Объект 825 ГТС - военно-морской музейный комплекс "Балаклава"

Jul 07, 2013 18:01

Об этом месте не писал только ленивый. Интернет пестрит десятками отчетов о посещении этого места, но зачастую эти отчеты похожи один на другой: одни и те же фотки + информация из википедии, которую авторы даже не пытались хоть немного перефразировать. Я не люблю писать о местах, которые настолько известны и посещены сотнями тысяч если не миллионами. Но этот объект настолько масштабный и уникальный, что не написать о нем репортаж я просто не могу. Под катом более пятидесяти фотографий, которые вы все уже видели, плюс мои личные впечатления от посещения этого места - в прошлом одного из самых секретных военных объектов СССР.



Для начала немного истории этого места, которая берет свое начало в 50-х годах прошлого века, когда между двумя сверхдержавами - СССР и США развернулась гонка вооружений и обе страны вовсю начали наращивать ядерные арсеналы. Незадолго до своей смерти Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и военных объектов страны. Тогда же начинается массовое строительство подземных бункеров, командных пунктов и прочих военных объектов, которые могли бы уцелеть во время атомных бомбардировок и затем дать ответный залп. Крым, как место базирование Черноморского флота, всегда был важнейшей стратегической территорией Российской Империи, а затем и СССР, поэтому за период холодной войны на этом полуострове было построено немало масштабных подземных объектов, самым крупным из которых стал Объект 825 ГТС.

Его строительство началось в 1957 году и завершилось в 1961-м. Работы шли ударными темпами круглосуточно. Для сооружения этого объекта было создано специальное строительное управление, а город Балаклава был засекречен и стерт со всех карт, превратившись в закрытый военный городок. Строили объект сначала военные строители, затем на помощь им пришли московские и харьковские метростроители. Строительство было настолько засекречено, что местные жители совсем ничего о нем не знали. Официально тут располагалось абстрактное гидротехническое сооружение (по другим версиям - городская телефонная станция), отсюда и название объекта - ГТС. При проходке подземных туннелей было вывезено около 120 тыс. тонн породы, которую вывозили по ночам на баржах в открытое море. За четыре года внутри горы Таврос был вырублен целый подземный город, вмещавший в себя место для стоянки девяти подводных лодок проекта 613 и 633 и завод "Металлист" для их ремонта и обслуживания а также арсенал для хранения торпед с ядерными боеголовками. Все входы в этот объект перекрывались огромными шлюзами, обеспечивающими полную герметичность и изоляцию от внешнего мира. Подземная база подводных лодок могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось «пяти Хиросимам».

01. Под козырьком в центре кадра находится портал, через который подводные лодки заплывали внутрь объекта из Балаклавской бухты. Тут же сейчас находится вход в музейный комплекс.



02. Перед посещением музейного комплекса мы вначале купили билеты на катер с экскурсией по подземному каналу. Стоит эта экскурсия столько же, сколько и посещение музея - 4 евро с человека. Но по сути это выброшенные деньги. Все места, которые вы увидите с борта катера, вы потом посетите во время прогулки по подземным лабиринтам музейного комплекса. Так что не тратьте деньги и время и идите сразу в музей.



03. Начало подземного канала. Справа виден огромный 150-тонный плавучий батопорт, который перекрывал вход в подземный канал, что позволяло полностью изолировать объект от окружающего мира. В 90-х годах мародеры срезали почти все железо, так что от конструкции этого шлюза остался один лишь батопорт, который на тележке не укатишь и в руках не унесешь.



04. Масштабы объекта впечатляют с ходу. Длина этого канала - 505 метров, глубина от 6 до 8,5 метров, ширина - 22 метра. Удивительно, как в то время смогли все это построить? Ведь все эти туннели были пройдены в горе, состоящей из твердых мраморных пород!



05. Мародеры не смогли дотянуться лишь до вентиляционных труб над самим каналом - это то немногое, что осталось от первоначального облика объекта. Все остальные железные конструкции были полностью разграблены.



06.


07. В этом строго засекреченном месте работало от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Помимо обычных рабочих объект насчитывал около 50 человек военной охраны.



08. В этом месте на подводные лодки осуществлялась погрузка оружия. Помимо этого, на ремонтном заводе "Металлист"  субмарины могли пройти все виды техобслуживания, ремонта, пополнить запасы воды и топлива, а также подзарядить аккумуляторы. Рядом с этим объектом, располагался подземный склад топлива, который на данный момент заброшен, разграблен и разрушен. В 2006 году он выглядел примерно так. Оба объекта были соединены между собой туннелем, который сейчас замурован.



