Это был последний бункертур той осени, когда я открыл для себя затерянный мир французских подземелий и ушел с головой в его исследование. Конец ноября радовал сухой и солнечной погодой и я решил сгонять в последний в том году тур по подземной Лотарингии. Первым объектом в программе стоял очередной комплекс линии Мажино, о котором я рассказывал
недавно. А на следующий день я решил посетить нечто совершенно новое. Перед поездкой я даже не подозревал о масштабе объекта - мы провели тут более семи часов и осмотрели лишь половину крепости, настолько огромной она оказалась. Примечательно, что немецкие крепости типа "фесте", к которому относится этот объект, являлись переходным звеном от классических крепостей и фортов к бункерной фортификации и создавались на стыке XIX и XX веков в период бурного развития науки и техники, что нашло свое отражение также и в создании новейших немецких крепостей.
Фесте заложили новые принципы фортификации ХХ века, которые позже были взяты французами в качестве основы для создания линии Мажино. Но про все это я расскажу детальней как нибудь в другой раз, а сегодня я хочу сконцентрироваться на описании удивительного и полного загадок затерянного мира, который мы с напарницей посетили в этот незабываемый ноябрьский денек.
01. От проходящего поблизости шоссе к крепости ответвляется прямая и широкая дорога, въезд на которую перекрыт шлагбаумом. Эта дорога уже является запретной территорией, о чем сообщают традиционные таблички с французским флагом.
02. Оставляю машину перед шлагбаумом и иду в разведку в сторону крепости, так как понятия не имею об устройстве сооружения. Ни фотографий объекта, ни его карты я до этого не видел, ведь в сети информации по нему нет.
03. Отойдя сотню метров от машины, наблюдаю следующую картину: из кустов выскакивает Пумба и несется на всех порах в мою сторону. Достаю фотик из чехла, делаю неспешно снимок, в надежде, что кабан свернет, но он не сворачивается и продолжает бег в мою сторону, тогда я разворачиваюсь и резво ускоряюсь к машине. Приключение началось ярко с первых минут.
04. Никакого желание шагать километр к крепости по этой дороге после увиденного у нас нет, решаем ехать дальше на машине, благо, что шлагбаум не был закрыт на замок и легко поддался, впустив нас внутрь. Через полкилометра дорога делает поворот и мы въезжаем в крепостные ворота.
05. И еще через двести метров оказываемся возле главной крепостной казармы с широким плацом перед ней.
06. Строительство объекта было начато в 1908 году и закончено в 1910. Изначально это была лишь одна артиллерийская батарея, состоявшая из одного бетонного блока с четырьмя 100-мм орудиями. Но затем строительство было расширено и к 1914 году вокруг батареи возникла масштабная крепость нового типа, который в литературе принято называть "фесте". Строились подобные сооружения немцами для защиты захваченной во время Франко-прусской войны Лотарингии и Эльзаса.
Особенностью новых немецких крепостей являлось распределение отдельных узлов и орудий крепости по боевым блокам, расположенным в отдалении друг от друга и связанных сетью подземных ходов. Этот подход значительно повышал живучесть и обороноспособность новых крепостей по сравнению с крепостями XIX века, в которых все - и оружие и казармы и склады концентрировалось в одном месте. Новый подход французы переняли у немцев при создании будущей линии Мажино. Первая мировая прошла мимо этой крепости и после ее окончания объект в неповрежденном виде достался французам, которые вскоре включили его в новосозданную линию Мажино и построили всего в паре километрах от него огромную подземную крепость, в которой я тоже
побывал той осенью.
07. Казарма, как видно на снимках, лишена окон и хоть внешне она все еще похожа на форты прошлого века, но уже изрядно напоминает бункер, да и сооружена она из бетона. Внутрь ведут два входных портала, каждый из которых имеет два сообщающихся тамбуром входа.
