Швейцария - страна, каждый метр которой ухожен, чист и совершенен. Земли у швейцарцев так мало, что они максимально используют каждый ее свободный клочок. Повсюду в Швейцарии царит хозяйственность, доведенная до перфекции и возведенная в абсолют. Но во всем этом благополучии мне все же удалось найти одно исключение - это территория старой фабрики, что расположена в нескольких километрах от аэропорта Цюриха. Если бы я не назвал страну, вы бы по снимкам никогда бы не догадались, где расположено это место и скорей всего предположили бы Восточную Германию, так как картины тут скорей напоминают заброшки Восточной Европы, чем одну из самых богатых и развитых стран в мире - повсюду руины, следы пожаров и вандализма, на территории горы мусора и обилие граффити. Как будто находишься на окраине Берлина, а не рядом с городом, занимающим второе место в
рейтинге городов мира по качеству жизни.
Удивительно также и то, что на заброшенную фабрику массово приходят и приезжают гулять люди. За тот час, что я провел тут, я встретил более десятка человек, причем некоторые приехали специально, чтобы пофоткать свой спорткар/мотоцикл на фоне руин. Окончательно поразила меня картина, когда рядом с фабрикой остановился автомобиль, из него вышел мужик в деловом костюме и пошел гулять по заброшке. Так что у жителей Швейцарии руины старой фабрики являются яркой достопримечательностью, которую активно посещают люди всех возрастов. За годы заброшенности территория фабрики превратилась в галерею уличного искусства и тут есть на что посмотреть ценителям граффити.
Это было вступление, а теперь обо всем этом подробней.
01. С заброшками в Швейцарии по понятным причинам дела обстоят совсем плохо - тут практически нет покинутых бесхозных объектов, а те, что есть, можно пересчитать на пальцах, да и то в основном это разорившиеся отели. Особняком в этом списке стоят руины бывшей прядильной фабрики под Цюрихом - единственный индустриальный заброшенный объект Швейцарии. Увидев в сети несколько снимков этого места, я без труда локализовал объект и в один из теплых октябрьских деньков оказался на месте.
02. Я ожидал увидеть забор, запрещающие таблички и прочие атрибуты, положенные подобному месту по статусу, но ничего подобного не увидел. Забор был, но лишь местами, а ворота на территорию оказались гостеприимно распахнуты, и ни одной таблички или запретной надписи.
03. Все это удивительно еще и потому, что руины действительно представляют большую опасность. Почему местные власти не позаботились о том, чтобы все это надежно отгородить - мне не понятно. Думаю, все это до первого трагического случая.
04. Как и в Восточной Германии - заброшенная территория превращена в стихийную свалку. Местные жители вывозят и выбрасывают сюда то, что иначе нужно утилизировать платно. Способствует этому удобный заезд на территорию, и отсутствие каких-либо препятствий.
05. Заглянул в один из немногих уцелевших корпусов фабрики. Раньше тут располагался склад сырья.
06. В последнее время складской корпус обрел новую жизнь, став местом проведения вечеринок и тусовок у подростков.
07. Из строительного мусора тут соорудили различного рода конструкции, обустроив таким образом это постапокалиптическое убежище.
08. Кусочек разрухи и хаоса в идеальной благополучной Швейцарии.
09. Стены украшает настенная живопись, территория фабрики богата подобными художествами и ниже я раскрою эту тему детальней.
10. Следующий фабричный корпус сохранился гораздо хуже.
11. Поднимаюсь по наружной лестнице на второй этаж.
12. И вижу следующую картину. Что тут когда-то располагалось, уже не определить. От корпуса остались лишь стены.
13. Обхожу здание по периметру. В этот корпус я загляну на обратном пути - там сейчас выставочная галлерея уличного искусства, которую я покажу в конце поста.
14. Первые, встреченные мною на объекте образцы настенной живописи, радуют качеством.
15. И хоть немного компенсируют общий печальный вид объекта и тотальную разруху.
16. В этом корпусе располагалась мастерская.
17. Внутри все плохо - часть перекрытий обвалились и вот-вот за ними последует крыша, которая каким-то чудом еще держится.
18. Вид с другого ракурса. Здание представляет собою немалую опасность и оно тут не единственное такое, поэтому я так удивлен, что территория фабрики настолько доступна.
