Итак я вернулся в Аален. Беззаботное время курсов от фонда Отто Бенеке осталось позади. Германия выполнила свой интеграционный долг и отпустила нас молодых мигрантов в свободное плавание дав нам необходимый уровень владения немецким (и английским в моем случае). Главным вопросом для меня стал вопрос - что дальше? С первых дней приезда в Германию для меня было ясно, что я буду учиться. Эта была одна из главных целей эмиграции - получить новое качественное образование, которое даст мне возможность зарабатывать на хлеб с маслом делая работу, которая нравиться и не дает застояться мозгам.
Еще учась в Нюрнберге я начал обдумывать дальнейший путь в новой стране. Предпосылки для поступления в университет в Германии у меня уже были: для этого требовался успешно сданный Test DAF, подтверждающий владение мною немецким на достаточном для дальнейшей учебы уровне и свидетельство об окончании школы, приравненное немецкой гимназии. Для выходцев из постсоветского пространства таким свидетельством являются два года учебы в университете. Следующий важнейший вопрос для меня был: выбор специальности. Перед отъездом в Гамбург я обзавелся книжкой в которой содержалась информация о всех специальностях, которые можно штудировать в Германии. Кроме списка специальностей, были также даны все университеты в которых эти специальности предлагаются, краткое описание дополнительных предпосылок для поступления, возможности для работы по специальности после окончания университета. В общем книга невероятно полезная и нужная. Без нее мне было бы гораздо труднее определиться с выбором. За время проведенное в Гамбурге я прочитал ее от корки до корки, и к моему приезду в Аален я уже знал примерно в каком направлении двигаться.
С каким багажом знаний и опыта я приехал в Германию я писал в
прошлом посте. Ошибиться специальностью второй раз было нельзя. Читая книгу с перечисленными профессиями я карандашом вычеркивал те профессии, которые мне не подходили. В первую очередь были вычеркнуты, экономика, юриспруденция, электроника, информатика, медицина, лингвистика, социальная работа, искусство. С теми специальностями, к которым у меня был интерес тоже было не все так просто.
Мне всегда нравилась журналистика. Я писал всегда с
ранних лет сколько себя помню. В школе я принимал участие в олимпиадах по русскому и украинскому языку и часто побеждал в них. А в начале 2000-х даже пару раз писал в местную газету статьи про брейкданс. Писать я очень любил независимо будь то и у меня это неплохо получалось. Вдобавок к этому я с детства интересовался политикой и общественной жизнью. Но на пути в журналистику в Германии передо мною стояла непреодолимая преграда - язык. Выучить язык на таком уровне, который позволил бы мне профессионально и свободно писать на немецком было не реально. Конечно, существуют гении, которые в моем возрасте начинали учить иностранный язык и достигали небывалых вершин в этом деле, но это был не мой случай. Таланта к иностранным языкам у меня не было и я это хорошо знал. Журналистика была вычеркнута.
Дальше шли творческие специальности - архитектура и дизайн. Это наверное то, чем бы я больше всего хотел бы заниматься в жизни. В детстве я просто болел дизайном автомобилей и вообще транспорта и много рисовал. Но это направление отпугивало невнятными перспективами трудоустройства и вступительными экзаменами. Плюс вместе с заявкой на поступление нужно было предоставить папку своих работ, которой у меня не было, ведь я не рисовал уже много лет
С приездом в Аален у меня появился доступ к неограниченному интернету и я начал много читать о востребованности на рынке труда в Германии отдельных специальностей и о прогнозах в этой сфере на ближайшие годы. Из прочитанного следовало, что лучшие шансы успешно трудоустроится после окончания ВУЗа имеют программисты, инженеры и врачи. По всем этим направлениям в Германии была острая нехватка специалистов и прогнозы были лишь на усиление этой тенденции в ближайшие годы.
Учитывая что учиться я планировал в кредит, гарантии трудоустройства после окончания учебы были для меня жизненно важны, так как сразу после окончания ВУЗа предстояло выплачивать немалую сумму. Немаловажным фактором в выборе специальности для меня также был уровень дохода в той или иной отрасли. Интернет мне сообщил, что больше всех в Германии зарабатывают врачи, инженеры, программисты и пилоты авиалиний.
Проанализировав всю вышеперечисленную информацию я сделал свой выбор - машиностроение, а именно транспорт. Я решил поступать в множество ВУЗов с перечнем специальностей от автомобиле- до авиа- и кораблестроения. В транспорт я влюблен с раннего детства. Корабли, железные дороги, автомобили, военная техника - то, чем я всегда интересовался и что мне всегда очень нравилось. Будучи ребенком я даже делал робкие попытки конструирования
собственных автомобилей и даже придумал свою марку «Аляк» по первым буквам имени и фамилии. В общем техника - это было моё.
