Мы живем в очень динамичное время. Просыпаясь с утра, проживая день и засыпая ночью мы постоянно окружены информационным шумом. Соцсети, смартфоны, новостные ленты, лайки, репосты, статусы заполнили большую часть нашего свободного времени и в этом информационном круговороте легко потерять себя, перестать думать, анализировать, чувствовать, ловить вдохновение и созерцать вселенную. Новый век, новые темпы, новые скорости, не оставляют шанса на паузу в этой карусели и информационный поток несет нас дальше, увеличивая темп. В этой безумной гонке нет места тишине, той тишине, в которой душа ищет ответы на главные вопросы, где созерцая человек нащупывает тонкую связь с окружающей вселенной и пробуждается к настоящей осмысленной жизни.
Несколько раз в год я выпадаю из информационной матрицы, отключаю телефон и еду в те места, где нет никого - ни людей, ни связи с внешним миром, ничего. Лишь красивые пейзажи до горизонта и тишина, та самая тишина, которая так важна для внутреннего роста, для того, чтобы лучше узнать себя и нащупать тонкую связь своей души с одухотворенной вселенной, на какое-то время затерявшись среди пустынных, безлюдных красот нашей прекрасной планеты. В перенаселенной Европе почти не осталось таких мест, где можно покинуть привычную цивилизацию и окунуться в мир без людей. Так, чтобы почувствовать себя последним человеком на планете - только ты и меланхоличное очарование безлюдного мира вокруг тебя, где под шум прибоя сбрасываешь свой социальный камуфляж, и бежишь в лучах заката к морю, словно пленник на волю. Ты снова свободен, счастлив и наполнен жизнью до краев!
Таких мест почти не осталось, но кто ищет, тот находит. Сегодня я подготовил для вас действительно очень красочный пост для настоящих гурманов постапокалиптической романтики. Пост задумывался, как рассказ о прогулке, но я словил вдохновение и пост получился чем-то большим, чем просто рассказ об очередном покинутом месте.
В Германии еще так много неизведанных и малоизвестных уголков, что я не беспокоюсь по поводу того, что когда-то я осмотрю всю Германию и в этой стране для меня не останется ничего интересного. Германия бесконечна в своей глубине и чтобы ее изучить всю, жизни не хватит. Этим маем мы решили ознакомиться с самым большим белым пятном на карте страны - федеральной землей Мекленбург - Передняя Померания (дальше буду называть ее просто Мекленбург). Курс мы взяли на побережье, так как очень тянуло к морю и хотелось в этом туре совместить море, исторические места, связанные с непростой, но очень интересной историей прошлого века, и посетить парочку запретных зон, расположенных на заброшенных полуостровах. Один из этих полуостровов находился на острове Рюген, ему и будет посвящен мой сегодняшний пост.
01. Путь к цели проходил порой по очень атмосферным старым дорогам с фактурными деревьями у обочины.
02. Ночью этот зеленый коридор смотрится еще атмосферней. Кажется, что деревья - живые чудища, тянущие свои ветви к твоей самодвижущейся капсуле. Завораживающее зрелище в свете фар.
03. Полуостров с телом острова соединяет узкий перешеек с проложенной по нему бетонкой, которая намекает на военное прошлое этого места. У обочины стоит десяток автомобилей рыбаков, приехавших порыбачить на перешеек.
04. Из-за кустов вышел лис и лениво прошелся вдоль ряда машин в поисках чего-то съестного.
05. Рыбаки на фоне солнечного заката, который в этот день был великолепным и задал тон и атмосферу всей этой прогулке.
06. Огненное небо в теплых тонах и бесконечная темная гладь воды до горизонта - только ради этой картины стоило проделать большой путь и добраться до северной кромки Германии.
07. В нескольких километрах от полуострова расположен еще один остров с возвышающимся над скалами одиноким маяком.
08. У берега покачиваются на волнах лебеди, дополняя красивый фон картины живым передним планом.