19. В углу сохранился токарный станок, над которым через дырку в кирпичной кладке внутрь помещения красиво проникает солнечный луч.
Небольшая историческая справка. Прядильная фабрика была построена в 1863-1865 годах на берегу реки на месте старой мельницы. Художник того времени изобразил фабричный комплекс в первые годы его работы так что благодаря этому рисунку, мы можем увидеть, что фабрика за 120 лет своей истории практически не изменилась, все те же корпуса стоят тут до сих пор, лишь превратившись в руины.
20. На фабрике работали в основном женщины, которые занимались переработкой хлопка в волокно. Фабрика процветала на протяжении всего периода своего существования вплоть до 1970-х, когда цены на хлопчатобумажные ткани на мировом рынке упали так низко, как никогда до этого. Результатом стало закрытие фабрики в 1982 году.
21. Сразу после остановки фабрики, ее выкупил некий бизнесмен по имени Оскар Майер. Он хотел вдохнуть новую жизнь в фабричный комплекс, организовав в бывших цехах отель с рестораном. Позже его планы насчет фабричного комплекса менялись, в 1991 году он планировал создать в корпусах фабрики офисный центр, а еще чуть позже парк развлечений и фитнесклуб.
22. Но планам его не суждено было сбыться. Еще в 1986 году кантон Цюрих занес фабричный комплекс в список исторических памятников, тем самым поставив ограничения на изменения внешнего облика фабричных построек. Планы Оскара Майера предполагали переоборудование фабричных корпусов, поэтому все они были отклонены советом кантона. В итоге предприниматель так и не смог что-либо сделать со своим приобретением, которое постепенно ветшало и разрушалось в результате вандализма и пожаров.
23. В 1995 году пожар уничтожил главный фабричный цех, который вы видите на предыдущем снимке. В результате пожара в цеху рухнула крыша, погребя в руинах все оборудование и кольцепрядильные машины. В 2003 году в еще одном пожаре сгорел помещичий дом 1800 года постройки, входящий в фабричный комплекс. В итоге территория фабрики превратилась в руины и в 2012 году была вычеркнута из списка исторического наследия. Теперь будущее у объекта может быть лишь одно - снос, так как восстанавливать тут уже нечего.
24. Фабрику до сих пор не снесли лишь потому, что в городском совете городка Бюлах, к которому относится фабричный комплекс ведутся многолетние дискуссии о будущем этой территории. Одна сторона считает, что на месте старой фабрики должен быть создан офисный комплекс либо производство, другая сторона хочет использовать территорию для строительства жилья. Варианты о восстановлении хоть каких-то фрагментов фабрики даже не рассматриваются.
Такая вот печальная судьба у этого объекта, у которого бюрократы из городского совета украли будущее. Случай этот, конечно, не исключительный. В восточной Германии есть десятки, если не сотни подобных объектов, которые числятся в списке исторического наследия, ветшая и превращаясь в руины. Пребывание в списке исторических памятников накладывает ряд обязанностей и ограничений, из-за которых объект теряет потенциальных покупателей, а с ними и шанс на будущее.
25. Внутри здания заваленные обломками находятся автоматы по продаже хот-догов.
26. Тот самый волшебный свет, который бывает лишь один месяц в году - в октябре. В этом свете даже эти грустные руины обрели свою ауру и определенную долю очарования.
27. Граффити вносят в общую картину уныния и разрухи немного позитива и цвета.
28. Они тут определенно неплохи.
29. Особенностью фабричной территории является то, что она разделена каналом. Раньше каналов было два и располагались они параллельно, но один из них со временем засыпали.
30. Состояние корпусов на той стороне канала еще хуже.
31. Это здание является главным фабричным корпусом, в котором располагалось производство. В рамках консервации объекта все залазы были заделаны кирпичной кладкой вплоть до третьего этажа, но и такие меры не спасли объект от вандалов, которые устроили пожар, уничтоживший здание.
32. Некоторые посетители фабричных руин не стесняясь паркуются прямо на территории фабрики.
33. Внутри фабричного корпуса погребены кольцепрядильные машины и прочее оборудование.
