ЭКОНОМИКУС: Отчаянная конкуренция

Dec 13, 2016 12:01


В мировой экономике творится что-то странное. Вы думаете, что покупка нефтяной компании в условиях кризиса - хорошая идея? Нет? А вот один магнат скупает всё подряд. Другой берёт кредиты под успешную компанию и создаёт стартапы в убыточных отраслях. А третий спешно распродаёт активы и выводит средства в офшор. У первых двух явно какие-то козыри на руках. При наличии надёжного инсайда можно и рискнуть.




Представляю вам "Экономикус" - простую и весёлую настольную игру о стартапах, кредитах и конкуренции. Каждый ход сразу все игроки принимают участие в игре - получают прибыль, торгуются за покупку компаний, создают стартапы. Все действия происходят вокруг единственной отрасли, которая оказывается активной в этот ход. Отрасли выпадают с разной вероятностью - а значит, где-то компании чаще приносят прибыль, а где-то больше защищены от конкуренции. Случайная раскладка игрового поля делает каждую партию уникальной. Это новая экономическая настолка от российского автора, которая пришла на смену надоевшей "Монополии".



Открываем коробку и видим, что компонентов для выдавливания достаточно много - аж 278. Это звёзды репутации, фишки компаний и стартапов игроков, монеты, жетоны кризиса, жетон первого игрока и составные части крутометра, который по совместительству является маркером первого игрока. Хочу отметить прекрасную вырубку компонентов - давненько я такой не встречала, аж порадовалась: звёзды репутации имеют идеально ровные грани без каких-либо заусенцев, на них даже места соединений с трафаретом не видны. Фишки монет, компаний и стартапов тоже гладкие и без заусенцев, хотя на них и заметны места соединений. Практически все фишки и жетоны выдавливались от самого лёгкого прикосновения, хотя с некоторыми монетами в центре трафарета нужно быть осторожными, чтобы не повредить слой бумаги с изображением при выдавливании, так как эти фишки в центре трафарета "сидят" плотнее остальных компонентов.





Звёзды репутации - это те самые победные очки, которые игроки получают за присутствие (у игрока имеется хотя бы одна компания) и лидерство (компаний больше, чем у других игроков) в тех или иных отраслях экономики. Поэтому каждая занятая отрасль может давать игроку не более двух звёзд. Для победы необходимо собрать от 7 до 11 звёзд (в зависимости от количества игроков). Теряя лидерство или присутствие в той или иной отрасли, игрок теряет и полученные за них звёзды. Количество звёзд репутации у игроков всегда отражает текущую ситуацию на игровом поле.





Монеты номиналом 1М (50 штук), 5М (25 штук) и 10М (25 штук). "Единичек" больше, так как именно они являются самыми ходовыми монетами в игре.







Оранжевый жетон активной отрасли (номер которой только что выпал на кубиках), двусторонние чёрные жетоны силы кризиса (от -1 до -8) и чёрный жетон кризисного прогноза (со знаком вопроса). Жетоны кризиса используются только во время игры по полным правилам.



Восемь комплектов фишек игроков: по 12 фишек компаний и по 3 фишки стартапов. С обратной стороны данных фишек находится изображение процентов - фишка переворачивается, когда игрок берёт кредит под свою компанию или стартап.







Крутометр, который помогает определить значение броска кубика, необходимое для превращения стартапа в компанию. Это значение можно высчитать и в уме, но с крутометром это делать прикольнее. На обратной стороне крутометра указан порядок хода игрока. И, наконец, крутометр является своеобразным маркером первого игрока. Он состоит из двух круглых картонных пластин, которые скрепляются при помощи пластикового соединителя с резьбой - мелочь, а удобно.



Также в комплекте имеется два стандартных шестигранных кубика и два стираемых маркера (поролоновая стёрка в колпачке) для отмечания текущей стоимости компаний на игровом поле. Прекрасное решение, на мой взгляд.



В игре присутствует три вида карточек, которые влияют на игровой процесс (все необходимые действия описаны на этих карточках): синие карточки событий, чёрные карточки кризисов и оранжевые карточки опций (включая карты преступлений и квоты приватизации госкомпаний). Все эти карточки используются только во время игры по полным правилам.