09. Свет в конце туннеля -  портал выхода подводных лодок в открытое море, находящийся с другой стороны горы.



10. Когда-то он тоже перекрывался батопортом, от которого не осталось и следа.



11. Так северный портал выглядит снаружи.



12. Именно отсюда боевые субмарины с ядерным оружием на борту выходили в открытое море.



13. Возвращаемся обратно.



14. Пока  мы плывем по подземному каналу, мимо проплывают такие вот туннели, расходящиеся во все стороны от канала. Сюда мы еще вернемся во время осмотра музейного комплекса.



15. Красота!



16. Ну а теперь зайдем внутрь и посмотрим на то, что сохранилось от некогда огромного подземного города до наших дней.



Вскоре после распада Советского Союза геополитическая ситуация в мире изменилась и надобность в подобных объектах отпала. Объект 825 ГТС был закрыт в 1993 году и до 1995 года его грабили военные. Все ценное оборудование объекта было демонтировано и вывезено в неизвестном направлении. На грабеже завода наживали состояние многие военные чины, а грабить тут судя по масштабам было немало. После грабежа объекта военными его оставили без охраны и к окончательному разграблению подключилось местное население. Было спилено все металлическое, что под силу было демонтировать и унести. Лестницы, перила, канализационные люки, оставшиеся от грабежа военными остатки оборудования - все, до чего могли дотянутся руки местных жителей - все было вынесено. По ссылке находятся интересные свидетельства очевидцев, описывающие то, как выглядел объект в конце 90-х. Мародеры не смогли дотянутся лишь до вентиляционных труб и снять гермодвери, весом десятки тонн, которые без специальной техники не сдвинуть с места.

Во всем остальном музейный комплекс представляет собою по сути лишь многокилометровую сеть пустых бетонных туннелей, которые владелец - Военно-морские силы Украины, в собственность которых перешло то, что осталось от объекта в 2000 году, заполнил как мог. А как обстоят дела с фантазией и подходом к любому делу у любой государственной организации на постсоветском пространстве знают все.

17. Массивные гермодвери, представляющие собою сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном. Вес одной такой створки составляет 10 тонн. Кроме них также сохранились в оригинале кронштейны электропроводки, которые можно заметить на фото - до них мародеры тоже не дотянулись.



18. В самом первом помещении выставлена техника, призванная рассказать о строительных методах применяемых при постройке объекта. Проходка туннелей при строительстве штолен проводилась буровзрывным методом. После очередного подрыва породы, грунт вывозили по ночам на баржах в море. Затем в образовавшейся полости устанавливался металлический каркас, который обкладывали деревом и пространство между деревянными досками и породой заливали бетоном.



19. Основной транспортный коридор объекта, длиной 300 метров, ведущий на территорию производственных площадей. В коридорах были проложены рельсы для транспортировки транспортных тележек с торпедами.



20.


21. Выход на преддоковую площадку. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводных лодок. В этом помещении находился огромный расточный станок с фундаментом, длиною 15 метров, предназначавшийся для расточки сальников гребного вала подводной лодки. Тут же была стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.



22. На производственных площадях завода "Металлист" размещались: станочный парк, участки для проверки оборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения а также пекарня, лазарет, столовая, узлы связи. В случае войны подземная база подводных лодок могла принять руководство, весь рабочий и обслуживающий персонал базы а также команды подводных лодок и обеспечить им полностью автономную жизнь на протяжении 30 дней.



23. Корпус корабельной мины и тележка для ее транспортировки.



24. Автомат по разливу газировки с которым все фоткаются. Будучи ребенком, я успел застать эти автоматы в моем родном городе и летом очень любил покупать в них газировку, особенно с сиропом. К середине 90-х они полностью исчезли.



25. А вот еще одно из интереснейших мест подземной базы -  сухой док, длиною 102 метра. Перед постановкой подводной лодки на ремонт, док заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке и канале. Затем батопорт, закрывающий вход в сухой док, отводили в сторону и подводная лодка заходила в док, после чего батопорт закрывали и откачивали воду из доковой камеры. Откачка воды мощными насосами занимала около 4-х часов. Лодка становилась на кильбоки, обшивалась строительными лесами и начинался ее ремонт.



