Продолжаю рассказ о нашем
апрельском путешествии. Следующий день нашего тура был полностью посвящен колоритным берлинским заброшкам, на фотографии которых я облизывался уже два года, но до сих пор все не было возможности добраться до немецкой столицы. Планируя программу этой поездки, я отвел целый день на то, чтобы увидеть самый жирок берлинской городской изнанки. Но планам моим не суждено было сбыться - эра берлинского Urban Exploration подошла к своему завершению и это факт. Подробней об этом в посте. После последнего дня в Берлине мы планировали ночевать в Польше неподалеку от Мезерицкого укрепрайона, чтобы с утра следующего дня приступить к изучению знаменитого "Логова дождевого червя".
Теперь обо всем этом подробней...
Первым пунктом в программе нашего последнего дня в Берлине значилось посещение знаменитой американской шпионской станции, построенной на горе Тойфельсберг, насыпанной из обломков разбомбленного Берлина. Станция была много лет заброшенной и на сайтах немецких урбан эксплореров я неоднократно встречал впечатляющие фотографии с этого места, грея надежду посетить его и увидеть этот некогда сверхсекретный объект вживую.
И вот мы взбираемся на машинах на вершину горы, подъехав вплотную к самой станции и игнорируя многочисленные запрещающие знаки. Высаживаемся и начинаем обход периметра в поисках залаза.
01. Станция огорожена тройным периметром, объект был сверхсекретным и чем конкретно занимались там американские спецслужбы неизвестно до сих пор. Гриф "секретно" будет снят с архивных документов лишь в 2022 году, тогда можно будет больше узнать о функциях этой станции и ее работе.
02. Уже с первых минут стало понятно, что что-то тут не так, как ожидалось. Все многочисленные дыры в залазах были заделаны новенькой проволокой, а со стороны станции доносился звук работающего оборудования, напоминающего рокот дизель-генератор. Там явно были люди и это точно были не любители экстремального туризма вроде нас. А ведь еще два года назад станция была полностью заброшена и сюда лазили все кому не лень! Обойдя периметр, мы подошли к главным воротам станции, там уже стояла машина каких-то парней, которым явно надо было проникнуть на территорию объекта. Они спросили нас, есть ли кто внутри, мы сказали, что слышали звук генератора. Вскоре с той стороны ворот из-за стен заброшенного комплекса показалась фигура девушки. Она подошла к воротам и открыла их, после чего парни заехали внутрь, это были графитчики, которые приехали разрисовывать объект. Мы спросили у девушки, можно ли осмотреть станцию? Она ответила, что через полчаса будет экскурсия и если есть желание, то за 7 евро с человека у нас будет возможность прогуляться по станции. Ну что ж, уже не зря ехали.
Мы отошли к машинам и наша литовская часть команды решила запустить квадрокоптер и полетать над станцией, чтобы рассмотреть детальней, что там происходит. Пока квадрокоптер готовили к полету, эта же девушка подошла к нам и через забор сообщила, что для съемки станции с квадрокоптера требуется платное разрешение и что вообще то мы заехали на запретную территорию и если мы запустим квадрокоптер, то он будет сбит снайпером, а если не возьмем экскурсию, то она вызовет полицию и нам выпишут штрафы за заезд на машинах в природный парк, коим являлась эта территория. Про снайпера, конечно, смешно было слышать, а вот приезд полиции стоил бы нам несколько сот евро, так как запретные знаки мы проезжали по пути и территория, на которой мы находились, действительно была закрытая для въезда машин.
Экскурсию мы все равно планировали брать, так что успокоили девушку, что посетить объект в составе организованной группы хотим и запускать коптер не будем. Она попросила нас в таком случае переставить машины внутрь территории станции, так как посетители экскурсии имели право поднять свои тушки на гору при помощи механизированных транспортных средств в обход запрета.
