Продолжаю начатую в прошлом посте тему шахт и сегодня мой рассказ о шахте имени Карла Либкнехта, расположенной в небольшом городке Эльсниц в Саксонии. Шахта примечательна тем, что именно тут в 1948 году забойщик Адольф Хенеке установил рекорд выработки за смену, став ГДР-овским "стахановцем" и породив "стахановское движение" в Восточной Германии. После закрытия шахты в 1971 году, на ее базе в 1986 году был открыт музей горного дела, функционирующий до сих пор, который я и посетил. Так же в этой шахте находится самая большая сохранившаяся паровая машина Саксонии. Обо всем этом сегодня и будет мой рассказ.
01. В маленький городок Эльсниц я добирался из Хемница. Дело было в мае, когда в Германии повсюду цветет рапс, окрашивая огромные территории в желтый цвет. Железнодорожная линия практически всю дорогу проходила через рапсовые поля с затерянными между ними небольшими поселками. Трудно было удержаться и не сфотографировать эту красоту.
02. И вот я у цели. Найти шахту не составило труда, ее копёр - главная доминанта городка. Его видно на десятки километров вокруг.
03. Я приехал в три часа дня в будний день, и до самого закрытия был единственным посетителем этого музея. Благодаря этому получились отличные кадры без посторонних людей и мне не надо было терять время, ожидая, когда другие посетители разойдутся, дав мне возможность сфотографировать то или иное место. А бродить среди всей этой индустриальной красоты в одиночестве - чистый кайф. Никто и ничто не отвлекает от наслаждения эстетикой индастриала и полного погружения в атмосферу этого места.
04. Начну обзор традиционно с истории шахты. История добычи угля в этом регионе берет свое начало в 1844 году, когда тут был обнаружен пригодный для разработки угольный пласт, залегающий на глубине девяти метров. С тех пор в регионе начали появляться шахты, как грибы после дождя. В 1856 году началась добыча угля и в этой шахте, а в 1869 году ствол шахты достиг глубины 313 метров. Шахта в то время носила имя "Kaiserin-Augusta-Schach" (шахта имени императрицы Августы).
05. В 1922-1923 годах шахта была изрядно модернизирована и получила внешний вид, в котором дошла до наших дней, а также новый копёр, спроектированный хемницким архитектурным бюро "Zapp & Basarke" по принципу стального каркаса с кирпичным заполнением и электрическим подъемником внутри.
06. С целью увеличения производительности шахты в 1932/1933 годах ее углубили до 595 метров. Для этого понадобилось оснастить шахту вторым подъемником, на этот раз приводимым паровой машиной, который установили на уровне земной поверхности. В это же время на глубине 146 метров был пройден новый горизонт, на котором действовало железнодорожное движение с питанием от контактной сети. В это время шахта достигает производительности миллион тонн каменного угля в год и считается одной из самых современных в Европе.
07. Новая глава в истории шахты началась после Второй мировой войны. В связи с оккупацией Восточной Германии советскими войсками и проводимой новой властью социалистической экономической политикой шахта была реорганизована, национализирована и переименована.
08. Теперь шахта стала носить имя одного из основателей Коммунистической партии Германии Карла Либкнехта.
09. В октябре 1948 года тут произошло историческое событие - 43-х летний забойщик шахты Адольф Хенеке (Adolf Hennecke) за смену перевыполнил план почти в четыре раза, выдав 24,4 кубометра угля, вместо нормы в 6,3 кубометра. Тем самым он стал инициатором ГДР-овского "стахановского движения", которое тут называлось соответственно "Hennecke-Bewegung".
10. Естественно, акция была спланирована заранее. Изначально на роль инициатора "стахановского движения" руководством шахты был выбран другой кандидат - более молодой шахтер Франц Франик. Но он отказался участвовать в этой акции, опасаясь навлечь на себя справедливый гнев коллег по работе. Тогда выбор пал на Адольфа Хенеке, безупречного в идеологическом плане кандидата, члена революционного оппозиционного профсоюзного коммитета с 1931 года, а с 1946 года члена Социал-демократической партии Германии. За день до акции было найдено самое лучшее и удобное для установки "рекорда" место в забое и Адольф Хенеке сыграл свою роль, получив за нее бутылку коньяка, три пачки сигарет, полтора килограмма масла, 50 марок премии и букет цветов от коллектива, а также ненависть коллег по цеху. Ведь каждый понимал суть этой акции и цель стартанувшего в стране "хенековского движения". После ухода Адольфа Хенеке в политику, число его врагов постоянно росло. В его доме в Лугау неоднократно разбивали окна, а в полученной позже служебной машине прокалывали колеса.