09. Балтийское море больше похоже на огромное озеро, чем на море. Да и соленость у него меньше, чем у других морей. Но когда представляешь, сколько впереди километров водной глади, это будоражит фантазию исследователя и путешественника и хочется однажды побывать там на других берегах по ту сторону этой водной пустыни.
10. Кто-то отбился от стаи и наслаждается гармонией окружающего мира в одиночестве. В этот вечер мы с ним похожи, ведь я тоже пришел сюда за своей долей красоты и того прекрасного созерцательного одиночества, в теплой ауре которого так легко отправиться в волшебное путешествие по волнам своей фантазии, окунувшись в воображаемые миры. Впитывать этот теплый мягкий свет, эту вселенскую гармонию и заполнять ею свой внутренний мир до краев, чтобы унести эти ощущения с собой назад в цивилизацию и греться в этих воспоминаниях в периоды рутины, серости и меланхолии, черпая в них вдохновение.
11. Парочка заброшенных домов на побережье полуострова - туда и лежит мой путь. Сегодня эти дома снова пусть на несколько часов станут приютом для человека. Подарят ему ощущение крыши над головой, своеобразного уюта и одни из лучших видов из окон из всех, что ему когда-либо доводилось видеть.
12. Затерянный рай на заброшенном острове.
13. Как это часто бывает, самая интересная часть путешествия начинается с периметра. В жизни так всегда - все самое интересное и вкусное находится за пределами натоптанных троп и запретов. Стоит лишь выйти за рамки сомнений, стереотипов и страхов и перед глазами открываются волшебные миры, доступные лишь единицам и оттого еще более манящие своей неизведанностью и очаровывающие атмосферой затерянного пространства, в котором время остановилось.
14. Якорь на воротах, перегораживающих въезд на полуостров, свидетельствует о судоходном прошлом этого места. Во времена ГДР на полуострове базировалась 6-я флотилия быстроходных катеров Фольксмарине, а сам остров был закрытой военной зоной.
15. Военное прошлое острова позади, но закрытой зоной он продолжает оставаться до сих пор.
16. Табличка на кпп предупреждает о видеонаблюдении, но камер поблизости я не обнаружил, да и внешний вид кпп говорил о том, что опасаться какой-либо охраны или охранных систем не стоит. Перемахиваем с напарником через забор и наша приключенческая прогулка, щедрая на роскошные картины и яркие ощущения, начинается.
17. Немного отойдя от кпп нам встречается первое строение - невысокая наблюдательная платформа, возвышающаяся над равнинным ландшафтом полуострова.
18. Забираюсь на платформу и несколько минут просто стою в тишине, смотря на закатный пейзаж передо мною. Впитываю каждую грань этой прекрасной постапокалиптической вселенной, в которую я перенесся этим майским вечером
19. Рядом расположен небольшой бункер и медитативную атмосферу заката сменяет мрачная, но по-своему притягательная атмосфера подземки.
20. Какой военный объект Холодной войны мог обойтись без бункера? На этом полуострове тоже есть один такой объект (а может и не один, ведь мы осмотрели лишь пятую часть территории полуострова).
21. Бункер простенький и представляет собой небольшое заглубленное бетонное сооружение, не обладающее хоть каким-то уровнем защиты. Ни гермодверей, ни систем автономности. Только толстые бетонные стены и расположение ниже уровня земли обеспечивали хоть какую-то защиту от обычного вооружения.
22. Бункерок небольшой - всего два помещения и аварийный выход.
23. Внутри пустота, так что трудно сказать, для чего этот объект предназначался.
24. Аварийный выход заложен кирпичной стенкой.
25. Возвращаемся на свежий воздух к вдохновляющим пейзажам.
26. Старый пирс. На заднем плане виден обитаемый поселок, там уже начинается курортная зона острова Рюген, скучная территория, где фантазия себя чувствует, как птица в клетке. То ли дело тут - на заброшенном полуострове ей есть где разгуляться.