И наконец само игровое поле выполнено очень оригинально. Имеется центральный элемент, к которому по принципу пазла в произвольном порядке присоединяются 10 сегментов отраслей экономики. В моём экземпляре печать немного смещена, из-за чего в соединённом виде нет ровного круга. Хотя это, как говорят автомобилисты, на скорость не влияет =)







В коробке расположился удобный поролоновый органайзер. Отличное решение! Мне вообще нравится, когда в коробках с играми изначально имеются органайзеры для расположения игровых компонентов. Но в случае с "Экономикусом" автор и производитель пошли ещё дальше - из-за того, что органайзер выполнен из поролона, компоненты сидят в ячейках очень плотно - можно даже перевернуть коробку вверх ногами, и из неё ничего не выпадет. Поэтому можно не переживать, что компоненты перемешаются во время транспортировки. Огромный плюс в карму автору этой замечательной идеи.





Подробнее об игровом поле. Для первой ознакомительной игры рекомендуется расположить сегменты по порядку, а в последующих партиях собирать поле случайным образом. Каждый сегмент поля - это отдельная отрасль. Но есть и один особенный сегмент, где расположились стразу две отрасли: самая прибыльная (ВПК) и самая убыточная (Автопром). Номер отрасли обозначает минимальную цену компании в ней. Результат броска кубика определяет активную отрасль в текущем раунде. Под номером отрасли в виде звёздочек указана частота выпадения номера отрасли на кубиках. Так, например, для отрасли №12 возможна только одна комбинация на кубиках (6+6), поэтому она бывает активной крайне редко, а для отрасли №7 существует аж целых шесть возможных комбинаций (1+6, 2+5, 3+4, 4+3, 5+2, 6+1), поэтому она выпадает наиболее часто. Но в седьмой отрасли нет компаний, там можно размещать только стартапы. В начале партии седьмая отрасль является активной (туда кладётся соответствующий жетон), а отраслевая цена там составляет 17М. Более того, во время игры по полным правилам туда кладётся чёрный жетон кризисного прогноза (со знаком вопроса).



В правилах всего четыре страницы, но если не учитывать картинки, то текста всего на пару страниц. Есть полные правила, а есть быстрые. По быстрым правилам можно играть с детьми. Полные правила увеличивают время партии и повышают сложность игры, делают её более глубокой и разнообразной. Очень удобно, что всё, относящееся к полным правилам, в тексте выделено зелёным цветом. Играя быструю партию, можно просто игнорировать зелёный текст. По сути, усвоить все правила не труднее, чем правила к "Монополии", но при этом "Экономикус" лишён её прямолинейности и монотонности.



Перед началом партии каждый из игроков получает монеты на сумму 20М и одну карту квоты приватизации для покупки госкомпании (в случае игры по полным правилам). Игрок начинает игру с двумя компаниями. В любой момент игры (даже не в свой ход) игроки могут продавать компании и сбрасывать стартапы, объявлять банкротство, а также брать и погашать кредиты, играть карты опций согласно тексту карт (последние два действия относятся к полным правилам).



Начало хода. В свой ход активный игрок бросает кубики, чтобы определить активную отрасль на текущий ход. Туда помещается соответствующий жетон. Если поле цены компаний в данной отрасли ещё пустое (отрасль выпала первый раз), то сюда записывается цена, равная номеру отрасли. Далее ход каждого игрока состоит из двух фаз:



ФАЗА 1: действия в активной и соседних отраслях.
- Получение прибыли (или убытка) всеми игроками, чьи компании размещены в активной и соседних отраслях (сумма прибыли/убытка указана рядом с названием отрасли).
- Определение судеб стартапов в этих отраслях. Игроки при помощи крутометра определяют значение броска кубика, необходимое для превращения стартапа в компанию. При успешном броске кубика жетон стартапа заменяется на жетон компании и размещается рядом с существующими компаниями (а не вместо одной из них), а игрок (если игра идёт по полным правилам) получает карту опций. В случае неудачного броска игрок может либо сбросить стартап без возврата средств, потраченных на его создание, либо заплатить 1М и оставить его до следующего раза.



ФАЗА 2: только в активной отрасли.
- Аукцион по покупке свободных (не принадлежащих игрокам) компаний. Если на аукцион выставляется государственная компания (игра по полным правилам), то в нём могут принять участие только те игроки, у которых есть квота приватизации. Ставки можно делать на большую сумму, чем есть на руках, но тогда в случае победы придётся взять кредит или продать компанию. После определения победителя в аукционе в поле отрасли записывается новая цена, за которую была куплена компания. Затем игрок платит нужную сумму в банк и (если игра идёт по полным правилам) получает карту опций.
- Создание стартапов. Каждый игрок может создать один или несколько стартапов в активной отрасли за половину текущей цены компании. Впоследствии стартапы могут превратиться в компании. После создания стартапов цена компании в этой отрасли повышается на 2М за каждый созданный стартап.