11. Но после этой отлично сыгранной роли жизнь Адольфа Хеннеке сложилась весьма удачно, в отличии от его советского прообраза Алексея Стаханова, умершего от хронического алкоголизма в психиатрической больнице. Годом позже, после своей легендарной смены, Хенеке стал одним из первых, кто получил только что учережденную
Национальную премию ГДР первой степени и причитающиеся к ней 100 000 марок денежной премии. А в 1950 году он был выбран депутатом Народной палаты ГДР - высшего органа Германской Демократической Республики. Затем занимал руководящую должность в Государственной плановой комиссии и до самой смерти состоял в центральном коммитете СЕПГ - руководящей партии ГДР.
12. В 60-х годах залежи угля в этой местности начали иссякать и шахты в регионе постепенно закрывались. По решению правительства ГДР в марте 1971 года остановила свою деятельность и шахта имени Карла-Либкнехта. До 1975 года на шахте еще велись работы по заполнению и замуровыванию шахтных стволов. Параллельно этому советское предприятие "Висмут", добывающее уран в Саксонии, проводило в шахте разведку на предмет обнаружения пригодного для добычи и обогащения урана, которые не увенчались успехом.
13. В 1986 году открыл свои двери для посетителей музей горного дела "Шахта Карла Либкнехта", созданный на базе комплекса зданий, бывшей шахты. За прошедшие десятилетия с момента открытия музея, он постоянно расширялся и совершенствовался. Давайте же посмотрим что из себя представляет музей на сегодняшний день.
14. Первое, что встречает посетителей музея при входе в центральное здание - временная экспозиция, посвященная истории горноспасательной и пожарной команд шахты. В центре экспозиции шикарный пожарный Horch, предоставленный во временное пользование автомобильным музеем марки Horch из Цвикау.
15. Внутренности помещений оставили практически без изменения с момента закрытия шахты.
16. Энергетическое сердце шахты - умформер фирмы Siemens 1923 года постройки. Служил для преобразования переменного тока, получаемого от электростанции, в постоянный ток, используемый электрическим подъемником шахты.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Стенд со схемой работы умформера. Он состоит из двух электромоторов, на которые подается переменный ток, двух генераторов постоянного тока, 20-тонного маховика, сцепления и нескольких подшипниковых опор. Все это механически связано между собой. Таким образом переменный ток с электростанции вращает электромоторы, которые в свою очередь приводят в движение генераторы постоянного тока, вырабатывающие ток для электромотора подъемника.
23. Красота!
24. В этом помещении также было несколько моделей уже несуществующих шахт этого региона, сделанных с такой точностью и любовью к деталям, что просто невозможно было не поразится немецкому моделированию. К сожалению, из-за бликов стекла сфотографировать нормально эти модели не представлялось возможным.
25. Идем в следующую самую неинтересную для меня часть музея, рассказывающую всё об угле и истории его образования. Эта часть безусловно будет интересна любознательным детям, но фотографировать там нечего...
26. ...кроме одной небольшой комнаты, в которой очень детально и красочно воспроизведена растительность периода карбона палеозойской эры. Именно из этой биомассы, произростающей на нашей планете более 300 миллионов лет назад и образовался уголь.
27. В детстве у меня была книжка с цветными иллюстрациями, рассказывающая о происхождении жизни на земле. В то время я был очень впечатлен яркими и красивыми рисунками, на которых был изображен мир того времени с причудливыми растениями и динозаврами. Эта комната, с растениями с тех рисунков, вызвала во мне ряд приятных воспоминаний из детства.
28. Идем дальше. На территории музея находится лесопилка. Именно тут подготавливали привозимый лес для сооружения крепи, препятствующей обрушениям горной породы в выработках шахты. Подготовленный лес вагонетками доставлялся отсюда под землю.
29. И последняя локация, доступная для свободного посещения - помещение с выставленной строительной техникой. Ее тут немного, но есть интересные экземпляры.
30.
31.
