Вопрос - ответ: Детский Сад

May 15, 2009 18:02

Тут вот Фокси red_fox_79 интересуется моим мнением:
"мне интересно услышать о садике: для чего? что дает? стоит ли насиловать ребенка, если он не хочет туда идти? с какого возраста? как может пойти развитие ребенка, если он пойдет/не пойдет в садик? хорош ли строгий режим для дитяти?
т.е. все за и против детсада или его отсутствия."

Хотите мнений? Их есть у нас! Буквально на любую тему =))

С какого возроста? Простой вопрос - примерно с 3-лет. Т.е. ясли - это от совсем плохой жизни, а детский садик - то что надо. К тому есть возрастные причины, определенные этапы формирования личности, психики. Примерно в этом возрасте начинается непосредственно становление личности и становится актуальным общение с равными, на равных условиях.
Дальнейшее написано для этой возрастной категории - 3 года и далее, т.е. не ясли, а сад.

Для чего? Что даёт?
Сложный вопрос, вернее длинный =)
Вообще садики изобрели разумеется не из педогагических или психологических соображений, а из соображений экономических. Что бы в условиях города, где люди проживают обособленно от своих семей, ячейки общества имеют малочисленные и работа их не связана с нахождением в пределах своего дома для того, могли и детей иметь и не терять трудоспособность. Так что психолого-педагогическая ценность - это побочный эффект.

Какая ценность? Ну да, та самая пресловутая «социализация» о которой так долго говорили большевики, которая является краеугольным камнем в споре тупоконечников и остроконечников мам.

Социализация [лат. socialis - общественный] - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

Социализация - важный компонент формирования личности. Причём, если вспомнить что такое личность, а это как раз «я в социуме», то социализация - один из важнейших компонентов. Основной аргументов противников детских садов как раз касается социализации - «мы ходим в гости, гуляем, всё время общаемся с детьми, развивалки, секции - этого более чем достаточно для социализации». Секции, детские площадки и кружки это места либо с постоянным присутствием мамы либо с постоянной активной занятостью каким-то делом через преподавателя (кружки, спорт.секции). Во втором случае банально некогда социализовываться. А в первом - что значит присутствие мамы или И.О.? Это значит ребенок находится под надзором, опекой, руководством, защитой, влиянием.

Даже самые прогрессивные, свободно мыслящие и разумные родители всё равно оказывают на своё чадо подобного рода давление и никому этого не избежать. Такова структура взаимоотношения ребенка и родителя. Если говорить о гармоничном развитии личности, здоровой психике, то они (отношения) и должны быть такими - ребенок в присутствии родителя должен чувствовать его опеку, защиту, должен улавливать постоянную эмоциональную связь, должен ощущать что большой, сильный, безмерно любящий тебя человек - здесь, рядом, на все случаи жизни. Кроме того, именно через эту связь, именно через ощющение присутствия и влияния родителей ребенок воспитывает в себе такие важные моральные качества как совесть, самоограничение, самоконтроль и т.п.

Но с другой стороны - эта же особенность родительско-детских взаимоотношений является фактором, подавляющим личную свободу воли. Да, как бы ни парадоксально и отталкивающе это не звучало для родителей. Поведение человека, его выбор, действия, настроение, состояния в достаточной степени зависят от того, кто находится в непосредственной близости с ним. Не будем далеко ходить, вспомним себя самих - мы приезжаем к родителям и можем позволить себе быть …, …, … (впишите нужное) или наоборот, общаясь с мамой, мы, взрослые дочки и сыновья, вынуждены вести себя …, …, … потому что бережем мамочку и не хотим тревожить или напротив - отношения у нас натянутые и мы не хотим что б она тревожила нас. На работе с коллегами мы не только не позволяем себе вести себя …, но и не хотим этого, сама идея вести себя … кажется нам нелепой, не комфортной. За то там же на работе мы можем и хотим вести себя … и делаем это с удавольствием. И так далее, далее, далее. Наше поведение, выбор который мы делаем, желания которым позволяем реализоваться, настроение, манера общения, даже воля, острота ума, азарт - очень сильно зависит от того, с кем мы находимся рядом. Особенно сильны изменения рядом с теми людьми, которые нам важны и дороги - с одной стороны нам важно их мнение о нас, а с другой мы заботимся об их собственном комфорте и благополучие. И эти два момента влияют на наши способности, желания, стремления. Изначально мы имеем какое-то собственное устремление, но действие, которое мы совершим это результат обработки этого стремления кучей всяких наших внутренних механизмом, и в значительной степени двух выше названных.

Вот такая вот зависимость. И у детей эта зависимость очень сильна, у них как раз не так выражено влияние «кучи всяких внутренних механизмов», потому что куча не велика пока что. А вот влияние нахождения рядом с любимым - для ребенка это родитель - очень сильно, от него зависит поведение и внутреннее состояние. В случае с «И.О. мамы» давление меньше, но присутствует в достаточной степени - за спиной у бабушки/няни всё равно стоит мама. «За спиной» воспитательницы ДОУ, кстати, никакая мама не стоит. Это чувствуют даже сами мамы, не говоря уже о том, что это на раз улавливают такие восприимчивые люди, как дети =)

Противники садов основным лейтмотивом выносят борьбу за свободу детей, свободу от «режима», от каких-то загадочных «машин по производству зомби», от дурного влияния сверстников и нерадивых воспитателей. Разумеется, домашнее воспитание ограждает ребенка от вышеназванного, причём вне зависимости существуют в реальности эти опасности или нет - в любом случае при домашнем воспитании ребенок от этих факторов свободен. Однако в постоянном и неотступном присутствии мамы и/или её «подручных» ребенок никогда не будет свободен от её влияния, давления, мнения, от взаимоотношений с ней. Борьба за свободу для своего ребенка превращается в замкнутое пространство для его ума и воли. Невозможно развить независимое и самостоятельное мышление, если рядом всё время присутствует мама, явно или через бабушку/няню. Взрослый-то зачастую не может отделить, где его собственное желание, а где желание любимого, ребенку такой труд просто не доступен.

Всё выше сказанное в той же степени применимо и к социализации, на одном из этапов её задача - проигрывание различных социальных ролей, переживание различных собственных реакций на нахождение в тех или иных ролях, выбор собственной позиции по отношению к ним. Собственной. А не той, которую как думает/чувствует ребенок хочет от него видеть любимая мама.

Родителей не должно быть слишком много. А в условиях современного города садик это единственное место, где ребенок может получить и в должной мере реализовать свободу от родителя.

Всё, остальные вопросы - в следущий раз, и так уже много понаписала =))

p.s. Вообще то мне не очень хотелось бы развивать дискуссии, я ж себя знаю - я человек азартный до спора, часами на пролёт буду с вами биться, вместо чего-нибудь куда более полезного и приятного. Но если вам всё таки очень хочется - велком. Но с одной, очень большой просьбой - дождитесь окончания этого текста, т.е. следующего поста, взгляните на картину целиком, а потом уж кидайтесь драться с художником =)

Человек, Родительство, Психология

Previous post Next post
Up