08. Вход такого типа называется сквозник. Сквозник делал невозможным подрыв двери. В замкнутом пространстве взрывная волна идет по пути наименьшего сопротивления и выносит двери, а в данном случае ударная волна выйдет через обе входные арки, оставив дверь неповрежденной. Кроме того при разрыве снаряда рядом с дверью, осколки и взрывная волна не повреждают дверь. Двери оказались наглухо заваренными.
09. На снимке второй вход в казарму, имеющий такое же строение, как и первый.
10. Тут тоже закрыто. Придется искать другие пути проникновения в систему.
Во время Французской кампании 1940 года крепость не принимала участия в боевых действиях, так как немцы обошли этот участок линии Мажино стороной. Свой первый бой крепость приняла осенью 1944 года, когда окопавшиеся в крепости войска Вермахта пытались остановить продвижение американцев и обстреливали из четырех орудий переправу на реке Мозель, не давая американским войскам перейти реку. Было принято решение брать крепость штурмом. В течении дня американцы захватили западную часть крепости, но подойти к артиллерийскому блоку все еще не могли, а немцы продолжали обстрел реки. У американцев уже был опыт штурма одной фесте, поэтому они знали примерное устройство этого объекта и спустя три дня ожесточенных боев им удалось проникнуть в туннельную систему крепости, а также наладить обстрел крепости артиллерией с ближайшего холма. В результате 11 ноября 1944 года немцы капитулировали, потеряв более 300 человек убитыми.
11. Потери американцев при штурме крепости составили 111 человек, в память о которых в 2010 году на территории крепости был сооружен памятник.
После Второй мировой крепость утратила свое военное значение и использовалась какое-то время французской армией в качестве тренировочного лагеря, пока не была окончательно заброшена. В настоящее время территория принадлежит французской армии и является закрытой для посторонних.
12. Центральная казарма крепости оказалась запертой и нужно было искать лазейку в подземную систему тоннелей, соединяющую все блоки и казармы форта. Немецкий диггер Штефан, с которым мы той осенью наладили дружескую переписку, побывал в этой крепости летом и рассказал мне, как их группа проникла внутрь. По его словам, в крепость есть несколько залазов и если идти от главных ворот по крепостной стене в правую сторону, то по ходу пути будет залаз, через который можно будет попасть внутрь крепостной стены, а оттуда уже в подземную систему. Возвращаемся к главным воротам, оставляем тут наш транспорт и отправляемся искать портал внутрь этого потрясающего затерянного мира.
13. Путь наш лежит по крепостной стене, опоясывающую территорию крепости по периметру. Как выглядит залаз и где именно он находится, мне неизвестно, остается лишь идти вперед и внимательно смотреть по сторонам.
Штефан также скинул мне карту объекта, за что ему огромный респект. Без его помощи мы бы вряд ли попали бы внутрь, так как территория огромная, очень сильно заросшая растительностью и без карты тут ориентироваться невозможно. Так выглядит карта, которую мне переслал Штефан по мейлу. Зелеными точками тут обозначены залазы, которые открыты, красными точками - замурованные входы, желтые точки - залазы которые могут быть как открытыми, так и закрытыми. Что означают все остальные пометки на карте, я понятия не имел и разбирался уже по ходу нашего путешествия.
Слева внизу видна дорога, по которой мы подъехали к главной казарме, обозначенной на схеме красной цифрой 4, что означает отсутствие возможности проникнуть внутрь. Там, где дорога входит на территорию объекта мы оставили машину, и направились по крепостной стене в направлении желтой цифры 13.
14. Вид с крепостной стены на территорию крепости. Не видно совершенно ничего, так как все очень сильно заросло лесом и, судя по толщине деревьев, крепость заброшена уже минимум полвека.
15. Вскоре идти становиться веселее, так как на стене вырастают ряды противопехотных заграждений.
16. Они до сих пор очень острые и, лавируя между ними, весьма неприятно думать о том, что будет, если тут споткнуться и напороться на такой лицом.