Сейчас в Европе тема Urban Exploration стала мейнстримом и прочно встает на коммерческие рельсы. Отбоя от желающих заплатить деньги, чтобы ощутить атмосферу постапокалиптичного мира нет и в Берлине уже давно это поняли и стригут на этой теме приличные деньги. На сегодняшний день в немецкой столице не осталось ни одного крупного заброшенного объекта, который бы не выкупила бы какая-то ушлая конторка и не начала бы рубить капусту, пуская внутрь любителей заброшек за бакшиш. Один лишь Сименсбан, пока еще по какому-то недоразумению остается заброшенным, но, поверьте, и это не надолго. Вон контора Berliner Unterwelten уже водит экскурсии по какой-то унылой заброшенной железной дороге, от которой почти ничего не осталось и берут за это
20 евро с человека. Так что до Сименсбана доберутья очень скоро, поверьте.
03. В назначенное время началась наша экскурсия по объекту, на которую пришло около 40 человек от 5-летних детей и заканчивая старушками за 60. Оцените поток любителей заброшек!
Стоимость билета 7 евро и это на простую экскурсию-прогулку по территории под присмотром сопровождающих. Через два часа была еще одна экскурсия на этот раз историческая с рассказом об объекте, она стоит уже 15 евро и длится два часа. Обе экскурсии проводятся каждый день и отбоя от желающих нет, причем сейчас явно не сезон, а погода была такая жуткая, что нос не хотелось высовывать на улицу. Теперь представьте, сколько бабла рубит эта контора не вкладывая в объект ни копейки, так как его восстановление не запланировано, из затрат только дыры в заборе залатать, и можно грести кеш лопатой. Причем они еще и сдают объект для фотосессий и съемок клипов и фильмов и там уже совсем другие суммы, как вы понимаете.
04. Сейчас же шпионская станция превращена в самый крупный в Европе арт-объект. Тут каждый день работают десятки графитчиков, покрывая все поверхности своими рисунками. Любой человек, занимающийся современным искусством, может оставить свой след на стенах этого масштабного арт-объекта, для чего нужно связаться с организаторами и поделиться с ними своими идеями.
05. Парочка примеров работ внутри и снаружи здания.
06.
07. В данном случае, конечно, превращение заброшенной станции в арт-объект вполне оправдано и цена в 7 евро достаточно демократичная, так что удовольствие от посещение этого места мы все же получили. Очень крутой объект, рекомендую! И граффити там потрясающие!
08. В довершении ко всему, с крыши открываются самые крутые виды на Берлин, которых вы не увидите больше ни с какой другой обзорной площадки. Тут весь Берлин виден как на ладони.
Следующим объектом, который я запланировал к посещению, был заброшенный ГДР-овский парк аттракционов, расположенный на берегу реки Шпрее. Если вы введете в гуглокартинках слово "Spreepark", вы поразитесь атмосферности локации. Самый крупный парк развлечений в ГДР был заброшен в 2002 году из-за финансовых трудностей и с тех пор стал превращаться в потрясающе живописный Lost Place. На картинках из интернета можно увидеть многочисленные аттракционы в прекрасной степени сохранности, поросшие травой и остановившиеся, как казалось, навсегда. Старый паровоз с вагончиками среди бурной вегетации, лодки в форме лебедей, застывшие посреди пруда и пиратский корабль среди них, американские горки, комната ужасов, колесо обозрения. Аж слюни текут, как посмотришь эти фотографии! Я был в предвкушении и вот мы наконец-то добрались до легендарного места и что мы видим?
09. А видим мы совершенно новенький забор, появившийся тут недавно, а колесо обозрения вертится. Вертится блять!
10. На заборе через каждые пятьдесят метров развешаны таблички с названием охранной конторы, которая охраняет территорию. Все серьезно, о том, чтобы залезть внутрь не может быть и речи, если не хотим закончить наш тур в полицейском отделении. Как я узнал уже при подготовке этого поста, берлинское правительство серьезно взялось за восстановление парка и в скором будущем тут будут снова гулять семьи с детишками, поедать мороженное и сосиски и кататься на восстановленных аттракционах.
11. Фотографирую через забор то, что можно сквозь него рассмотреть. Вдали видны знаменитые лодочки-лебеди, застывшие посреди пруда.
12. Парковая железная дорога с остатками одной из станций.
13. В общем, вместо заброшенного парка мы увидели...
14. Так как Шпреепарк расположен рядом с Трептов-парком, решили посетить и его, к тому же литовцы первый раз были в Берлине и я подумал, что самый крупный в Европе советский воинский мемориальный комплекс будет им интересен.
15. Сооружение впечатляет своими масштабами и суровым советским конструктивизмом.