32. Локомотив, работающий на сжатом воздухе 1965 года выпуска. Такой тип локомотивов использовался в шахтах с повышенной взрывоопасностью, как правило там, где есть опасность выхода метана. Локомотивы такого типа также использовались на шахте имени Карла Либкнехта. Этот локомотив развивал мощность 22 л.с. и мог транспортировать вагонетки со скоростью до 8 км/ч.
33. Рабочее место машиниста.
34. Справа на фотографии аккумуляторный локомотив "Metallist", 1950 года выпуска. Производитель - советское акционерное общество "Висмут", занимавшееся добычей урана в Саксонии. Мощность 10 л.с., скорость 10 км/ч. Локомотивы такого типа отвечали таким же строгим требованиям безопасности, как и работающие на сжатом воздухе и могли применятся в шахтах с опасностью выхода метана.
35. Рабочее место машиниста.
36. Локомотив работающий от контактного провода, 1965 года выпуска. Локомотивы такого типа были значительно мощнее своих аккумуляторных собратьев и тех, что работали на сжатом воздухе. Но из-за искрящего контактного провода могли использоватся лишь на безопасных и хорошо вентилируемых участках шахты. Данный локомотив обладал мощностью 85 л.с. и мог транспортировать составы вагонеток со скоростью до 25 км/ч.
37. Рабочее место машиниста тут намного уютнее, чем у остальных выставленнных тут машин.
Это все, что можно осмотреть в этом музее в рамках свободного посещения. Самое же интересное доступно лишь в рамках экскурсии. Женщина на кассе сказала мне, что экскурсия начинается в четыре часа. Так как я был единственным посетителем этого музея в это время, я начал переживать состоится ли экскурсия вообще, но ровно в четыре часа к назначенному месту подошла женщина экскурсовод и открыла дверь в самую заветную часть музея.
38. Экскурсия для единственного посетителя началась в месте, откуда шахтеры спускались в шахту, так называемая "ламповая". Тут каждый шахтер брал свой фонарь и аммуницию на смену. Также на висящей рядом доске шахтеры вешали бирки со своими личными номерами, для того, чтобы можно было определить сколько человек и кто именно сейчас находится под землей.
39. Вот эта огромная металлоконструкция расположена внутри копра, на самом верху находится электрический подъемник, а внутри самой металлоконструкции перемещаются несколько лифтов, часть из которых предназначена для транспортировки вагонеток из шахты на поверхность и наоборот.
40.
41. Вообще очень здорово, что тут все оставили без изменений с момента закрытия шахты. Такое впечатление, что сейчас просто обеденная пауза и через полчаса это место снова зашумит грохотом вагонеток и механизмов машин.
42. Различные виды вагонеток.
43. Это судя по всему многофункциональное звуковое и сигнальное оборудование. Похоже на мордочку какого-то очень старого робота.
44. Есть какая-то таинственная красота в этих древних механизмах. Ради нее я и приезжаю в такие вот места.
45.
46. Следующий пункт программы - подъем на лифте на вершину копра и осмотр электрического подъемника.
47. Красотища!
48. Электрический подъемник, как я уже упоминал, был установлен в то же время, когда был построен шахтный копёр, то есть в 1923 году и с того времени исправно работает до сих пор. Что примечательно, что шахтерам доступ в машинное отделение подъемника был строго запрещен и бывшие работники шахты смогли увидеть машину подъемника и насладится видами на окрестности с вершины копра лишь после того, как тут был открыт музей.
49. Виды на городок и его окресности - типичная восточногерманская провинция.
50.
51. Я спросил экскурсовода всегда ли так мало посетителей у них. Она ответила, что в основном шахту посещают группы школьников со всей Саксонии во время школьных каникул, в учебное же время тут всегда немноголюдно. Городок находится вдали от туристических маршрутов и больших городов и сюда добираются очень немногие любители индустриального туризма. В день она проводит экскурсии три раза: утром, днем и вечером. Говорит, что сегодня на утреннюю экскурсию пришло два человека, днем не пришел вообще никто и на вечерней был лишь я один. Это не первый такой музей, где я разгуливал в одиночестве. Своего времени ждут отчеты с не менее интересных саксонских музеев, в которых я также был единственным посетителем за все время моего пребывания там.
52. Территория музея. В центре кадра виден переход, соединяющий два здания. Он же только внутри на 25-й фотографии.
53. Мы побывали на самом верху шахты, теперь спустимся под землю и посмотрим экспозицию, посвященную непосредственно шахтерскому труду и методам добычи угля.
