Егор Яковлев на Тупичке грамотно разложил "философскую и политическую физиогномию" Ивана Ильина по полочкам. Среди прочего упомянул статью в БСЭ.
Статья заслуживает отдельного изучения. Стиль так же примечателен. БСЭ том 27 (1933 год) страница 404 колонка 778.
" ИЛЬИН, Иван Александрович, один из ярких представителей белогвардейской философии; 1912 доцент Моск. ун-та по энциклопедии и философии права , позже профессор; в 1923 выслан за границу . В философии И.-неогегельянец с ярко выраженной идеологией черной сотни и поповщины, в политике-монархист . Гл. работа «Философия Гегеля, как учение о конкретности бога и человека». В ней Ильин возрождает реакционнейшие стороны философии Гегеля , самые мистические моменты гегелевского идеализма. «Мысль обладает реальностью несравненно более объективной, чем чувственная реальность внешнего мира». Логика отображает «подъем дух а к божеству», «понятие, открывающееся спекулятивной мысли, есть само божество, и оно есть единственная реальность». Основная идея «возрождаемого» И. гегельянства помимо его реакционно-поповского идеализма заключается в том, что отрицается исторически важная особенность философии Гегеля ее диалектика : «Диалектика не есть ни главное содержание , ни высшее достижение философии Гегеля». Но т.к. диалектика Гегеля исторический факт, то И. вынужден также излагать в своих работах диалектику, однако уродуя Гегеля и развивая при этом свою теорию «диалектики», к-рая может служить прообразом философских обоснований современного фашизма." «Дух настолько силен, что способен выносить и разрешать противоречия», т. к. всякие противоречия «поддаются примирению», больше того, диалектические противоречия он «не только может примирить , но не может не воссоединить». Поэтому «диалектика уступает свое место спекулятивному знанию с того момента, когда обнаруживается мнимость взаимоисключения врагов и утверждается их коррелятивность, их взаимопринадлежность». На место борьбы противоположностей ставится «взаимное питание», их отношение толкуется телеологически: «каждая имеет в другой свое средство и в то же время свою цель». Противоположности перестают быть противоположностями, а становятся «членами» и «органами». С этим связана политическая трактовка гегельянства И. В основании государства лежит наличность духовного организма, органической конкретности народа. «Народный дух есть органический сплав индивидуальных духов». Обоснование монархии у И. сочетается с пропагандой активной борьбы против Советской власти и оправданием интервенции против СССР. Соч. : Понятия права и силы, М., 1910; Философия Гегеля , как учение о конкретности бога и человека, т. I-XI, М., 1918; Религиозный смысл философии, Р., 1924; О сопротивлении злу силою, Берлин 1925 И. Баммель
Разведопрос Е. Яковлева на Тупичке.
Егор Яковлев о политических взглядах философа Ивана Ильина
Тупичок ст. о/у Гоблина (Goblin). Переводы кино. Студия Полный П. Божья Искра. Синий Фил.
oper.ru
Заодно и Клим Жуков об Ильине.
Клим Жуков о высшей политической школе имени Ильина и её защитниках
Тупичок ст. о/у Гоблина (Goblin). Переводы кино. Студия Полный П. Божья Искра. Синий Фил.
oper.ru
Старик Зюганыч тоже прошелся по Ильину. Прошелся не в частном интервью, а на Пленуме. Так что теперь это еще и позиция КПРФ. Что радует.
Одно смущает - не случится ли и на этот раз как с КПРФ и пенсионной реформой.
https://t.me/zyuganov/6736