34. Раньше вся эта техника располагалась на четырех этажак заводского корпуса, но пожар уничтожил деревянные перекрытия и все оборудование рухнуло на первый этаж, где до сих пор лежит огромной бесформенной грудой железа.
35. К зданию прилегает бетонная пристройка с бетонной лестничной клеткой внутри - пожалуй самое безопасное место на этой территории.
36. Отсюда можно окинуть взглядом руины бывшего прядильного цеха.
37. Лестничная клеть тоже вся изрисована граффити, но ничего достойного среди этой мазни я не обнаружил.
38. Самый верхний уровень и дверь в никуда.
39. На руинах уже потихоньку прорастает молодой лес. Глядя на эту картину, понимаешь, почему будущее у объекта есть лишь одно - снос.
40. Покидаю корпус и перемещаюсь на мост через канал, соединяющий оба берега. На фото здание заводского управления, также уничтоженное в результате одного из пожаров.
41. Вид на канал с моста.
42. Чувак с подругой приехал на своем Мустанге, чтобы пофоткать машину на фоне руин. Руины тут, конечно, совершенно не фотогеничные, но в Швейцарии других нет, так что обитателям Цюриха приходится довольствоваться и такими.
43. Я пошел по дороге вдоль руин фабричного комплекса и вскоре поднялся на небольшой холм.
44. С одной стороны открывался красивый вид на поле с подсолнухами.
45. С другой стороны были видны руины фабрики, обрамленные осенней листвой, красиво подсвеченной лучами предзакатного солнца.
46.
47.
48. Заходящий на посадку самолет. Всего в паре километров от этого места находится международный аэропорт Цюриха.
49. Самолет на фоне фабричных руин.
50. Красота.
51. Возвращаюсь обратно на территорию фабрики.
52. Еще одно граффити с известным персонажем из одного очень популярного в 1990-х мультика.
53. Тоже неплохая работа.
54. Модные номера у чувака.
55. Еще стрит-арт.
56. Очередные обугленные руины какого-то фабричного здания. Судя по тому, что тут еще не успела прорости флора, пожар был относительно недавно.
57. Настенная живопись вносит хоть какую-то жизнь в эту картину тотальной разрухи.
58. Хорошая работа.
59. Возвращаюсь обратно к главным фабричным корпусам, я еще не все там осмотрел.
60. Внезапно на территорию фабрики приезжает мотоциклист и начинает фотографировать на смартфон своего железного друга на фоне руин прядильного цеха.
61. После чего перемещается на мост.
62. Ставит мотоцикл на подножку.
63. И продолжает фотосессию.
64. Затем садится на мотык и ожидает, когда владелец Мустанга завершит фотосессию своей повозки и освободит ему съемочную площадку.
65. А я продолжаю прогулку по руинам, пока солнце еще не село. Общий вид основной части фабричного комплекса.
Так все это выглядело в 1889 году.
фото взято
отсюда 66. Фабричные мастерские.
В сети есть видео с облетом территории фабрики на октокоптере:
67. Помещение одного из копусов, в котором в прошлом располагался угольный склад, превращено в галлерею современного искусства.
68. Тут не осталось ни одного свободного места на стенах - изрисовано все и местами даже в несколько слоев.
69. Уровень работ очень разный - от откровенного треша до весьма неплохих.
70.
71.
72.
73. Местами хорошие работы закрашены какой-то откровенной мазней и испорчены убогими тегами.
74. Под потолком сохранилась кран-балка.
75. Пока я осматривал граффити-зал, чувак перепарковал свой Мустанг, видимо, освободив место для фотосессии мотоциклиста.
76. Парковка перед заводской территорией не пустует, что явно указывает на популярность места у местных жителей.
77. Я уже собрался отъезжать, как вдруг прямо передо мной припарковался еще один посетитель индустриальных руин. Из гольфа вышел мужичок в деловом костюме и при галстуке.
78. И отправился гулять по заброшке.
Руины прядильной фабрики, конечно, крайне скучные. Если бы не неплохой стрит-арт, этого поста возможно бы и не было. Но рассказ мой об этом месте еще не закончен. Внутри всей этой разрухи спрятана настоящая жемчужина, ради которой я и приехал сюда. И этой жемчужине будет посвящен мой следующий пост.