Вчера была рядовая вечеринка, рядовые косяки, рядовые не-состыковки. Но именно вчера чаша моего терпения лопнула и я был чуток неадекват. Все ниже-написанное касается только музыкальных групп, которые играют материал собственного сочинения.
"Первое правило бизнеса: защищайте свои инвестиции."
х\ф "Револьвер"
"Хобби стоят денег, а интерес за деньги не купишь."
Джорж Карлин
1. Либо благотворительность, либо бизнес.
Практически 95% групп, ВИА и прочих музыкантов в этой стране играют на различных концертах и вечеринках абсолютно бесплатно. Я могу так утверждать потому что и сам занимался организацией подобных мероприятий, и сам играл на подобных мероприятиях. Почему же творческие коллективы не просят за исполнение своего материала денег?
Причин много:
- Это никому неизвестный коллектив и вся их сегодняшняя аудитория, которым "посчастливилось проникнуться идеями данного ансамбля", оказалась в этом месте и в это время абсолютно случайно. Таким образом, даже пять человек, которые будут слушать эту группы - это хороший результат. Такие группы сами упрашивают промоутеров и организаторов включить их в список выступающих, обещают привести всю свою родню и школьных друзей, которые купят билет у организаторов.
- Уровень крутости вечеринки очень высокий, есть даже крутой хедлайнер из-за рубежа. С таким грандом на одной сцене даже известная группа будет готова сыграть "за спасибо", потому аудитория такого масштаба в одном клубе очень редко собирается.
- Это благотворительный концерт.
- Организатор\промоутер очень хорошо и близко знаком с группой. Поэтому по старой дружбе или просто по взаимной уверенности, что будет круто, они договариваются что группа выступит бесплатно.
Когда группа попадает в положение "играем за так", она становится абсолютно не защищена и зависима от организаторских способностей промоутеров. В этот момент все ее затраты на репетиции, проезд с инструментом до клуба и обратно; вся репутация группы; настроение участников группы - все это зависит от того, как будет организовано мероприятие. Если слажает организатор, нарушит свои обещания и договоренности, то все это может разрушиться, как карточный домик. Плохая вечерина и плохо сыгранный или звучавший сет абсолютно обесценивает все затраты денег и сил группы, которые были до концерта. При чем, если промоутер может поменять свое название и вместо "Hands from Butt promo" в следующий раз на афише рок-концерта будет написано "Talking Cunt promo" большинство и не заметит. Эти люди всегда в тени процесса. Зато, когда группа выступает плохо, звучит плохо, то это всегда заметно и неважно, как ты играл раньше. "Сегодня эта группа меня не порадовала и в следующий раз на них не пойду, раньше, может они и играли круто, но сейчас они сдулись" - так примерно рисуется картинка у меня в голове, а поскольку я совсем не исключение, то уверен, что так думаю многие, кто тусуется на рок-вечеринках. И тут не имеет значения, кто слажал больше - организатор или группа. Зрители, которые платят деньги за вход или отдают их в бар - это универсальный показатель успеха в шоубизе, и их количество говорит о крутости мероприятия. Всё.
Теперь давайте рассмотрим цепочку, где между группой и организатором появляются денежные отношения. Деньги созданы, чтобы сделать взаимоотнешния между людьми в этом мире проще. И они это делают. Однако, иногда они все очень сильно усложняют. Сложности появляются тогда, когда эти деньги нужно делить. Сразу кучу вопросов о том как делить, в каких пропорциях, кто заслуживает денег и сколько? А самый главный вопрос - за что платить?
Я считаю, что группа может смело требовать свой гонорар в следующих случаях:
- Эту группу пригласили на выступить на вечеринке, потому послушать эту группу, выпить в баре и потанцевать под их песни придет определенное количество народу. Приглашая группу выступить, организатор рассчитывает на определенный оборот, который сделает для него эта группа.
- Эта группа играет на мероприятии заказного характера (корпоратив, свадьба, День рождения или новогодняя вечеринка), соответственно она играет шлягеры, которые хорошо известно тусующейся аудитории. Возможно, им повезло и они играют свои песни, которые стали хитами в широких кругах, но это уж совсем круто.
Всего две причины, из-за которых группа может смело требовать гонорар. Но вместе с гонораром группа получает гарантии от косяков. Но об этом чуть ниже.
2. Косяки группы и промоутеров в организации вечеринки.
...и какие последствия есть у этих косяков.
Какие бы не были лажи в организации вечеринки, всех их объединяет одно последствие - потеря репутации: группы, клуба, промоутеров. Назовем это "универсальное последствие".