17. Не спеша мы добираемся до изгиба крепостной стены.
18. В месте изгиба стены расположен наблюдательный бронекупол, говорящий нам о том, что внутри стены находятся помещения и ходы.
Это место обозначено на схеме цифрой 13 и согласно плану тут должен быть залаз. Но где его искать, я не понимаю. Вниз никак не спуститься, а наверху ничего нет, кроме бронекупола и заточенных пик.
19. Продолжаем нашу прогулку по стене, а что еще остается?
20. Вскоре на пути встречается лестница, по которой можно спуститься вниз. Отлично!
21. Спускаемся на территорию крепости.
22. Но и тут не видно никаких залазов, а продвижение внизу осложняется рядами противопехотных пиков с натянутой между ними колючей проволокой. Сперва я решил идти вдоль крепостной стены внизу и искать залазы по ходу продвижения.
23. Но пройдя 30 метров за пять минут и порвав мотню о колючую проволоку, я понял, что с таким темпом можно тут гулять до вечера и принимаю решение вернуться наверх.
24. Ничего не остается, как продолжать прогулку по стене, смотреть внимательно по сторонам и надеяться на удачу.
25. Хотя как тут не смотри по сторонам, все настолько сильно заросло, что все равно сквозь растительность не видно ничего. И это мы еще были в конце ноября. Летом тут вообще непролазные джунгли.
26. За полвека заброшенности тут сформировался своеобразный заповедник, населенный самой различной флорой и фауной. За первые полчаса мы встретились с кабаном, увидели каких-то крупных птиц и слышали со стороны леса много самых разных звуков обитающей тут дичи.
27. В последние солнечные деньки осени оказаться вдали от цивилизации в этом затерянном островке диких джунглей, в которых скрыто множество тайн, подземных тоннелей и исторических артефактов - бесценно! Любопытство зовет меня вперед, а окружающая местность и прекрасная погода создают волшебный антураж, чувствую себя Индианой Джонс.
28. По пути встречается очередная лестница вниз и я не упускаю возможности проверить территорию на предмет залаза.
29. В стене сделаны многочисленные амбразуры для обстрела территории с полосой противопехотных заграждений, шириной около 80 метров. Примечательно, что эти заграждения находятся внутри крепости и амбразуры внутри стены тоже направлены внутрь крепостной территории.
30. Передвигаться по этой местности совершенно невозможно. Деревья и кустарники сплелись в прочную паутину и без мачете тут не пройти. Плюс закопанные в землю штыри с мотками колючей проволоки создают непроходимый заслон.
31. Единственное измерение, вдоль которого тут можно перемещаться - это крепостная стена, возле которой образовался узкий коридорчик, свободный от растительности.
32. По этому коридорчику мы и продолжаем путь, внимательно всматриваясь в местность вокруг.
33. Вскоре лес становится менее густым и у нас получается отделиться от стены и углубиться внутрь территории крепости.
34. Осенний лес при такой погоде выглядит сказочно и эта прогулка с самого начала дарит нам море эстетического удовольствия.
35. А вскоре нам встречается первое бетонное сооружение.
36. Которое оказывается коротким подземным ходом, обрывающимся через двадцать метров.
37. Судя по торчащей арматуре, это какой-то недострой.
38. Но удача сегодня с нами, так как вскоре мы встречаем еще одно сооружение, которое выглядит более многообещающим.
39. За типовым входом, с тамбуром и двумя порталами находится бронедверь, которая оказалась открытой! Это успех! Примечательно, что входные двери в крепостях типа "фесте" состояли из двух частей, чтобы избежать ситуации, когда отколовшиеся в ходе боевых действий куски бетона заблокируют дверь.
40. Рядом с входным блоком находится бронекупол. Судя по его устройству это был минометный либо гранатометный бронекупол для ближней обороны.
