оказался внутри бывшего машинного зала, в котором теперь было совершенно пусто.
40. Размеры объекта впечатляют, жаль, что в кадре нет ничего для наглядной демонстрации масштаба.
41. Строительство электростанции Тиербах было начато в 1967 году, а уже в 1969 году был запущен первый энергоблок, мощностью 210 МВт. В мае 1971 года все четыре энергоблока были включены в энергетическую сеть ГДР. Станция базировалась на советской технике, и строили ее специалисты из СССР, Польши и Венгрии.
42. После того, как Германия взяла курс на отказ от старых экологически грязных угольных электростанций, в 1999 году электростанция Тиербах остановила свою работу и с тех пор происходил ее постепенный демонтаж, финальную фазу которого мне удалось застать.
43. Какие-то стеллажи на нижнем уровне станции.
44. Больше смотреть внизу было нечего так что я сразу стартанул наверх, надеясь попасть на крышу корпуса.
45. Так выглядел самый верхний уровень машинного зала.
Заснял коротенькое видео:
Click to view
46. Такой шикарный вид на прилегающий индустриальный пейзаж мне открылся "с балкона".
47. Неподалеку пуская пар из градирен и сияя факелом функционирует еще одна угольная электростанция Kraftwerk Lippendorf. Она была запущена в 2000 году на месте старой электростанции 1965 года постройки, модернизировать которую для соответствия современным экологическим стандартам было экономически неэффективно. Проще было построить новую, что и было сделано.
48. Возвращаюсь обратно в зал и направляюсь к лестнице, ведущей на крышу.
49. Тут же находится помещение с лифтовым подъемником в идеальной сохранности.
50. Видно, что электростанция до последнего времени хорошо охранялась, так как внутри нет совершенно никаких следов вандализма. Все оборудование на месте, все целое.
51. На переднем плане электромотор подъемника.
52. Ну и собственно, заветная крыша, на которую я вылез через обычный откидной люк, распугав тусующуюся тут стаю ворон.
53. Где-то там вдали сияет огнями Лейпциг. Тогда осенью 2015-го я даже и подумать не мог, что через два года перееду сюда жить.
54. Я сидел на крыше заброшенной электростанции и не мог отвести взгляда от этой индустриальной красоты. На фоне сгущающейся темноты факел электростанции разгорался все ярче и ярче, напоминая небезизвестное око Мордора. Фантастический пейзаж, ставший вишенкой на торте этого дня.
Пытался заснять видео для лучшей передачи атмосферы, но получилось так себе.
Click to view
55. День подходил к завершению а я доехал всего лишь до Лейпцига, так что теперь мне предстоял ночной переезд домой и впереди было еще полтысячи километров пути. Дорога затянулась, но оно того стоило!
А ровно через год в октябре 2016-го остатки электростанции Тиербах окончательно взорвали. Так что завершу я этот пост фотоподборочкой, иллюстрирующей основные вехи истории электростанции от которой уже ничего не осталось.
Так выглядела электростанция во времена своего функционирования. Четыре энергоблока по 210 Мвт каждый, четыре градирни - по одной на энергоблок и одна из самых высоких в мире дымовых труб (300 метров) на момент постройки.
Еще парочка исторических снимков, на которых изображена действующая электростанция.
Поезд, груженный углем, везет топливо на электростанцию от ближайшего карьера.
Очень наглядный снимок электростанции. Видны транспортные конвейеры для подачи угля к котлам.
Первый шаг по уничтожению электростанции был сделан в октябре 2002 года - была взорвана 300-метровая дымовая труба.
Следующие три с половиной года уже не действующая электростанция выглядела так.
В мае 2006-го были взорваны градирни.
В феврале 2015-го взорвали котельный зал электростанции. В октябре этого же года я посетил станцию, точней то, что от нее осталось.
А ровно через год в октябре 2016-го были взорваны последние сооружения электростанции. Процесс был наглядно запечатлен на множество камер, так что предлагаю вам насладиться этим прекрасным видео, на котором запечатлены последние секунды жизни объекта.
Click to view