В наши дни в Интернете диванные эксперты во всевозможных сферах пытаются давать смелые прогнозы, выстраивать планы, критикуя политиков и говоря, мол, вот если б я был президентом или если б я была канцлером, то... бла-бла-бла. И, как обычно, всё это на словах. Для начала можно попробовать утолить свои имперские амбиции хотя бы в упрощённом виде. Да ещё и утереть нос знакомым, не разделяющим вашу точку зрения. Но на деле, а не на словах.
Прежде чем покорять мир, стоит попробовать утолить свои имперские амбиции хотя бы играючи. Создать свою собственную цивилизацию на столе, возможно, и нетрудно, а вот привести её к успеху стоит немалых усилий, особенно когда этому мешают несколько соперничающих держав. В культовой настольной игре "Цивилизация Сида Мейера" (Sid Meier's Civilization) вам придётся перегнать соперников в культурном плане, задавить технологически, обанкротить экономически или даже одержать военную победу.
Настольная версия культовой "Цивилизации" Сида Мейера предоставляет отличную возможность почувствовать себя опытным стратегом, полководцем, экономистом, учёным и деятелем культуры одновременно. Компьютерные игры из серии "Цивилизация" в представлении не нуждаются. В них играли и играют разные поколения на протяжении уже двадцати пяти лет (первая игра франшизы вышла в 1991 году, последняя (аддон к Civilization: Beyond Earth) - в мае 2015-го). В 2002 году, после выхода третьей части "Цивилизации" Сида Мейера, была создана первая настольная игра с одноименным названием, однако она оказалась очень сложной, партии длились в пределах шести часов. Не каждый мог выдержать такую сложность, поэтому в 2010 году была издана вторая версия настольной "Цивилизации" - уже с полностью переработанной механикой игры, которая стала более понятной, но не менее интересной. Также во второй версии игровое поле состоит из сегментов, которые выкладываются в случайном порядке картинкой вниз - таким образом, каждую партию мы получаем новую карту, что делает исследование территорий ещё интересней. Именно вторую версию настольной "Цивилизации" Сида Мейера мне прислал интернет-магазин "Мосигра". Позднее мы купили сразу оба дополнения ("Fame and Fortune" и "Wisdom and Warfare"), которые добавили в игру новые цивилизации, сегменты игрового поля, а также заменили некоторые старые элементы. Кстати, в базовую коробку можно плотно упаковать как базовую игру, так и оба дополнения - будет как раз под завязку. Общий вес такой коробки получится почти 2,8 кг. Серьёзная игра!
"Реалистичность - это такая штука, которую не задумываясь следует принести в жертву, если в игре реалистичность сковывает играбельность." Сид Мейер
На самом деле, Сид очень верно подметил. В таких глобальных играх реалистичность вторична. Главное здесь - это играбельность. И она у настольной "Цивилизации" на высшем уровне. Однако сначала её надо освоить. Правила игры могут сначала испугать своей сложностью и объёмностью, однако это лишь на первый взгляд так. Если читать инструкцию как обычную книгу (не пробуя всё описанное практически), то действительно можно запутаться. Поэтому рекомендую сразу начать пробную партию с облегченными правилами. Вполне возможно, что вы её до конца не доведёте, но задачей "первого блина" является как раз-таки освоить правила. Постепенно вы будете разбираться в аспектах (помимо книжки с правилами у каждого игрока есть по две памятки с основными моментами игры). Особое внимание уделите системе боя.
"Мы не намеревались дублировать историю. Мы попробовали обеспечивать игрока инструментами под названием „элементы истории“. Их произвольный перебор позволяет игроку увидеть, как бы это работало с пользой для человечества." Сид Мейер
И это действительно так. Выбрав любую цивилизацию (в базовой версии их шесть, дополнения добавляют ещё десять), вы можете развивать её на своё собственное усмотрению по одному из путей - экономическому, военному, техническому или культурному. Соответственно, победа в игре может быть достигнута также четырьмя способами. Каждая цивилизация на начальном этапе имеет свои бонусы, будь то хорошо развитая технология, отличный от других политический строй или возможность возводить постройки со скидкой.
