св. Хуан де ла Крус:
"Пять условий одинокой птицы:
Первое: до высшей точки она долетает;
Второе: по компании она не страдает
даже таких птиц, как она;
Третье: клюв её направлен в небо;
Четвёртное: нет у неё окраски определённой;
Пятое: и поёт она очень тихо".
Хуан происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, жившей в
окрестностях Авилы. Юношей поступил он в госпиталь, для ухода за больными.
Образование он получал в иезуитской школе в городке Медина дель Кампо, куда
перебралась его семья после смерти отца в поисках средств к существованию.
В 1568 г. вступил в орден кармелитов, получал богословское образование в
Саламанке. Затем он стал одним из основателей реформированного
кармелитского монастыря Дуруэло. В монашестве он принял имя Иоанн Креста.
В ордене кармелитов в это время шли распри, связанные с реформами ордена,
инициированными св. Терезой Авильской. Иоанн стал сторонником реформ,
имевших целью возврат к первоначальным идеалам кармелитов - строгости и
аскетичности.
Деятельность Иоанна многим в монастыре пришлась не по вкусу,
по клеветническим доносам он трижды привлекался к суду, много месяцев
провёл в тюрьме в тяжёлых условиях. Именно во время заключения Иоанн начал
писать свои прекрасные стихи, проникнутые особым мистическим духом и религиозным
трепетом. Его перу также принадлежат прозаические трактаты - «Восхождение на
гору Кармель», «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви».
Скончался св. Иоанн Креста в Убеде, в 1591 г. В 1726 г. он был
канонизирован папой Бенедиктом XIII, в 1926 г. папа Пий XI объявил его Учителем
Церкви. День памяти св. Иоанна Креста в Католической Церкви - 14 декабря.
Фундаментальный принцип богословия св. Иоанна состоит в утверждении, что Бог
есть все, а человек - ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного
соединения с Богом, в чем и состоит святость, необходимо подвергнуть
интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела.
Произведениями св. Иоанна Креста интересовались русские символисты,
в частности, Д. С. Мережковский, написавший книгу о нём. Стихотворения св.
Иоанна переводили на русский язык Анатолий Гелескул, Борис Дубин.
Основываясь на экстатических видениях святого, Сальвадор Дали
нарисовал в 1950-1952 гг. картину «Христос Святого Иоанна Креста»
Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542-1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:
… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне
предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это
ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную
составляющую Вселенной - Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца
Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста,
я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко
изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот
треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди,
терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах,
с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое
решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая
гласит: "мало Христа, слишком много крови". В этом втором сне я увидел картину
без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои
эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем
изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили
экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача
заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.
св. Хуан де ла Крус:
Я очутился в том краю,
вкусив неведенья такого,
что выше знания любого.
Не знаю сам, какой тропою
вошел я в край сей заповедный,
не знаю, где я, но не скрою,
что в этот миг мой разум бедный,
покинув мир немой и бледный,
вкусил неведенья такого,
что выше знания любого.
Объяло истинное знанье
весь мир, Всевышним сотворенный.
Так, в одиночестве, в молчанье,
его узрел я и, плененный,
стал как младенец несмышленый,
коснувшись таинства такого,
что выше знания любого.
Был поглощен я столь всецело,
что на вершине отчужденья
любое чувство онемело,
ушло любое ощущенье,
когда достиг я постиженья
непостижимого - такого,
что выше знания любого.
Сей пилигрим, по Божьей воле,
сам от себя освободится
и все, что он узнал дотоле,
во прах и пепел обратится.
столь возрастет, что умалится
вдруг до неведенья такого,
что выше знания любого.
Чем больше познает, немея,
ум, тем он меньше постигает
сей пламень, ведший Моисея,
свет, что в полуночи сияет,
но тот, кто все ж его познает,
вкусит неведенья такого,
что выше знания любого.
Сие незнающее знанье -
такую власть оно имеет,
что мудрецы в своем старанье
его постичь - не преуспеют,
ибо их знанье не сумеет
достичь неведенья такого,
что выше знания любого.
Его вершина недоступна,
и нет науки, овладевшей
тем высшим знаньем целокупно
иль превзойти его сумевшей.
Но сам себя преодолевший,
вкусит неведенья такого,
превыше став всего земного.
И, коль желаешь ты ответа -
- что тайна высшая скрывает?
- скажу: благое знанье это
суть Божества собой являет.
Нам Божья милость позволяет
вкусить неведенья такого.
что выше знания любого.
(перевод Ларисы Винаровой
http://www.vekperevoda.com/1950/vinarova.htm )