"Евреи Карибского моря"-так называется опубликованная в Израиле книга Мордехая Арбеля, директора исследовательского института Всемирного еврейского конгресса. Оказывается, на островах Карибского моря существовали большие и богатые еврейские общины, остатки которых сохранились до сегодняшнего дня. Расцвет этих общин является уже достоянием истории, но анализ причин их упадка и запустения очень актуален для нас.
Первые евреи появились на островах в XVI веке. Это были сефарды кoторыe после “изгнания” из Испании, оказались в Португалии. Большая часть сефардoв после “изгнания” из Испании переселилась в протестантские Голландию и Германию, а некоторые предпочли уехать как можно дальше - на край света. Тогда этим краем были острова Гаити, Ямайка, Курасао, Мартиника, расположенные в Карибском море. Оказавшись в новых местах, сефарды oчень быстро разбогатели, община увеличилась до нескольких десятков тысяч человек и пользовалась полной автономией. Cефарды Карибского моря соблюдали шабос и cреди них было немало военных. Наиболее известный (Шмуэль Наси) стал военным комендантом Суринама. Во главе гарнизона, на четверть состоявшего из сефардских солдат, он в 1688 году отразил нападение французов. Были и пираты. На одном из карибских островов до сих пор сохранилась могила сефардского флибустьера Хаима Бузагло Де Паза. На его надгробном памятнике парадоксальным образом соседствуют
изображение Черного Роджера и Ильи-пророка.
Cефардские пираты Карибского моря соблюдали заповеди со всей тщательностью. Хроники сохранили интересный документ, свидетельствующий об этом. Оказывается, кошерное мясо доставлялось на Курасао из Нью-Йорка. Но уровень кашруса нью-йоркцев не подходил более ортодоксальным карибским евреям. В какой-то момент руководство общины Курасао направило письмо в Нью-Йорк с угрозой: если уровень кашруса не станет более высоким, община откажется от закупок мяса. Чем закончился этот конфликт, неизвестно, но известно, что связи между сефардaми Карибов и Нового Света были очень тесными. Сегодня это трудно себе представить, но процветающие сефардскиe общины островов помогали своим coбратьям на Американском континенте. В обмен они просили - молиться за их дальнейшее благополучие и процветание. До сих пор во многих синагогах Нью-Йорка, в соответствии с многовековым обычаем, произносят такие молитвы. Сегодня они имеют особый смысл - на островах почти не осталось сефардoв.
Cефардские евреи, жившие на островах, с высокомерием относились к своим ашкеназским собратьям. Вместо того чтобы распахнуть свои дома и сердца перед соплеменниками, сефардские старожилы предпочитали сторониться их. Дело доходило до абсурда и история с кантором из Амстердама является тому наглядной демонстрацией. В 1815 году из Голландии приехал на Курасао новый раввин и кантор - Иегошуа Пиза. Во время субботнего кидуша в синагоге Пиза произнес благословение над вином не с сефардским, а с ашкеназским произношением. Разгорелся грандиозный скандал, который закончился лишь тогда, когда Пиза, немедленно отстраненный от должности, навсегда покинул остров.
Связи между сефардами и ашкеназами не налаживались, межобщинных браков практически не было. Сефардская община, замкнутая сама на себя, дряхлела и вырождалась. Вместе с вырождением пришло и ослабление веры. Браки между членами общины и неевреями стали обычным делом. Сегодня на островах живет всего лишь две тысячи почти полностью ассимилированных сефардoв…
Яков Шехтер
http://www.mjcc.ru/Religiia/Gazeta_SHofar/Vypysk_69/Evrei_Karibskogo_moria/index.html P.S.
http://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/5058-evrei-karibskogo-morya.htmlhttp://booknik.ru/library/all/yedvard-kritsler-evreyiskie-piraty-karibskogo-morya/http://lenta.ru/news/2009/07/29/schatzsucher/http://news.co.cr/sephardic-jews-in-costa-rica-could-become-citizens-of-spain/34125/http://russian.rt.com/article/48075 P.S.S.
О сефардском происхождении Христофора Колумба...
О Колумбе сказано в дореволюционной Еврейской энциклопедии: «В заседании мадридского географического общества учёный Don Celso Garcia de la Riese в своём сообщении о жизни и деятельности К. указал на то, что Христофор Колон (Colon), а не Колумб, как неправильно произносят, был испанцем, а не итальянцем, причём со стороны матери происходил из сефардов. На основании епископских актов в Понтеведре (пров. Галиция) установлено, что между 1428 и 1528 гг. в этом городе проживало семейство Колон, члены которого вступали в брак с членами семейства Фонтерозас, несомненно, сефардского происхождения. Мать Колумба-Колона звали Сусанна Фонтерозас. Гарсия указал также на то, что в своих сочинениях Колумб-Колон пользовался еврейской письменностью. Судя по ранним портретам, черты Колумба-Колона носят еврейский тип». Сына Колона-Колумба звали Фернандо что указывает на сефардское происхождение.
Вокруг Колумба было много евреев. Кроме того, он сам считал себя потомком царя Давида. Его фамилия, как это записано в материалах короля Фердинанда и Изабеллы, была "Колон", еврейская вариант более распространенного в Испании имени "Колом" или "Коломбо". В его записях есть упоминания о евреях. Например, вместо "разрушения" или "падения Иерусалима" он использовал фразу "падение Второго дома" для описания разрушения II Храма, при этом применяя буквальный перевод с иврита "Байит". Колумб так-же упоминал еврейскую дату - 68 г. н.э., а не 70 г. н.э. Описание своей 1-й экспедиции (1492-93) Колумб начал с упоминания об изгнании евреев из Испании (завершено 31 июля 1492), а отплытие он перенёс с 2 на 3 августа 1492, не желая, возможно, отправляться в путь 9 Ава, которое приходилось в тот год именно на 2 августа. Крещённый еврей Люис де Сантагель (ум. в 1498; канцлер Арагонский; ссудил деньги на 1-ю экспедицию Колумба), олигарх, дал короне 17 000 дукатов в кредит, дабы корабли Колумба смогли выйти в плавание вовремя, до 2 августа. Вообще покровительства императорского двора Колумб добился благодаря поддержке «новых христиан» - вышеназванного Люиса де Сантанхеля и государственного канцлера Г. Санчеса (ум. в 1505). Переводчик экспедиции Л. де Торрес, принявший христианство незадолго до отплытия, 1-м ступил на землю нового континента. В плавании Колумб пользовался астрономическими таблицами А. Закуто и навигационным прибором его ученика И. Висиньо (конец XV в.). 1-е официальное письмо Колумба о его путешествии в Америку королю Фердинанду и Изабелле начиналось так: "Таким образом, после изгнания всех евреев из всех ваших королевств и доминионов, в месяце Январе, Ваше величество".
Он не умел писать по-итальянски. Он никогда и не считал себя генуэзцем, даже воевал против Генуи при мысе Св.Винсента в 1497.
Португальский (а вернее сефардский) историк Баррету, утверждает, что родился Колумб именно в Португалии в городе Куба в провинции Алентежу. Возможно, плыл Колон-Колумб кстати тоже на Кубу.