26. Сейчас тут выставлен макет подводной лодки, для ремонта и обслуживания которых была предназначена эта база. Это место стало бы в разы атмосферней, если бы вместо макета в сухом доке находилась настоящая подводная лодка, в идеале открытая для посещения. Уверен, находись такой объект в какой-либо из европейских стран, именно так все и было бы. Но в Украине все несколько иначе. Несмотря на то, что в Севастопольской бухте догнивают несколько подводных лодок, которые рано или поздно будут порезаны на металл, пригнать и поставить одну из них в эту подземную базу никто и никогда не додумается. Хочется верить, что я ошибаюсь.



27. Подземный канал, вдоль которого мы проплывали на катере, ведущий к северному порталу базы.



28. А вот и выход в открытое море. Красота!



29. За стеной, идущей вдоль канала, расположены складские помещения. Доступа к ним нет, на железных дверях висят замки.



30. Переходим на другой берег подземного канала - тут располагается вторая часть подземной базы - арсенал или Объект 820. В нем хранились боеголовки для торпед и ракет, в том числе и ядерные. С тех пор, как была произведена первая закладка в 1959 году тут хранились ядерные заряды шести видов, суммарной мощностью более мегатонны. В 1992 году с обретением Украиной безядерного статуса все ядерное оружие с объекта было вывезено в Россию.



31. Шлюзовая камера арсенала, состоящая из противоатомных гермостворок с внешней стороны арсенала и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внешние гермодвери весом по 10 тонн каждая и толщиной 60 см, способны выдержать давление до 60 атмосфер.



32.


33. Электропривод, закрывающий и открывающий створки гермодвери. Их тут два по одному на каждую створку.



34. Защитная герметичная дверь из листовой стали. По периметру она имеет резиновую прокладку, благодаря чему обеспечивается полная герметизация объекта 820. Чтобы не открывать дверь каждый раз, в ней предусмотрена калитка для прохода персонала. Вес двери 480 кг оказался неподъемным для мародеров и дверь сохранилась до нашего времени.



35. На территории арсенала выставлена экспозиция, посвященная военно-морскому флоту. В основном это модели боевых кораблей и подводных лодок, никакого отношения к объекту не имеющие и различные детали подводных лодок. Модели подводных лодок, выставленные тут, просто не смогли бы войти внутрь базы из-за своих габаритов. Ведь в скором времени после постройки подземной ремонтной базы она уже устарела. Подводные лодки к тому времени сильно изменились и увеличились в габаритах. Так что базу собирались даже закрыть и, по непроверенной информации из интернета, Хрущев, во время визита в это место, хотел организовать тут склад для хранения вина, в то время как объект был достроен на 90%, но его удалось переубедить.



36. Модель самой большой в мире подводной лодки проекта 941 "Акула".



37. Идем в самую главную и интересную часть арсенала - в хранилище ядерных торпед.



38. Эта часть арсенала являлась секретной и доступ в нее имели лишь расчеты состоящие исключительно из офицеров и мичманов. Именно тут осуществлялось хранение головных боевых частей изделий и проводились регламентные работы по их обслуживанию. Двери в стене в левой части фотографии ведут в подсобные помещения, в которых хранился инструмент, измерительная аппаратура и запасные части.

Но что тут делают эти информационные стенды, посвященные Вооруженным Силам Украины выполненные в лучших традиция социалистической пропаганды? Какое отношение имеют эти самые силы к этому объекту? Дремучий совок, к сожалению, жив и процветает.



39. Соседнее помещение - самое крупное в арсенале с рабочей площадью 300 квадратных метров. Тут проводилась сборка боеголовок. Сейчас тут располагается самая крупная экспозиция музея, посвященная флоту. Честно говоря, экспозиция довольно скучная и смотреть тут нечего.



40. Фрагмент корпуса подводной лодки. Вместо всей этой унылой экспозиции лучше бы поставили в подземном доке одну из ржавеющих подводных лодок.



41.


42.


43. Что в этом музейном комплексе прекрасно -  это то, что везде можно совершенно свободно гулять. Для того, чтобы никто ничего не трогал и не лез туда, куда не полагается, в каждом из подземных залов дежурит охранник.



44. Идем дальше...



45. Центр арсенала. На фото поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозили контейнеры с боеголовками. Вес одной такой тележки 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиям техники безопасности, тележки перемещались вручную.



46.