Из цивилизаций в базовой версии присутствуют русские, немцы, китайцы, египтяне, римляне и американцы. Можно строить города, а в них - отдельные сооружения и чудеса света, приносящие ресурсы и бонусы. У каждого игрока в распоряжении есть армии и разведчики (скауты / поселенцы), армии состоят из отрядов пехоты, артиллерии, кавалерии и авиации (каждый из отрядов со временем развивается). На карте встречаются мирные (хижины) и воинственные (деревни) поселения, которые при захвате дают опредёленные ресурсы. Ландшафт карты влияет на перемещение юнитов и на возможность строительства объектов. Каждая цивилизация развивает свою пирамиду технологий (в отличие от дерева технологий пирамида исключает линейность развития). Также в каждой цивилизации могут появляться великие личности, которые вносят опредёленный вклад в её развитие. Развитие культуры даёт различные преимущества в виде так называемых культурных событий, применяемых как на своей цивилизации, так и на цивилизациях противников. Игроки строят, торгуют, обмениваются ресурсами и необязывающими их обещаниями, зарабатывают капитал, развивают технологии, совершенствуют армии - ведут свои цивилизации к победе (каждый по собственному сценарию). И каждый раз игра складывается иначе (мы сыграли уже несколько десятков партий). "Цивилизация" настолько затягивает, что едва хватает терпения дождаться момента, когда вновь соберутся друзья, и мы снова начнём играть.
"Самый большой стресс после покупки игры - это понять, что написано в правилах. Хуже правил для игр только инструкции к микроволновкам." Из правил к игре "Имаджинариум"
Итак, не расстраивайтесь, если: - Вы с первого раза не смогли разобраться в правилах. У нас это тоже было, разбирались постепенно. - Пробная партия зашла в тупик или очень быстро закончилась. Значит вы что-то делали не так, либо освоили правила неполностью. Второе прочтение правил после пробной партии прояснит непонятные или спорные моменты, их даже можно выписать на листочек, который будет служить для вас своеобразной дополнительной памяткой. К тому же, в комментариях к данному посту вы всегда можете задать вопрос - я постараюсь на него ответить, мы уже давно разобрались во всех нюансах игры. Именно при соблюдении механики игра становится очень интересной и захватывающей. Первую партию играйте по упрощенным правилам (без чудес света и развитых цивилизаций).
Количество игроков: от 2 до 4 (до 5 с дополнениями) Возраст игроков: от 13 лет Время партии: от 2 до 4 часов
Общие впечатления от игры. С каждой партией азарт только возрастает. Интереснее играть вчетвером или впятером. Один раз мы играли даже ввосьмером - парами. То есть, одной цивилизацией управляли сразу два человека (муж с женой, парень с девушкой). Интерес от этого меньше не становился. "Цивилизация" Сида Мейера - отличный вариант для веселой и дружной компании. Можно играть на даче в беседке, взять игру в поход или поездку на море (что мы и сделали однажды), ну и скоротать вечер за игрой вместо сидения перед телевизором тоже очень хорошо. Да, кто-то может сказать, мол, можно ведь по сети играть в компьютерную версию игры. Но подумайте сами - разве может компьютер заменить живое общение с друзьями, тем более, если ещё и на природе? Конечно же, нет. Кстати, совет: не садитесь играть в "Цивилизацию" поздно вечером - начав партию в семь-восемь часов, вы рискуете закончить её к полуночи, потому что игра будет идти вяло из-за усталости. Оптимально начинать играть часов в пять-шесть, не позже. Также советую не поддаваться своим любимым людям, чтобы игра не превратилась в мыльную оперу. Каждый играет сам за себя, и реальные чувства здесь неуместны.
На данный момент у нас уже большая коллекция настольных игр, и "Цивилизация" занимает среди них весьма почётное место. [Update...] Игра доступна в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. Правда, сейчас в некоторых регионах она отсутствует, но должна появиться в продаже в конце апреля 2016 года, а это уже со дня на день. Если ждать не хочется, то можете поискать её в других магазинах настолок.