Косяки группы
Итак, каким образом может накосячить группа? Опоздать на свой собственный концерт или сыграть очень лажово - это слишком очевидно. Но стоить пояснить, что плохо звучащая группа - это многоэтапный процесс, и сбой на любом из этапов приводит к лаже. Сначала группа много репетирует, придумывает программу, сценический образ и пр. Если группа мало или недостаточно репетирует - она плохо играет и отвратительно звучит, а если нет целостного сценического образа, слаженных движений и логичной программы, то ни смотреть, ни слушать не хочется. Плюс ко всему один или все участники группы перед концертом могут набухаться, обжабаться, подраться или еще как-нибудь вывести себя из строя
Если группа сделала все от себя зависящее: отрепетировала песни и продумала программу, запарилась за свой внешний вид и отработала все движения на сцене - она готова выступать.Дальше с группой начинают работать организаторы и промоутеры. Кто первый начнет проявлять инициативу по поводу наполнения музыкой одной конкретной вечеринки: группа или организатор - это не важно. И те и другие преследуют одну и ту же цель - сделать так, чтобы было круто посетителям. Итак, работа организатора тоже многослойна и ошибка в одном может привести к "универсальному последствию". Сначала орги придумывают тему вечеринки, затем ищут помещение, которое подходит под формат, договариваются о дате мероприятия, договариваются с группами, диджеями, звукорежиссером, охранниками, назначают цену, делают афиши, размещают рекламу и делают лайн-ап. Облажался на любом из этапов - считай, что слил вечеринку. И почти на каждом из этапов присутствуют деньги в качестве гаранта исполнения. Нашел помещение - заплатил за аренду на конкретное число, нужен хороший звукарь - плати, хочешь чтобы никто не пострадал - плати охране, хорошая афиша, которую сделает дизайнер - плати, размещаешь рекламу в СМИ - плати. Хочешь, чтобы у тебя играла качественная музыка и на сцене было шоу - плати. Когда у группы есть гонорар, ответственность за свой сет у группы только преумножается.
Однако, с музыкантами, повторюсь, в большинстве своем можно договориться "за так". Но почему промоутеры могут быть уверены, что группы будут стараться за бесплатно? Потому что это в интересах группы - хорошо сыграть свой сет, потому что они за то, чтобы имя группы было узнаваемо действительно бьются. Группа, которая не получает гонорар скорее сделает все правильно, чем выйдет на сцену и насрет людям в уши, как сделала это группа Fatum вчера
Организаторы зарабатывают на вечеринке, если сделают все правильно. Т.е. они тоже, вроде как, получают деньги. И по логике вещей эти же деньги должны быть гарантом, что организаторы сделают свою работу качественно. Но когда мы говорим про российский шоубиз, это правило не работает или работает, но в абсолютном большинстве своем со сбоями. Почему? Потому что организацией чаще всего занимаются либо безответственные люди, либо алкаши/наркоманы. Бывает, что и те и другие одновременно.
3. Гонорар - это необходимость, а не каприз.
На своей прошлой работе я занимался организацией празднично-концертных мероприятий, бюджеты которых исчислялись сотнями тысяч рублей, было и одно дороже миллиона. Но даже там считаешь каждую копеечку и ищешь варианты, как сделать дешевле без ущерба для качества. От этих бюджетов артистам перепадало процента 2-3, реже 10%, а прибыль - едва добиралась к отметке 20%. За качество услуги, в создании которого участвует куча контр-агентов платят все и все требуют друг от друга ответственного отношения, соблюдения договоренностей письменных и устных.
Играя в группе
PINE DIVINE, я принимал участие в мероприятиях, бюджет которых, в большинстве своем, составлял три-четыре десятка тысяч. PD не требует гонораров по разным причинам, хотя имеет на это полное право. Да и смешно это требовать положенные 5% оборота - смешные суммы. Но вчера произошла очередная "история" с организацией рок-концерта, когда никто не виноват, просто "так получилось".
Поразмыслив, я подумал, что если организаторы начнут платить реальные наличные любой группе, которая играет у них на вечеринке. Я сейчас не про неликвидный депозит в баре, потому что это странно: давать депозит в баре группе, которая в любом случае сыграет лучше, если будет трезвой. А про реальный кэш. Уверен, что эти деньги группа использует просто на такси, чтобы не тащиться ночью по городу с инструментом. Я думаю, что заплатить, поделиться прибылью с музыкантами организаторам будет только на пользу. Ведь когда ты платишь музыканту, ты создаешь с ним договоренность и вправе потребовать от него ответственного выполнения своих обязанностей, но при этом ты сам начинаешь понимать, что и музыкант теперь будет действовать в рамках созданных договоренностей. Конкуренция среди музыкантов за право работать именно с тобой вырастет в разы. И не потому что ты будешь платить 500р. или 1000р., а потому что ты не просрешь своих обязанностей.
Вся эта простыня, которую я накатал под катом - это всего лишь взгляд с одной стороны. Поэтому участвуйте в обсуждении, мне интересны и другие точки зрения.