47. К посещению доступны далеко не все помещения подземной базы. Та часть, что недоступна для осмотра публикой, выглядит примерно так:



48. Техническая площадка на которой находились пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, понижающая подстанция, служебные помещения, кладовая, медпункт и компрессорная. Тут также есть еще и подземный уровень на котором раньше размещались системы автономного жизнеобеспечения: дизель-генераторы, холодильные машины и кондиционеры. Доступа туда посетителям нет, потому что подземный уровень выглядит так, как помещения на предыдущей фотографии.



49.


50. Фильтровентиляционная установка. Учитывая то, что находится она прямо возле выхода, установлена она была уже после разграбления базы, иначе бы ее утащили одной из первых.



51. Для поддержания температурно-влажностного режима все двери арсенала были закрыты. Для прохода рабочих был предусмотрен небольшой коридор в обход противоатомных гермоворот. Коридор закрывался такими вот дверями.



52. На этом обход музейного комплекса заканчивается. Выход из него был хорошо замаскирован такой вот надстройкой.



53. Со стороны улицы все это закрывает высокий забор.



54. Возле выхода из подземного комплекса лениво тусуются местные кошаки.



55. Гора Таврос, под которой расположился этот уникальный в своем роде подземный комплекс. Это фото дает отличное представление о масштабах объектов, расположенных внутри горы. Красными точками я отметил места, которые уже показывал на фотографиях выше. Левая точка - северный портал для выхода лодок в акваторию Черного моря. Центральная точка - вход для персонала в объект 820 - арсенал. Он же на фотографиях 52-53. Правая точка - вход в подземный канал, через который подлодки заплывали внутрь базы из бухты. Сказать, что масштабы впечатляют - ничего не сказать!



Ну и в завершении немного мыслей по поводу этой невероятной подземной базы. Безусловно радует тот факт, что объекту не дали пропасть и превратиться в сеть заброшенных и заваленных мусором подземных нор, как это произошло с еще одним не менее масштабным объектом в Крыму. Тут создан музейный комплекс и каким бы он не был, есть надежда, что со временем он будет развиваться и улучшаться. Другое дело, что сейчас им управляют совковые чинуши из Министерства обороны, пик интеллектуальных способностей которых - это покрасить стены, повесить плакаты и провести освещение. У музея такого масштаба нет даже официального сайта!!! -  и это в двадцать первом веке! О чем тут можно говорить! К сожалению, это типичная картина для постсоветского пространства -  все, что находится в руках государства не развивается, а в худшем случае разваливается и деградирует. Про унылые экспозиции не имеющие в 90% вообще никакого отношения к этому месту я уже упоминал.

Я посетил много музеев на западе и видел, как должен выглядеть хороший музей. А музей с таким громадным потенциалом как эта подземная база способен снискать мировую известность и стать такой же визитной карточкой Крыма, как Эйфелевая башня - символом Франции. Может не самое корректное сравнение, но суть ясна. Это место должно быть не военно-морским музейным комплексом, а музеем холодной войны. Внутри должна стоять одна, а лучше несколько подводных лодок, открытых для посещения. В огромных залах должны находиться проекторы с трансляцией фильмов об атомных испытаниях, о Карибском кризисе, и прочей видеохроникой, рассказывающей о противостоянии двух супердержав СССР и США. Должно быть больше интерактива, должны быть звуковые и световые эффекты и еще много чего, например, помещения, которые можно арендовать для празднования торжества, свадьбы либо юбилея какого-либо предприятия или фирмы. Важные мероприятия города тоже могут проводиться в подземном комплексе. Ведь все это приносит деньги, которые можно пустить на совершенствование музея и создает дополнительную рекламу. Я писал о том, какой невероятный музей сделали немцы в обычной соляной шахте - месте, уступающему этой подземной базе в десятки раз.

Но всего этого не будет, потому что это Крым. Как и везде на постсоветском пространстве тут не принято вкладывать деньги в развитие и создание прекрасного, в улучшение того места, где ты живешь. Хозяйственный подход у государственных функционеров, продолжающих худшие традиции совка, отсутствует начисто. Но все же мне очень хочется верить, что у бывшей подземной базы для ремонта и обслуживания подводных лодок впереди большое будущее, что она будет развиваться и однажды превратится в жемчужину крымского музейного ландшафта, известную во всем мире.

Напоследок пару ссылок для особо любознательных на другие отчеты об этом месте:

Так выглядел музейный комплекс в 2006-м году, спустя пару лет после открытия.

Отчет ребят, которым удалось проникнуть в закрытые для посещения места подземной базы.

подземка, военное, Холодная война, музей, Крым, фортификация

Previous post Next post
Up