27. После ухода военных большая часть инфраструктуры полуострова была снесена. От огромной военной базы осталось совсем немногое.
28. Площадки для обслуживания техники, ангары, пирсы, бункерок и несколько жилых зданий. Все остальное было рекультивировано.
29. Внутри ангара склад строительного мусора. В начале 2000-х полуостров выкупила частная фирма с целью создания тут курортной зоны с отелями на 2 000 мест и мариной на 400 лодок. Но из-за нехватки финансов проект остановился через год на процессе сноса старой инфраструктуры. Тем не менее, полуостров до сих пор принадлежит фирме и является частной собственностью, проникновение на которую несет за собой нежелательные последствия.
30. При желании тут можно даже заночевать - крыша над головой есть, спальные места тоже в наличии.
31. Перед нами главная цель нашей прогулки и самое волшебное место на полуострове.
32. Два дома, которые я час назад рассматривал через 17-кратный зум объектива с "материка" (фото 11, 12).
33. Над морем разгорается закат, освещая этот заброшенный мир теплым светом, который заполняет все вокруг и снаружи. Сказка оживает на глазах и я погружаюсь в атмосферу той покинутой страны, очертания которой я видел на страницах фантастических книг, на экранах кинотеатров и в постапокалиптических компьютерных играх. Страны, островки которой я ищу и нахожу на протяжении последних пяти лет.
34. Я помню, как сильно меня в детстве впечатлил рассказ Рея Бредбери "Каникулы". Это было первое прочитанное мною произведение, в котором так ярко была раскрыта тема мира, который покинули люди. Этот рассказ стал для меня классическим в мои юные годы.
35. - А замечательно было бы... - Он раскурил свою трубку. - Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала! Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла. - Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал? - Наверно, да, - ответил он. - Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все что растет - цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека. - Но мы-то должны остаться. - Она тихо улыбнулась. - Хорошо было бы. - Он задумался. - Впереди - сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории. И мы с корзиной припасов, и самый долгий пикник.
36. - Даже автомашины не надо. Придумать какой-нибудь другой способ путешествовать, старинный способ. Взять корзину с сэндвичами, три бутылки газировки, дальше, как понадобится, пополнять запасы в безлюдных магазинах в безлюдных городах, и впереди нескончаемое лето...
37. Вот каким было утро нового мира. Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы-муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье. Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил: - Все исчезли. Он понял это по звукам, которых город больше не издавал.
38. Мир был пуст. Висела бельевая веревка соседей, и ветер трепал ослепительно белые рубашки, как всегда поутру блестели машины перед коттеджами, но не слышно ничьего «до свидания», не гудели уличным движением мощные артерии города, телефоны не вздрагивали от собственного звонка, не кричали дети в чаще подсолнечника.
39. Я завидовал героям этого рассказа, которые остались одни на планете и в своих мечтах я часто представлял себе, что просыпаюсь - и все люди куда-то исчезли и я последний человек на земле. Если бы была возможность пожить так годик одному, а потом вернуть все назад, я бы с огромным энтузиазмом воспользовался бы такой возможностью. Но это все из разряда фантастики, так что мне остается просто находить в реальности такие места, которые помогают мне окунуться в безлюдный мир и хоть на несколько часов погрузиться в старую детскую мечту, рожденную произведениями Рея Бредбери, Братьев Стругацких и прочих фантастов, на которых я рос.
40. Я покидаю первый дом, и направляюсь ко второму, тому, что ближе к морю по пути предвкушая виды из окон. Скоро я испытаю одни из самых ярких моментов этого майского путешествия.
41. Дом озарен предзакатным светом солнца и прекрасен своей эстетикой декаданса, которая так гармонично сочетается с этим временем суток на закате дня.
42. Двери в покинутое жилище приглашают заглянуть внутрь.
43. Оба этажа соединяет лестница с красивыми деревянными перилами.
44. Лучи заходящего солнца проникают через окна внутрь здания, отчего помещения кажутся светлыми и уютными, несмотря на легкую обшарпанность.