16. Берлинцы приходят сюда погулять как в обычный парк, много семей с колясками, спортсменов и парочек. Места тут много, строили с присущим тоталитарным режимам размахом и монументальностью. Где-то вдали виднеется символ Берлина - телевышка.
Третьим пунктом в моем плане в этот день стоял еще один шикарный берлинский Lost Place - известный во всем мире заброшенный больничный комплекс Beelitz-Heilstätten, классика немецкого Urbex'a (Urban Exploration), с которого начался путь многих немецких исследователей покинутых мест. Локация невероятно крутая, чтобы убедиться в этом достаточно воспользоваться гуглом. Там даже группа Rammstein сняла один из своих клипов. К сожалению, еще до этой поездки я узнал, что комплекс оккупировала одна ушлая конторка, которая теперь дерет по 50 евро с человека за посещение каждого (!) из многочисленных зданий комплекса. Только за то, что тебя пустят внутрь здания и позволят погулять по нему свободно и пофотографировать декаданс они дерут 50 евро! Если вы перейдете на
сайт этих дельцов, вы увидите, что они захватили все самые жирные заброшки Берлина и стригут от 30 до 50 евро за каждое заброшенное здание! Чем аргументирована такая немалая сумма? Восстанавливать они ничего там не собираются, затрат никаких не несут. Просто на пустом месте делают состояние. Из расходов только оплата услуг охранной фирмы, которой они пугают всех на своем сайте, мол, место тщательно охраняется и кого словят на территории нелегально, сразу штраф и занесение в полицейскую базу данных.
Самое печальное в этом то, что, судя по всему, отбоя от желающих нет. Немецкий бюргер, купивший себе зеркалку, тоже хочет такие фотки как у тех крутых чуваков, что лазают, но самому лазать ему стремно, можно неприятностей нажить, а тут за полсотки тебя пустят погулять по заброшке и наснимать шедевров, как у тех чуваков в инете. Не было бы спроса, не было бы и этих пидарских контор, простите за эмоции, очень нервничаю, когда думаю о них.
Тем не менее, я все равно хотел туда поехать в надежде, что может хоть что-то доступно для посещения, не могут же они перегородить весь городок и пусть снаружи но на что-то там можно будет посмотреть. Но у нас был альтернативный вариант на этот вечер. Слава
lavagra увидел в интернете фотографии советской ракетной базы, расположенной в польских лесах не сильно далеко от целей нашего завтрашнего дня и предложил посетить это место также. Обдумав оба варианта, мы решили направиться на поиски советской ракетной базы, так как было бы очень печально потратить остаток светового дня, чтобы приехать в Beelitz-Heilstätten и увидеть там то же, что и на фото 13.
17. Преодолеваем полторы сотни километров и оказываемся в Польше на милитаризированной территории. Возле каждого съезда с основной трассы висят такие вот таблички на четырех языках, которые не особо радуют. Но сегодня католическая Пасха, а поляки народ очень религиозный и это значит, что сегодня в этом лесу нам точно не грозят неприятности в связи с проникновением на запретную территорию. Так как каждый нормальный поляк сейчас сидит дома, наябует паски с крашанками и запивает зубровкой.
18. Вскоре мы натыкаемся на типичную советскую бетонку и углубляемся по ее следам в лес.
19. Бетонка приводит нас к бункерам странного вида. Никогда раньше я не видел ничего подобного.
20. Всего тут находится два одинаковых бункера, они засыпаны грунтом, но в каждый из них прорыт залаз.
21. Проникаем внутрь одного из бункеров. Совершенно новое для меня место, хотя внутри не сохранилось ничего, кроме стен, так что о том, что тут располагалось раньше можно лишь догадываться. Ясно лишь то, что этот бункер имел отношение к ядерным ракетам, базировавшимся на этой базе.
Но Слава видел в сети не эти бункера, а вот этот объект, для поисков которого мы сюда и приехали:
фото
отсюда.
22. Отправляемся на дальнейшие поиски по многочисленным лесным дорожкам, игнорируя запретные знаки.
23. Так мы катались около часа, но наши поиски были безрезультатны, объект с дыркой мы так и не нашли.
24. Тем временем стемнело и на небо вышла луна, а мы все еще катались по лесу. А ведь у нас еще не был забронирован отель на эту ночь.
