Духовность Востока и Запада

Jul 16, 2009 12:38

Недавно о. Игорь Лабацевич затронул важную тему. В вольном переложении с белорусского его слова можно изложить так:

Выглядит так, что теперешний диалог между христианским Востоком и Западом не приведет к единству, потому что объектом диалога не является настоящая причина разделения. Можно долго выискивать в истории кто был прав вначале - папа ( Read more... )

православие, католичество, христианство, греко-католичество

Leave a comment

Comments 20

kafolik July 16 2009, 11:43:57 UTC
"С другой стороны слышал о том, что Томаш Шпидлик, ОИ (Tomáš Špidlík, SJ) в одной из своих книг (Ignác z Loyoly a spiritualita Východu) показывает, что игнатьевская духовность близка православной традиции и они дополняют друг друга"

Не даром Шпидлик в ОИ состоит :)
Он хоть и ученый с мировым именем, но все же игнацианские упражнения (суть всей системы) - построены на работе воображения и образов. Восточные же отцы советовали "бежать от образов", ибо это путь к прелести. С точки зрения гештальт-терапии система Игнатия действительно действенна, но для апофатического созерцания она абсолютно не приемлима.

Reply

temarez July 16 2009, 12:53:56 UTC
Вот и мне с моей скромной невысокой неофитской (хоть и филокатолической) колокольни кажется, что сложно совместить эти два типа духовности и нужно выбирать один из них. Лично мне куда ближе и понятнее путь трезвления восточных подвижников и я думаю, что "духовные упражнения" - это по-настоящему не путь для восточных (хотя и о неправильности другой крайности, то есть огульного их отвержения говорит хотя бы факт перевода "упражнений" Ниходимом Святогорцем, которого уж никак не назовешь филокатоликом)...

Еще такой вопрос возникает: знаю, что в УГКЦ проводятся реколлекции в том числе с практическим обучением по медитациям Лойолы, но как это понять - не знаю. А вот еще слышал, что василиане во многом подверглись вилянию иезуитов (хотя признаюсь честно, что не знаю, насколько это отразилось именно на их духовности)...

Reply

kafolik July 16 2009, 13:06:24 UTC
У униатов в основу положена латинская духовность - оттуда все эти рекколекции, адорации и прочие набоженства.

Reply

temarez July 16 2009, 14:57:43 UTC
А в РГКЦ есть реколлекции? Хотя даже если и есть, то священства, видимо, мало. Да и людей, в общем-то, собраться на них мало может, должно быть (помнится, Павел Парфентьев как-то говорил, что численность мирян РГКЦ всего человек триста). Или я не прав?

Reply


p_eugen July 16 2009, 12:52:40 UTC
ППКС пост до слов о дополнении христианской духовной жизни учением Игнатий Лойолы.
ППКС коммент.

Reply

temarez July 16 2009, 14:00:14 UTC
Спасибо за комментарий. Мне еще интересен комментарий относительно утверждений о близости "Духовных упражнений" восточному пути. Вот например как lupandin излагает это в своей первой лекции о Декарте (поскольку сама аудиозапись не вставляется в комментарий, я добавил ее в текст поста):

Вот здесь отметьте еще вот важный момент: вот размышления, что значит медитации вообще? Ну вот счас медитация - это что-то такое обычно восточное, да? На самом деле действительно медитация была чужда западному сознанию в Средние века. Она пришла благодаря Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, который, действительно, ну... по-иному построил духовную жизнь западных людей, как-бы немножко приблизив ее к восточной духовной жизни: к монашеству Афона, Палестины... Я не знаю, где он научился этим... видимо, в Палестине, потому что ... когда он отправился в паломничество в Палестину (я имею ввиду Игнатий Лойола), он там ... мы не знаем, с кем он встречался и что он там, так сказать... но, вернувшись из Палестины, он написал «Духовные упражнения». И «Духовные ( ... )

Reply

kafolik July 16 2009, 15:10:11 UTC
"«Добротолюбие» - это был сборник вот всяких монашеских поучений, правил, как стяжать монашеские добродетели, Святой Дух и т.д. То есть, это то, что называется размышления, то есть то, что ввели иезуиты."

Размышления - как рефлексия и созерцание есть в любой духовной практике, в т.ч. и у восточных - буддистов и проч. А вот оперирование образами, даже до ощущения вкусовых и зрительных ощущуений у восточников запрещается.

Reply


(The comment has been removed)

temarez July 16 2009, 14:49:24 UTC
>> Кто-то из тех, кто говорит, что униатство - самообман, может показать негативное отличие униатов (любых, не обязательно греко-католиков) от тех, из которых они произошли? :-)

Ну, как сказать... Ты ведь знаешь, кто именно сказал эти слова? Греко-католический священник. Притом с очень большим опытом служения и жизни вообще. Я в переписке Рошко с Менем еще много интересного для себя нашел - например, он там такой эпизод рассказывает:

Католическим семинаристам в паломничестве я не могу указать в монастырских усыпальницах Иудейской пустыни на то, что черепа сохраняют «дух святости». Для них это может быть только шутка и от неожиданности они хохочут.

И верхние слова о том, что "Такие гибриды порождают монстров" тоже принадлежат греко-католическому священнику.

Да и Вальтер Каспер как-то, кажется, говорил, что униатство - это не путь.

А насчет негативного различия, конечно же, лучше бы их спросить. От себя (снова же мое ИМХО, утяжеленное тем, что я не греко-католик и не считаю, что униатство - это не путь) могу сказать, что такое ( ... )

Reply

kafolik July 16 2009, 15:15:29 UTC
У Рожко вполне показательный пример о литургиях, которые служат, согрешившие священники - восточный и западный.

Reply

(The comment has been removed)


benoitxvi December 10 2009, 14:33:23 UTC
Господа, вы безусловно правы, усматривая разницу между различными христианскими опытами. Однако вы забываете, что на свете живут не только христиане, а к примеру большое количество неверующих. И им, по большому счету, я вас уверяю, все равно - Палама или Лойола, если христиане не могут договориться между собой, то не правы они все. Потому что духовность, она и есть духовность, основанная на высших ценностях. И если у вас РАЗНАЯ духовность, то она автоматически перестает быть актуальной. Потому что это уже не духовность, а способ самоутверждения. Послушайте, наконец, мир, - в какой духовности он нуждается, люди хотят быть любыми, а вы бьетесь - поститься с утра до полудня или с полудня до вечера ( ... )

Reply

temarez December 10 2009, 15:37:24 UTC
Согласен. Но вот ведь какое дело. Внешним конечно же все равно. Равно как все равно им и то, единосущен ли Сын Отцу или нет. Для них это тоже словоблудие, пустой спор словах и еще одно свидетельство, что христиане не могут договроиться между собой. А вот для меня это архиважно. Так что я думаю, что все-таки где-то есть грань между важным и второстепенным. И есть что-то, за что нужно постоять даже несмотря на потенциальную опасность быть искушением для внешних ( ... )

Reply

benoitxvi December 10 2009, 16:33:57 UTC
Вы правы, на то существует в природе форма, чтобы вещи не смешивались ( ... )

Reply


valyakritskaya June 23 2012, 09:01:45 UTC
Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения (знания) - Осия 4:6

И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Евангелие от Иоанна 8:32

Иисуса Навина 1:8 - Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в ТОЧНОСТИ исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.

Матфея 7:21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного…”

2Тим.3:15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Reply


Leave a comment

Up