41. На первом уровне сооружения оказалось несколько помещений, довольно пустых по внутреннему наполнению.
42. Назначение сооружения становится понятно сразу - это одна из казарм, которых в крепости было несколько.
43. Казарма эта тоже производит впечатление недостроя. Внутри все выглядит как-то сыровато и незавершенно.
44. Спускаемся на подземный уровень. Тут тоже пустота, лишь в одном из казематов обнаружилась часть солдатской кровати. Что еще тут примечательно - так это то, что везде во всех помещениях очень пыльно. Первый и последний раз мне встречается ситуация, когда в бункере не влажно, а пыльно. Очень странно, в остальных объектах крепости не было ничего подобного.
45. Нижний уровень казармы был совершенно пуст, но оказалось, что тут есть еще куда спускаться.
46. В одном из подземных казематов обнаруживается такой вот бойлер, больше от казарменного оборудования, к сожалению, ничего не осталось.
47. В помещении, где располагались умывальники, сохранились старые солдатские рисунки, не знаю или это еще при немцах рисовали или уже французское творчество.
48. Лестница приводит нас ко входу в тоннельную систему крепости, который к нашей печали оказался полностью затоплен.
49. Выбираемся наружу и продолжаем поиски других способов попасть внутрь.
50. Ломимся через лес в наиболее проходимых его местах, по пути попадаются различные артефакты прошлого.
51. Хорошо, что тут есть тропинки протоптанные либо такими же как мы любителями подземелий...
52. Либо обитателями этих мест, встречаться с которыми у нас нет совершенно никакого желания.
53. Чтобы не заблудиться мы решаем возвращаться тем же маршрутом обратно к стене и продолжать движение вдоль нее.
54. Лес просто шикарный! Настоящие дикие джунгли! Вот только не хотелось бы тут гулять с наступлением темноты. И заблудиться тут в темноте запросто да и местная дичь просыпается и выходит на прогулку.
55. Возвращаемся к крепостной стене и двигаемся параллельно ей, пока не достигаем места, где стена была взорвана - свидетельство штурма крепости американцами осенью 1944-го.
56. Заглядываю внутрь стены в месте взрыва - и что я вижу? ЗАЛАЗ!
57. Благодаря этой дыре мы попадаем в потерну, пролегающую внутри крепостной стены. На входе потерна чуть подтоплена, так что резиновые сапоги мы одели не зря.
58. Но метров через двадцать подтопленный участок заканчивается и дальше абсолютно сухо. Луч фонаря теряется где-то вдали узкого и длинного коридора и мы шагаем в неизвестность, навстречу тайнам и артефактам этого покинутого мира.
По моим предположениям место, через которое мы проникли внутрь стены находится там, где на карте на южном участке стены обозначена какая-то пристройка. Видимо это был прилегающий к стене капонир, который взорвали при штурме или еще какое-то сооружение.
59. Через сотню метров потерна заканчивается решетчатыми дверями.
60. За ними следует изгиб.
61. И мы оказываемся в каземате с амбразурами для пулеметов, к которому прилегают и другие помещения.
62. Пространство для исследования тут огромное и сохранность интерьеров весьма хороша, особенно если учесть, что этому сооружению добрая сотня лет, из которых половину оно находится в заброшенном состоянии.
63. Тут же обнаруживаем аварийный выход на поверхность. Он довольно узок и перемещаться тут можно лишь вприсядку. Этот выход также мог использоваться для вывода контратакующих групп при штурме крепости неприятелем.
64. За массивным бронированным люком находится ход на поверхность, который закрывается такой вот решетчатой дверью.
65. Вниз ведет скоб-трап. Этим путем тоже можно было проникнуть внутрь крепостной стены.
Судя по всему, этот аварийный выход обозначен на схеме желтой цифрой 12.