Понимаем, что объект нам уже не найти и решаем искать отель. Слава предлагает вернуться на пару десятков километров в сторону Германии к трассе дальнебойщиков и выбрать там один из многочисленных отелей, которые мы проезжали по пути. Я же говорю, что надо ехать к бункерам Восточного вала и искать отель на месте, чтобы с утра проснуться и сразу попасть на экскурсию. Я полагал, что огромный подземный комплекс Третьего рейха является магнитом для туристов со всего мира и в районе его дислокации просто обязаны быть несколько отелей, но реальность оказалось иной. "Логово дождевого червя" расположен в таком глухом районе, что там даже заправок нет, не то что отелей. Там вообще ничего нет, лишь поля и крохотные деревушки да хутора. Потратив еще час на покатушки в поисках отеля, мы таки отправились обратно в сторону трассы дальнебойщиков и по дороге встретили очень комфортабельный и дешевый отель, где и остановились.
Я сразу засел в интернет с целью найти какую-то информацию о тех ракетных бункерах, что мы сегодня посетили, пока парни играли в бильярд в холле отеля. К концу вечера у меня уже была вся информация о тех ракетных позициях и координаты искомого нами объекта. Я решил, что мы с братом обязательно заедем туда на обратном пути из Познани в Берлин, так как я перфекционист и если было что-то, что я искал и не нашел, то я потом не смогу спокойно жить. Любое дело нужно заканчивать и ставить точку, особенно это касается подобных объектов. Нужно обязательно найти все, что там есть, сфоткать каждый квадратный метр и написать об этом детальный пост, тогда жизнь пойдет дальше.
Утром следующего дня у нас была забронирована четырехчасовая экскурсия по "Логову дождевого червя". Есть две конторы, которые водят экскурсии по самой большой фортификационной подземной системе в мире, каждой из которых принадлежит свой участок подземки. Первая предлагает лишь 1,5 и 2,5 часовые туры по подземке, а вторая предоставляет возможность погулять по системе подольше - 4 и 6 часов. Я знаю по своему опыту, что в таких местах 2,5 часа - это вообще ни о чем, за такое время можно осмотреть разве что два боевых блока и триста метров штолен. Для обычного туриста сойдет, но только не для того, кто хочет реально что-то увидеть и проникнуться атмосферой уникального подземного сооружения.
Проблема была в том, что та контора, что предлагает длинные туры, начинает сезон лишь 15 апреля а до этого экскурсий по объекту не проводится. Я решил попытать счастья и написал имейл, на адрес, указанный на их сайте с вопросом о том, можно ли заказать тур на пять человек на 4 апреля. Ответ был утвердительный и после небольшой переписки с улаживанием всех формальностей мы договорились о месте и времени встречи с гидом.
В 10 утра, как и было обговорено, мы прибываем ко входу в подземный комплекс. Экскурсию нам проводит симпатичная и обаятельная молодая полька, свободно владеющая английским и немецким языками. К ней прилагается крепко сбитый поляк, видимо, он тут для безопасности - мало ли с какими людьми девушке придется спускаться в огромный неосвещенный подземный комплекс. Убедившись, что мы не представляем угрозы для гида, он исчез практически в самом начале экскурсии, один раз всплыл в подземке и потом мы увидели его снова лишь на поверхности.
25. Экскурсия была очень крутая, а масштабы объекта впечатляющие, при том, что за четыре часа активного перемещения по подземелью, мы осмотрели лишь очень малую его часть. Маленьким бонусом была и наша экскурсоводша, с которой уже вскоре после начала прогулки мы общались обо всем на свете, благодаря чему не было ощущения пребывания на экскурсии, скорей это было похоже на совместную вылазку диггеров на объект.
26. В плане фотографии тоже была абсолютная свобода, я взял с собой штатив и пока наш экскурсовод рассказывала ребятам о подземной системе, я носился по штольням со штативом и фотографировал все вокруг. Без штатива в таких местах особо много не снимешь.
27. Станислав
lavagra собирает фотоматериал для поста.
28. Штольни полны надписей оставленных советскими солдатами в 70-80-х годах прошлого века. Внезапно встречаю такую надпись с того же времени. Удивителен в ней не только посыл, но и то, что часть букв написана латиницей.