Со специальностью определился. Следующий важный вопрос - финансирование. Так как у меня не было родственников, которые могли бы мне помочь финансово, рассчитывать можно было только на себя. В данной ситуации единственным выходом для меня был кредит.
В Германии есть закон о поддержке государством школьного и высшего образования, сокращенно BAföG. По этому закону государство выплачивает тебе в течении всего срока обучения определенную сумму, рассчитываемую индивидуально в зависимости от многих факторов (обычно около 650 евро в месяц). Затем, по окончанию учебы и успешного трудоустройства, ты возвращаешь часть денег государству но только в пределах 10 000 евро. Что очень выгодно, учитывая что за период учебы в университете ты получаешь от государства от 20 до 40 тысяч евро в зависимости от длительности обучения. Причем если закончишь университет с высоким балом, то будешь отдавать еще меньше десяти тысяч, а если на отлично - то вообще отдавать ничего не надо.
К претендентам на государственный кредит в рамках закона BAföG есть несколько требований:
1) претендент должен быть младше 30 лет.
2) претендент должен иметь гражданство или неограниченный вид на жительство в Германии.
3) госкредит дается только на первое высшее образование.
Если полученный вне Германии диплом тут не признан или государство решает, что с твоим заграничным дипломом шансы трудоустроится равны нулю, тебе предоставляется шанс получать госкредит на период приобретения новой специальности. Обычно не признают иностранные дипломы юристов, учителей и еще ряда специальностей.
Вопрос получения этого кредита в моем случае полностью зависел от того, признают ли мой украинский диплом бакалавра по программированию или нет. Вернувшись в Аален, я отправил запрос в Министерство науки, исследований и культуры Баден-Вюрттемберга о признании моего диплома. Ответ пришел неоднозначный. С одной стороны они не признавали мой диплом равнозначным немецкому диплому, но с другой стороны признавали мое право работать по специальности и по сути отдавали признание диплома на откуп работодателю, о чем прямо было написано в их решении. Это поставило меня в очень затруднительное положение.
Решение Министерства науки означало, что вопрос получения или не получения мною кредита будет решаться на месте непосредственно органом ответственным за обработку документов и выплаты госкредита (так называемый Studentenwerk). Так как я собирался поступать в десяток университетов одновременно это означало в моем случае, что я должен был посылать запрос в каждый из штудентенверков, работающих при ВУЗах. И тут началась борьба с бюрократической машиной, которая длилась очень долго и отобрала много сил и нервов.
Один из минусов Германии -то что Германия - федеральное государство. В каждой из 16 земель действуют свои законы. Например решение министерства науки Баден-Вюрттемберга не имеет юридической силы в других землях, как и решения других земель бесправны в Баден-Вюрттемберге. Мне нужно было отправлять весомый список документов в каждый из штудентенверков с запросом на предмет получения госкредита. Так как штудентенверки всегда завалены работой то, ответ на письмо от них может прийти через месяц а может и позже. У меня было примерно так: я отсылаю набор документов, через месяц получаю письмо: пришлите такую-то бумажку, отсылаю бумажку, через два месяца письмо - не хватает еще такой-то бумажки. И так далее. В итоге эта переписка растягивалась на месяцы а решений от штудентенверков все не было. Причем требовали в разных местах совсем разные документы. Иногда бюрократическая машина скатывалась в полнейший маразм. Например в Аахене, куда я собирался поступать на аэро-космическое машиностроение от меня потребовали заверенную и переведенную копию свидетельства о рождении!!! Только лишь для того, чтобы дать предварительный ответ имею ли я право претендовать на заветный кредит!
В общем, изнурительная переписка с штудентенверками у меня шла практически до середины лета, а первые решения начали приходить лишь к маю, когда я уже вовсю рассылал документы в университеты. Некоторые поражали своей тупостью. Не помню уже откуда мне прислали ответ такого рода: сперва вы поступите в университет, а затем мы рассмотрим ваш запрос на получение госкредита. И это после 5 месяцев ожидания ответа! То есть я должен был поступить в университет, переехать в новый город, прожить пару месяцев за свой счет, чтобы потом узнать что в кредите мне отказано.
В общем откровенная тупость отдельных чиновников немецкой бюрократической машины стоила мне немалых нервов и времени. Все это затруднялось еще и тем что я мне не у кого было проконсультироваться и некому мне было помочь. В итоге все приходилось делать самому и иногда банально не хватало знаний немецких законов и своих возможностей. В результате список университетов, в которые я изначально планировал поступать, снизился с десяти до шести. Но и с этими университетами было не все так просто. Преграды на моем пути к заветному образованию одним лишь финансированием не ограничились. Но об этом позже...
Этот пост получился немного постным по причине большого количества сухой информации. Следующий пост будет поживей и с картинками - в нем я расскажу как протекала моя жизнь во время этого непростого периода.