66. Внутри казематов крепостной стены сохранились остатки старых механизмов. На фото кран-балка, служащая для монтажа/демонтажа пушек либо пулеметов, которые были установлены в этом каземате.
67. Батареи отопления тоже на своем месте.
68. Продвигаемся дальше вдоль потерны, минуя массивные бронедвери.
69. Еще один каземат с амбразурами. Тут сохранность вообще впечатляющая: батареи отопления, изоляторы с электропроводкой, система ручного привода системы вентиляции - и всему этому уже более сотни лет. Вот так прикосновение к истории!
70. Вентиляция в крепости была электрической, а эти ручные приводы были резервными на случай выхода из строя крепостной электрики. Обратите внимание, что тут даже электропроводка сохранилась. А все потому, что место это очень мало известно в отличии от тех же объектов линии Мажино и находится вдали от населенных пунктов. Даже в сети по этой крепости практически не найти информации.
71. Остатки электрики начала ХХ века.
72. Предохранительные щитки.
73. Выключатель.
74. Остатки электропривода вентиляционной системы.
75. На щитке эмблема Siemens-Schuckert-Werke GmbH - крупнейшего производителя электрооборудования в начале ХХ века.
76. Наблюдательный бронеколпак, лестницы на месте не было, так что внутрь заглянуть не получилось.
77. Еще одно помещение из тех, что нам уже встречались. Сохранность впечатляет. Вентиляция, отопление, электрика - все на месте.
78. Все эти помещения похожи друг на друга и расположены вдоль всей протяженности крепостной стены.
79.
80. Еще парочка амбразур.
81. Помимо сохранности также радует чистота внутри и отсутствие мерзких тегов. Вот что значит, когда объект не запален в интернете и не посещается несознательными подростками.
82. Тут тоже был бойлер, относящийся, по всей видимости, к системе отопления помещений внутри стены.
83. Резервуар с запасом питьевой воды. Техническая продвинутость крепости типа "фесте" впечатляет. Не удивительно, что даже в конце Второй мировой американцы смогли захватить крепость лишь ценой больших потерь.
84. Так как крепость была закончена как раз к началу Первой мировой, ее вентиляционная система была лишена фильтров, ведь до 1915 года человечество не имело опыта применения отравляющих газов в военных условиях. Когда французы начали возводить свою линию Мажино, они строили ее уже с учетом опыта Первой мировой и оснащали угольными фильтрами даже небольшие доты.
85. Еще один аварийный выход.
86. Полностью аналогичный тому, что нам уже встречался.
На карте он обозначен цифрой 11.
87. Продолжаем наш путь внутри крепостной стены, не уставая поражаться сохранности 100-летнего объекта.
88. Красота!
89. Еще один бак с резервом воды, рядом с ним находится лестница, ведущая куда-то вниз.
90. Это и есть вход в систему тоннелей, соединяющую все сооружения объекта. Остается надеяться, что потерна не окажется затопленной.
91. На нижнем уровне расположена парочка технических казематов.
92. Здесь находился электропривод вентиляции, судя по остаткам оборудования.
Спускаясь по лестнице вниз, снял коротенький видосик:
Click to view
93. И вот мы достигли входа в тоннельную систему объекта, которая залегает на глубине около десяти метров. Потерна вначале пути оказалась подтопленной, но глубина затопления позволяла передвигаться в резиновых сапогах.
Вот как это выглядело:
Click to view
95. Впереди нас ждала самая интересная часть путешествия - затерянный подземный мир, о котором я не имел ни малейшего представления и не подозревал о том, что увидим мы там внутри. Ко всему прочему у нас не было карты тоннельной системы, так что приключение обещало быть ярким во всех смыслах. Мы находились где-то вдали от цивилизации в месте, заброшенном уже как половину столетия и обладающим разветвленной сетью тоннелей и от всех этих мыслей воображение будоражило рассудок, а ноги несли меня вперед в темноту и неизвестность...
Продолжение
по ссылке.