29. Четыре часа под землей пролетели незаметно. Выйдя на поверхность, делаем групповое фото, прощаемся с гидом и отправляемся исследовать фортификационный комплекс дальше.
Во время планирования поездки я основательно посидел в интернете, вычисляя координаты отдельных панцерверков (надземных боевых блоков комплекса) и теперь мне хотелось осмотреть несколько таких сооружений снаружи и, кто знает, может быть найти подпиленную решетку, за которой бы нашелся залаз внутрь подземной системы, хотя в это слабо верилось, учитывая то, что в сети нет ни одного отчета с заброшенной части комплекса за последние лет десять из чего следует вывод, что поляки надежно все перекрыли и осмотреть "Логово дождевого червя" можно лишь с экскурсоводом.
Тем не менее мы отправились к первым двум панцерверкам, расположенным недалеко от места, с которого началась наша экскурсия. Уже через двести метров пути по раздолбаной грунтовке стало ясно, что дальше мы не проедем. За несколько лет путешествий по Европе я ни разу не встречал грунтовку, которая была бы непроходима для легковушки, а тут грунтовка была непроходима не только для легковушки но и кросовер там сел бы на пузо. Проехать этот участок можно было бы лишь на подготовленном внедорожнике. Пешком же до объектов нужно было шагать километр и мы пожалели времени, к тому же в нашем списке на сегодня стояло еще много пунктов.
30. Направляемся к следующему панцерверку, до которого без проблем добрались на машинах. Этот панцервек не был соединен с подземной системой и внутрь был свободный доступ. Панцерверк сильно пострадал от взрыва (все подобные объекты были подорваны советской армией после захвата) но побродить внутри все равно было познавательно.
Дальше мы направились вглубь леса, где должны были находиться еще два панцервека и главный портал в систему. Панцерверки мы так и не нашли, скорей всего они не были достроены, но зато нашли множество бетонных сооружений в том числе и подземных, в изобилии рассыпанных по лесу. А также увидели своими глазами главный портал в огромный подземный комплекс. Было запланировано построить три таких портала, но до остановки строительства успели закончить лишь один.
31. В 1930-е в портал заходила железная дорога с поверхности, посредством которой осуществлялось снабжение комплекса всем необходимым. Сейчас это место, понятное дело, закрыто решеткой, как и все прочие входы внутрь.
32. Нагулявшись по лесу, направляемся к парочке следующих панцерверков из моего списка и по дороге встречаем второй музейный объект, предлагающий экскурсии по части подземного комплекса. Тут сохранилась линия противотанковых надолбов, которую еще называют "Зубы дракона" и рядом с музеем стоит советский танк Т-34.
На танке сидит группа молодых поляков и поглощают пивко. Пока я фотографировал противотанковые надолбы, бутылка пива уже оказалась в руках моего брата, который только что подошел к танку. И уже через несколько секунд брат общался с поляками так, как будто они знакомы полжизни. Я всегда говрил, что если что-то любишь. то судьба сама вкладывает это тебе в руки, а брат мой очень любит пиво. Увидев поляков, пьющих пивко марки Tyskie, он подошел к ним и сказал всего три слова: "Тиски - то смакуе", и уже через секунду баночка "Тиски" приземлилась в его руку.
Дальше мой навигатор повел нас трудной дорожкой, которой явно не пользовались минимум десяток лет. И если вначале ехать еще можно было, то потом пришлось проявлять чудеса управления автомобилем, чтобы не сесть на дно или не скатиться в траншею, а вскоре на пути стали встречаться кустарники с колючками, больно царапавшие лак на кузовах наших автомобилей. И если моему боевому форду не привыкать к царапинам, он весь у меня в следах от продолжительных и непростых путешествий, то новенькая хонда литовцев, получившая на этой дороге первые царапины на свой блестящий корпус, вряд ли была особенно рада этой затее. Поездку с Технолириком за бункерами наши литовские друзья будут еще долго вспоминать, смотря на свой автомобиль.