45. В отдельных комнатах сохранилась мебель.
46. Окна разбиты, но виды из них открываются вдохновляющие!
47. Эстетика покинутого мира ощущается в каждой комнате, а солнечные зайчики на стенах добавляют этой атмосфере особое настроение.
48. На окнах первого этажа решетки.
49. Из окон видно море и зависшее над ним солнце, которому осталось так висеть не более получаса перед тем, как оно полностью погрузится в морскую пучину.
50. Я поднимаюсь на второй этаж к окну, из которого открывается самый лучший вид. Окно словно рама обрамляет прекрасное полотно, написанное лучшим художником - природой.
51. Этот вид настолько великолепен, что от него невозможно оторвать взгляд.
52. Бескрайнее море с безлюдным островом на горизонте, какие-то бетонные обломки в воде, роскошный закат и соверешнно никаких признаков цивилизации, куда ни бросишь взгляд.
53. Кроме разве что одинокого маяка на острове, но он автоматический. Если люди однажды исчезнут с лица планеты, маяки будут еще долго работать в автономном режиме, посылая сигналы в пустынные моря.
54. Решаю сделать паузу в этом месте и понаблюдать из окна за тем, как зайдет солнце. В такие мгновения в голове рождается много самых разных мыслей и чувств и каждый кубометр этого пространства излучает вдохновение.
55. Безлюдный полуостров на закате - идеальное место, чтобы прислушаться к себе и подумать о каких-то важных вещах, о которых никогда не станешь размышлять в городской суете, окруженный информационным шумом, рекламой и давлением общества, навязывающего тебе те ценности, против которых противится все твое естество.
56. В такие минуты я думаю о романтике, о видении мира через призму сказки и волшебства, о том восторженном восприятии действительности, которая присуща детям. Как все это не утратить с возрастом? Как сохранить в себе чистоту помыслов ребенка и дар радоваться мелочам? Романтика с годами гаснет и все трудней становится поддерживать этот огонек детства внутри.
57. В детстве мир казался огромным, а ты знал всего лишь маленькую часть его, все остальное пространство неведения заполняя своей фантазией, хорошенько подпитанной толстыми томами научной фантастики и приключенческой литературы. Мир казался сказочным и полным тайн и загадок. Сейчас я знаю о мире гораздо больше и неизведанного пространства почти не осталось на нашей планете, а соответственно не осталось места для полета фантазии, для поисков скрытых секретов. Если еще условную тысячу лет назад я мог стоять на берегу этого моря, и не знать, что там за горизонтом? Вдруг море бесконечное, а может где-то там далеко есть неизвестные земли, населенные невиданными животными и другими человеческими расами. И вопросы эти тянули туда за горизонт, звали своими тайнами любопытного исследователя.
58. А сейчас я могу открыть google earth и в деталях рассмотреть всю территорию до противоположного берега и дальше и дальше. Вся земля сечас как на ладони и эти знания не оставляют шанса мечтам о новых открытиях и затерянных землях. Но любопытный, ребенок-мечтатель во мне все еще жив, и вот я сижу у окна в заброшенном доме на покинутом полуострове, смотрю на горизонт и мысленно переношусь в параллельные миры на планету с оранжевым небом и похожими на земные видами, мечтаю о белых пятнах на карте, неизвестных континентах и корабле с командой, чтобы отправится в плавание туда за горизонт к новым открытиям в выдуманной мною реальности.
59. Что стоит наша жизнь без мечты? Без магии воображения? Что увидит в этой картинке человек без воображения? Просто берег острова и маяк на горизонте. Ребенку же откроется гораздо больше. Ребенок увидит уют в комнате хранителя маяка, книжные стеллажи, свет свечей и может быть даже камина, теплое уютное одиночество в компании книг, мягкого света огня и кота возле окна, за которым плещется штормовое море. Там разгул стихии, шторм, ветра, грохот разбивающихся о волнорезы волн, а тут внутри маяка потрескивает угольками камин, согревая тело и душу волшебным уютом. Есть что-то в этой картине волнующее, оживляющее образ маяка и придавая ему романтический ореол.
