Заключительная часть рассказа об интересном военном музее, расположенном в эльзасской деревушке Hatten. И сегодня я расскажу об экспозиции, посвященной Восточному блоку. Экспозиция включает выставку советской военной техники, попавшей в музей из ГДР и довольно неоднозначную попытку воспроизвести Берлинскую стену с контрольно-пропускными пунктами и атрибутикой. Берлинская стена получилась тут очень странной и способна вызвать лишь улыбку у человека посвященного, но учитывая тот факт, что музей организован энтузиастами военной истории, а не профессионалами, им можно простить многие погрешности..
01. Начнем осмотр экспозиции в той последовательности, в которой ее обходил я. Вообще советская техника среди этих красивых сельскохозяйственных пейзажей провинциальной Франции смотрится довольно необычно. Когда я ехал к этому музею, я рассчитывал увидеть тут бункер линии Мажино и парочку образцов европейской бронетехники. Можно понять мое удивление, когда зайдя на территорию музея, моему взору представилось такое количество знакомой с детства техники, которая смотрелась тут абсолютно чужеродно.
02. Начинаю осмотр экспозиции с радиостанции Р-137 "Бант" на шасси Зил-131. Желтый круг на двери, полностью выгоревший от солнца, когда-то был эмблемой вооруженных сил ГДР.
03. Внутри машины небольшой дестрой.
04.
05. Дестрой не только внутри машины но и вокруг. Ящики с различной измерительной и прочей аппаратурой разбросаны как на свалке.
06. Какой-то ящик с электроникой, производства ГДР, судя по немецким подписям приборов и переключателей.
07. Рядом еще парочка непонятных устройств.
08. Советская корабельная двухпулеметная установка для тральщиков 50-х годов, оснащенная двумя 14,5-мм пулеметами Владимирова.
09.
10. Судя по символике Национальной народной армии, вся без исключения советская техника попала сюда из восточной Германии. И судя по всему, купили ее по цене металлолома, так как в отличии от французской и американской техники, выставленной в этом музее, советская техника напоминает свалку ржавых списанных машин.
11. Р-118БМ3 "Соболь" - автомобильная коротковолновая радиостанция оперативно-тактического и тактического звена управления войсками на шасси ГАЗ-66. Станция укомплектована двумя рамочными антеннами на крыше и одной телескопической, передатчиком, приемником Р-154, телеграфным и телефонным аппаратами, бензоэлектрическим агрегатом АБ-4-0/230 переменного тока, очистителем воздуха и отопителем. Они могли работать в движении или на стоянке, обеспечивая радиус действия в разных режимах от 30 до 1000 км. Снаряженная масса составляла 6080 кг.
12. ГАЗ-66 стал первым советским автомобилем, получившим в апреле 1969-го государственный знак качества (на фото: над поворотником). Этот полноприводный грузовик стал наиболее массовым двухосным грузовиком в Советской Армии и активно используется в армиях на постсоветском пространстве до сих пор.
13. Интерьер салона недвусмысленно говорит о том, что машина не на ходу.
14. Аппаратура командно штабной машины установлена в металлическом отапливаемом кузове и обеспечивает ведение радиосвязи при температуре окружающей среды от -40 до +50°С в условиях среднепересеченной местности.
15. Рядом с ГАЗ-66 еще одно орудие без информационной таблички.
16. Перейдем к авиатехнике. Один из ярких экспонатов музея ГДР-овский МИ-8C.
17. Рядом с ним тоже ГДР-овский МиГ-21ПФM.
18. МИГ-21 является самым распространённым сверхзвуковым боевым самолётом в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.
19. Лопатки турбореактивного двигателя самолета.
20.
21.
22. Панель приборов в кабине МиГ-21 ПФM.
23. Слева МиГ-21, справа - Dassault Mirage 3B-RV.
24. Ми-8 является одним из самых массовых вертолётов в истории авиации, производится с 1967-го года и до сих пор.
25. Красивая машина.
26. Внутри сидят манекены, имитирующие экипаж. Я не большой специалист по части военной формы, но вот мне кажется, что военная форма с аксельбантами не совсем удобна для управления вертолетом.
27.