В конце концов мы добрались до точки, когда автомобили окончательно стали. Было очевидно, что дальше путь возможен только пешком. Накапывал дождь и нужно было быть настоящим маньяком. чтобы решиться идти дальше. Но я не привык отступать от целей и твердо решил дойти до бункеров во что бы то ни стало, к тому же до первого из них остался километр. Ко мне присоединился Слава и мы вдвоем отправились по этой "дороге" дальше. Вскоре прямо на дороге начали появляться кустарники и деревья, наглядно свидетельствуя о том, что тут лет десять или двадцать не проезжало колесо транспортного средства, а вскоре дорога и вовсе была перекрыта валунами и линией противотанковых надолбов. Что за идиот составлял польские карты для моего навигатора, я не знаю, но брал он их явно еще с советского Атласа дорог СССР или его польского аналога.
33. Самое обидное было то, что к этому месту от танка, где брат получил пивко, был всего километр отличной грунтовки, о которой мой навигатор, конечно же, не знал и повез нас темными тропами дорог, существовавших еще во времена Восточного блока.
34. Линия надолбов, пересекающая нашу "дорогу".
35. В итоге мы таки дошли до очередного панцерверка, соединенного с подземным комплексом. На его дверях была очередная решетчатая дверь, чего в принципе и следовало ожидать.
36. Как и почти все панцерверки Восточного вала, этот тоже был взорван советскими войсками. Мы залезли в разлом бетона, в надежде найти залаз, но там все было замуровано, лишь для летучих мышей оставили отверстие для проникновения внутрь.
С крыши этого панцерверка мы увидели дорогу и танк, возле которых только что были и к ним шла очень ровная грунтовка. Я мысленно передал привет своему навигатору и создателям его карт и мы решили возвращаться к машинам. Уже был вечер а нам еще предстоял поиск отеля. На следующий день у нас в программе стояли форты Познани и мы решили выдвигаться по направлению к этому городу и уже в дороге искать отель.
Километров за сорок до Познани мы увидели вывеску рядом со столетним особняком у дороги, сообщающую, что там сдают комнаты. Остановились и вошли внутрь. По пути я заметил, что в вывеске "Hotel", что над входом, отсутствуют буквы "H" и "E". Внутри нас встретила пожилая семейная пара, говорящая только на польском, но польский язык очень прост для понимания русскоязычному человеку, так что проблем объясниться не было, к тому же самый старший участник нашей группы владел немного польским. Нас с братом немного смутил пьяный мужик лет тридцати или чуть старше, агрессивно задававший какие-то вопросы на польском моему брату. Понять, что он хочет, было трудно но по его тону и взгляду была очевидна попытка поиска приключений на пьяную голову. Вскоре мы поняли, что он осведомлялся не немцы ли мы, мы ответили, что нет мы не немцы и пошли осматривать комнаты с хозяйкой.
Когда мы спустились в холл, пьяный мужик игрался с ребенком там и мне показалось, что он не постоялец, а член семьи, видимо сын этих пожилых поляков, владеющих отелем с отвалившейся вывеской. Как только мы спустились в холл и продолжили общение с хозяевами насчет того, можно ли будет у них поужинать, пьяный немцененавистник снова ожил и пока шла беседа, крутился возле нашей группы и, дыша перегаром, все что-то вопрошал на своем языке. Причем владельцев отеля агрессивный пьяный мужик, вертевшийся возле их потенциальных постояльцев, совершенно не смущал, видимо он являлся неотъемлемой частью пейзажа в этом отельчике и прилагался в качестве культурной программы. Нам такой бонус был не нужен, мы хотели поесть и отдохнуть в тишине и уюте после трудного дня, так что мы вышли на улицу на совещание и после короткого вече единогласно приняли решение ехать дальше.
37. Проехав два десятка километров в сторону Познани, мы остановились в уютном отеле сети "Orange", который был почти полностью пуст, так как Пасха и в эти дни жизнь в Польше замирает. На фото наша с братом комната.
Купив еды и бутылку виски на расположенной напротив отеля заправочной станции, мы перекусили и собрались вместе нашей компанией украинских немцев и литовских белорусов с целью завершить этот насыщенный день уютными посиделками, разбавленными виски с колой и разговорами обо всем на свете. Так хорошо посидели, что с утра я не смог встать и сказал, чтобы парни ехали в Познань без нас, а мы подтянемся, когда выспимся.
Завтра был последний день нашего совместного путешествия и он полностью был посвящен Познани и ее фортификации, но об этом в следующей части.