60. Если бы не моя фантазия, маяк был бы просто скучной башней на унылом острове, которым он и является для большинства людей, но для меня маяк всегда будет нести в себе то озарение мечты, то видение, которое сформировалось во мне в детстве, благодаря чему маяки в моем мире овеяны очарованием сказки. Той сказки которую видят лишь фантазеры-мечтатели.
61. Ради таких моментов касания к чему-то сказочному я и езжу в путешествия, снова и снова ищя и находя места, где моя фантазия отправляется в полет и я сублимирую поисками затерянных бункеров и заброшенных локаций ту самую страсть первооткрывателя, что толкала Колумба, Гагарина и Кусто выйти за пределы известного нам мира и открыть что-то новое, принеся эти знания человечеству. Человечеству я уже ничего не смогу открыть, но в каждом путешествии я открываю что-то новое для себя и что-то новое в себе. И это самое важное.
62. Пока я сидел на подоконнике и любовался этой великолепной картиной, плавая в своих мыслях и мечтах, солнце приблизилось к линии горизонта и начало постепенно исчезать за кромкой воды. Еще несколько минут и яркий диск окончательно спрячется в морских глубинах, но небо будет гореть еще какое-то время, прежде чем весь мир погрузится в темноту наступившей ночи.
63. За окнами заброшенного дома догорает день. Еще один день стал историей, но оставил неизгладимый след в памяти. Это путешествие длилось неделю и мне довелось повидать много невероятных мест, каждое из которых достойно отдельного рассказа, но этот закат в заброшенном доме за покинутом полуострове стал одним из самых ярких и запоминающихся событий этой поездки.
64. Этот вечер был озарен светом той особенной субстанции, трогающей до глубины души, которое я называю волшебством. Я не очень люблю это слово, так как оно затерто и не точно описывает суть вещей и явлений, но другого слова для описания этого невидимого излучения, которое на время делает тебя мечтательным романтиком, позволяя отключится от реального суетного мира и полетать на крыльях фантазии, человечество пока что не придумало. Так что пусть будет волшебство, ведь это слово родом из детства, а в этот вечер во мне воскрес ребенок.
.
65. Это был самый красивый закат этого года и один из самых красивых в моей жизни, чему поспособствовала эта яркая постапокалиптическая локация. Я надеюсь, что мне удалось фотографией и текстом передать великолепие момента и антураж места.
66. Небо еще горит и нам пора двигаться дальше, пока зарево освещает окружающий мир и можно еще что-то рассмотреть и запечатлить на камеру, чтобы унести отсюда не только воспоминания в голове, но и ряд фотографий, которые спустя годы помогут мне снова вернуться в этот вечер и воскресить в памяти пережитые тут мгновения.
А если фотографий будет не достаточно, картину того вечера можно дополнить не менее атмосферным видео:
Click to view
67. Солнце закатилось за горизонт и окружающий мир резко изменился - на смену теплой палитре пришли холодные цвета, а экран в оконной раме, который радовал меня последние полчаса яркими красками, начал постепенно гаснуть.
68. С исчезновением последнего солнечного лучика дом утратил свою очаровательную ауру, как будто с уходом солнца из него улетучилась душа. Еще десять минут назад он казался живым, теплым и уютным, а теперь его темные комнаты не излучали ничего кроме ветхости и пустоты.
69. Волшебство покинуло это жилище, а вслед за ним его покидаем и мы, нащупывая тропинку к тем местам, где еще можно уловить то самое невидимое излучение, рождающее в душе лирику.
70. Наш путь лежит к берегу моря, до которого от этого покинутого хутора всего полторы сотни метров.
71. Волшебство продолжается!
72. Я не знаю, часто ли Балтийское море бывает таким спокойным, но в этот вечер тут царил практически полный штиль. Смотря на гладь воды, я не мог избавиться от ощущения, что передо мной не море, а очень большое озеро.