28. В пассажирском салоне сидит еще один манекен с пристальным взглядом. На нем высотно-компенсирующий костюм, который смотрелся бы куда гармоничней в кабине истребителя, но никак не в вертолете..
29. Идем дальше. Один из самых интересных объектов музея на мой взгляд - транспортно-заряжающая машина зенитно-ракетного комплекса "Круг" (2К11). Я был весьма впечатлен таким раритетом, так как в живую никогда не видел ничего подобного. Ракета, как мне подсказали, не оригинальная а весьма условный макет.
30. На фотографиях десятилетней давности в этом музее находилось больше машин этого зенитно-ракетного комплекса, но к моему посещению тут осталась лишь эта.
31. А этот топопривязчик ГАЗ-69Т явно на ходу. Наверняка принимает участие в слетах любителей старой военной техники, судя по его прекрасному состоянию.
32.
33. Сзади машины размещена аппаратура производства ГДР для определения и выдачи координат.
34. Рядом с ГАЗ-69 стояла палатка со стеклянной перегородкой. Заглянул туда, а там:
35.
36. По соседству с палаткой расположились еще более интересные объекты олицетворяющие Берлинскую стену. Подойдем поближе...
37.
38. Заглянув в ГДР-овский кпп не смог сдержать улыбку :)
39. Чем еще могут заниматься советские солдаты на кпп, кроме того, как пить пиво, водку и шампанское. Все это потребляется в уютной компании матрешек, Ленина и оловянного медведя - куда же без них настоящему русскому солдату? С пивом тут вообще прокол. Бутылка пива "Славянское" не имеет никакого отношения ни к периоду ГДР, ни к русским вообще. Это пиво немецкого производителя, которое делают для сети русских магазинов в Германии. Тут не видно, но сбоку этикетки надпись на чистом немецком: „Gebraut nach deutschem Reinheitsgebot“, что означает, что пиво сварено согласно закону, регламентирующему производство пива в Германии.
40. В следующем контейнере тоже нескучно :)
41.Папиросы "Беломорканал" и польский загранпаспорт - отличное сочетание! У меня после осмотра этой экспозиции сложилось впечатление, что музей послал своего агента на барахолку в Берлин с целью закупить различного инвентаря для экспозиции, что тот и сделал, не особо вникая в то, что подходит, а что нет. А за пивком и водкой просто зашел в русский магазин.
42. А это судя по всему "Берлинская стена".
43. Герб ГДР символизировал единство рабочего класса, социалистической интеллигенции и крестьянства. Его основу составляли:
- золотой молот, олицетворяющий рабочий класс;
- золотой циркуль, обозначающий интеллигенцию;
- золотой венок пшеницы, который является представлением крестьянства.
44. Под гербом табличка, сообщающая о том, что на этом предприятии 15 августа 1917 года рабочие города Халле и окрестностей начали борьбу против империалистической войны за демократический мир. Думаю, что табличка приобретена на той же барахолке, где и остальные предметы антуража.
45. Идем дальше. Парочка советских грузовиков ГДР-овской армии. Должен заметить, что советская техника выглядит намного красивей французской или американской техники того времени. При разработке советских машин, как ни странно, обращали внимание на дизайн, в то время как французы и американцы делали чисто функциональные угловатые коробки.
46.
47.
48.
49. Советская спаренная зенитная установка.
50. Знаменитая "буханка" - УАЗ-452 Т или топографический привязчик 1Т120. Основная задача машины: определение и выдача координат. Главное визуальное отличие от обычной "буханки" - небольшой конусовидная крышка на крыше для установки специальной оптики, которая участвует в наведении и координации работы.
51. Внутри "буханки" куча различной аппаратуры связи. Главный прибор машины - гирокомпас виден справа под оптическим прибором. Экипаж: 4 человека, один из них водитель.
52.
53. Такая вот неоднозначная экспозиция советской техники находится в этом интересном военном музее, затерянном среди эльзасской провинции. На фотографиях с прошлых лет, что я видел в интернете, советской техники в музее было выставлено в раза два больше, куда ее дели - загадка.
Любителям военной техники могу однозначно порекомендовать музей к посещению, если окажетесь в этих краях.
Официальный сайт музея:
http://www.maginot-hatten.com/GPS-координаты: 48.89935 N 7.968950 E