Если в активной отрасли никто не купил компанию и не создал стартап, то цена здесь падает на 4М (но не ниже 1М).



Продажа компаний. В любой момент партии в любой отрасли игроки могут продавать свои компании в банк за половину цены. После каждой продажи цена компаний в данной отрасли падает на 2М (но не ниже 1М). Если продана компания с кредитом, то игрок обязан погасить кредит после продажи компании.

Кредиты. Кредиты используются при игре по полным правилам. В любой момент партии в любой отрасли игроки могут брать кредиты под свои компании и стартапы. Игрок переворачивает жетон компании или стартапа и получает из банка 5М. Проценты по кредиту составляют 1М. Чтобы погасить кредит, нужно заплатить 6М (сумма кредита + проценты).

Кризисы. Используются только при игре по полным правилам. Чёрные карты кризисов замешиваются в колоду опций. Когда открывается карта кризисного прогноза, то соответствующий жетон (со знаком вопроса) перемещается в активную отрасль. При открытии карты кризиса - в отрасли, где лежит жетон прогноза, начинается (или усиливается) кризис: на место обозначения прибыли компаний кладётся чёрный жетон "-1" (если там уже есть такой жетон, то он заменяется на "-2" и так далее). Когда кризис начинается в новой отрасли, во всех других отраслях он завершается.

Дубль. Только во время игры по полным правилам. При выпадении одинаковых значений на кубиках открывается верхняя карта из колоды событий, а также все игроки выплачивают проценты по кредитам (1М) и получают по одной карте опций.







Автором и издателем "Экономикуса" является московский фотограф Фёдор Корженков, игра производится компанией "Магеллан". Осенью на Бумстартере проект по изданию "Экономикуса" собрал 248% от намеченной цели. Спустя всего лишь месяц первые готовые коробки с игрой отправились спонсорам с краудфандинговой площадки и на полки магазинов настольных игр. Более того, существует подарочный вариант в деревянной коробке, а также модифицированная версия "Экономикус: Биржа Торгов", разработанная на основе оригинальной игры "Экономикус" по заказу Департамента города Москвы по конкурентной политике. В этой версии настольная игра адаптирована под экономику города Москвы.



Предполагается издание на других языках - на Youtube уже даже есть промо-ролик на английском языке. Однако вам я предлагаю посмотреть всё-таки русскоязычный его вариант. Снято очень достойно, можно хоть сейчас на телевидении транслировать, смотрится как настоящий трейлер. Автор очень серьёзно подошёл к созданию своего детища.

image Click to view



По словам Фёдора, с момента возникновения идеи игры до её реализации в виде первого тиража прошло около восьми месяцев. На пути издания возникали определённые трудности, основные из которых были связаны с воплощением всего задуманного на печати. Но так или иначе все сложности и переживания остались позади, и сейчас "Экономикус" уже поступил в продажу - настолку можно найти в розничной торговле или заказать на сайте economicusgame.com.

image Click to view


Видеообзор от автора игры

Автор делится ощущениями от участия в фестивале настольных игр "Игрокон": "Это были непередаваемые ощущения - видеть, как огромное количество людей интересуется и увлечённо играет в твою игру. Здорово, что получилось сделать игру одновременно и простой, и глубокой - в ней много общения, есть место разным стратегиям, при этом правила объясняются за несколько минут."



"Но, наверное, более осознаваемыми моментами были первый оплаченный предзаказ, первый покупатель готовой коробки, первый оплаченный оптовый заказ, первый корпоративный заказ, первый заказ в интернет-магазине нашего официального сайта и первый раз, когда увидел коробку на полке розничного магазина", - добавляет Фёдор.



"Экономикус" совершенно не похож на "Монополию" или "Денежный поток", с которыми его могут попытаться начать сравнивать. Это самостоятельная игра с оригинальной, тщательно проработанной идеей. Увлекательный игровой процесс понравится взрослым и детям. Отличный вариант для тех, кому надоела прямолинейность и однообразность "Монополии". В "Экономикусе" необходима чёткая стратегия, без которой не прийти к успеху. Несмотря на серьёзную тему, партии здесь проходят весело и увлекательно. Данная игра при цене мене 2000 рублей станет замечательным и при этом недорогим новогодним подарком для людей всех возрастов. Более того, в игру можно играть аж ввосьмером, что тоже большой плюс!

nastolki, фото, настолки, economicus, видео, реклама

Previous post Next post
Up