73. У берега в воде разбросаны обломки какого-то бетонного сооружения, вероятно, построенного еще во времена рейха и затем взорванного в послевоенное время в рамках демилитаризации Германии.
74. Эти обломки усиливают постапокалиптическую ауру места и на фоне багрового неба смотрятся особенно выразительно.
75. Если человечество однажды исчезнет как вид, все что от нас останется - лишь бетонные обломки городов и инфраструктуры, которые за мгновение, длиной в пару веков, поглотит природа и смоет океан.
Небольшое видео с побережья:
Click to view
76. Проплывающий вдали военный корабль прерывает мой постапокалиптический мираж, возвращая в реальность.
77. Нужно пускаться в обратный путь к цивилизации, но я не могу насмотреться на эти просторы, на догорающий на горизонте закат, на силуэт острова поблизости и еще какое-то время просто неспешно ковыляю вдоль берега, то и дело останавливаясь и обводя взглядом окружающее пространство.
78. Хочется заполнить этими картинами, ощущениями и эмоциями как можно больше слотов памяти. Ведь время все равно что-то сотрет, что-то забросит в пыльный архив воспоминаний...
79. Но я буду стараться, чтобы в будущем подобные моменты появлялись почаще в моей жизни, ведь сколько не менее прекрасных мест скрывает наша планета. Стоит лишь сойти с протоптанных троп и иногда перемахнуть через периметр, чтобы оказаться в очередном заброшенном раю, о существовании которого известно лишь единицам.
80. И воображение снова будет рисовать мне причудливые картины, смешивая детские мечты с фантазиями, навеянными стеллажами прочитанных книг, и сдабривая все это доброй порцией лирики, образуя на выходе тот душистый коктейль чувств и ощущений, который я называю техногенной и постапокалиптической лирикой.
81. Было бы глупо, имея дар рассказчика, наслаждаться этим всем в одиночку. Я не могу жить для себя, мне важно делиться с миром своими мыслями, своим в чем-то уникальным взглядом на обычные вещи и вносить в пресные, черствые будни немного лирики, без которой душа человека быстро обрастает коростой и черствеет. Поэтому в моих походах со мной всегда фотоаппарат, который позволяет мне законсервировать увиденное и пережитое, чтобы потом спустя время воссоздать эту картину, превратив эмоции и чувства в рассказ.
82. Когда стемнело, на острове зажегся маяк, запульсировав равномерными вспышками света. Удивительно, что маяки до сих пор существуют. Во времена спутниковой навигации и совершенных систем связи эти старые реликты прошлого до сих пор продолжают слать лучи света сквозь темноту, озаряя безлюдные берега ореолом морской романтики прошлых веков.
83. Я в чем-то тоже как тот маяк, посылаю волны на своей частоте в пространство в надежде на то, что на этот свет придут близкие мне по духу и мировоззрению люди. В мире соцсетей, инстраграма и прочего информационного фастфуда, мой блог с длинными и искренними текстами выглядит таким же анахронизмом, как и маяки в эпоху спутниковой навигации. Но в этот вечер я стоял и смотрел на мерцающий огонек маяка на фоне силуэта острова, темной глади воды и почти потухшего заката и от этих импульсов света мир вокруг становился немножко более светлым и волшебство продолжалось. Может и мой мерцающий свет, который я излучаю доступными мне способами, сможет сделать чей-то мир вокруг светлее, подарит вдохновение и частичку волшебства, пусть хотя бы на время прочтения этого поста.
84. Мы покидаем заброшенный полуостров по береговой линии. Ограждение возле берега повалено и нам даже не приходится лезть через забор.
85. Тонкий перешеек, связывающий этот затерянный постапокалиптический рай с миром людей, остается позади. Свет фар освещает широкую бетонку, постукивающую на стыках под колесами автомобиля и с каждым новым перестуком колес мы все ближе и ближе приближаемся к миру людей, цивилизации и комфорта.