54. Прикольный рельсовый велосипед на базе бывшей вагонетки. На таком бы да по старым выработкам погонять!
55. Аккумуляторный лок с вагонеткой, груженной лесом для сооружения крепи.
56. Пункт хранения приборов для автономного дыхания на случай проникновения в шахту ядовитых газов.
57. И вот мы в самой шахте. Тут я должен сообщить, что все что вы видите на следующих полутора десятка фотографий не настоящая шахта, а ее реконструкция, хотя и сделаная очень тщательно. Как я уже упоминал, после закрытия шахты, все ее выработки на глубине многих сотен метров были частично засыпаны и замурованы. Содержать километры подземных туннелей, подтапливаемых грунтовыми водами, было бы очень дорого и в принципе безсмысленно. Так что эта часть музея была специально сооружена с целью демонстрации того, как выглядит шахта и процесс добычи угля. Все оборудование здесь впрочем настоящее, поднятое с глубин шахты и притом полностью рабочее, в чем за время экскурсии я имел возможность неоднократно убедиться.
58. Так как в шахте нет привычных человеку "удобств" шахтеры для справления нужды пользовались такими вот переносными толчками.
59.
60. А вот и вагонетки с лесом для сооружение крепи. Наличие множества шахт в этом богатом углем регионе привело к тому, что весь лес в этих местах был вырублен и однажды просто закончился.
61. Пришлось переходить на железную крепь. Но у деревянной крепи есть одно большое преимущество - когда порода начинает напирать, дерево не сразу ломается, а вначале дает трещины, сигнализируя о будущем обвале. Железная же крепь держит до последнего...
62. ...а потом совершенно внезапно происходит так:
63. Винтажные шахтерские телефоны, еще дисковые.
64. Несмотря на то, что все эти подземные выработки не настоящие, сделано все очень качественно с большим вниманием к деталям. Человек далекий от горного дела, может получить отличное представление о том, как все это выглядит и работает в настоящих шахтах, а также подержать в руках рабочий инструмент шахтера и прочуствовать на себе всю нелегкость шахтерского труда.
65. Машина, подпиливающая снизу угольный пласт, для облегчения легкости его последующей отбойки. Экскурсовод при мне включала машину, машина очень сильно шумела при работе.
66. Электродвигатель - привод конвеерной ленты. Конвеер тоже шумит так, что трудно себе представить, как человек может отработать восьмичасовую смену при таком постоянном шуме, жаре и еще груженным тяжелым шахтерским инструментом. Работа была не для слабаков, хотя платили за нее очень мало.
67. Еще одна машина. Я не силен в терминологии горного дела, но думаю всем понятно, что она делает.
68. Эту машину тоже включали при мне, вот фото работающего аппарата.
69. Заполенные вагонетки с углем, готовые к поднятию на поверхность. Пора туда и нам.
70. Последний пункт экскурсии - осмотр главной гордости музея - самой большой в Саксонии паровой машины, которая к тому же находится в полностью рабочем состоянии, что тоже демонстрируют во время экскурсии. И хотя приводится в движение она не паром, а электродвигателем, но зрелище впечатляющее. Любителям стимпанка стоит посетить этот музей хотя бы ради одной лишь паровой машины, она шикарна. На фото маховик.
71. Эта паровая машина была установлена в 1932 году для привода еще одного подъемника, сооруженного в рамках расширения и углубления шахты. Ее мощность 1800 л.с.
72. Машина невероятно фотогенична и изящна, фотографировать ее сплошное удовольствие. Судите сами.
73.
74.
75.
На этом я заканчиваю репортаж об этом интересном месте с богатой историей. Под конец хочется добавить, что этот музей является гордостью всего городка и денег на его содержание,как видите, не жалеют. Все экспонаты и помещения музея находятся в прекрасном состоянии и при этом музей постоянно развивается и расширяется. Можете представить, во что обходится городу содержание этой достопримечательности при такой ничтожной посещаемости. Но это гордость региона и его история, а на это немцы денег не жалеют.
Когда я после экскурсии фотографировал здание музея, находясь уже на улице, проходящий мимо немец остановился и заговорил со мною. Оказывается, в прошлом, еще до закрытия шахты, он тут работал и если у меня есть вопросы по шахте, он с радостью расскажет мне все, что знает. Я его поблагодарил и сообщил, что только что у меня была персональная экскурсия во время которой мое любопытство было полностью удовлетворено.