По просьбам трудящихся повторяю старый пост с небольшим акцентом на один из аспектов. А именно - в чём польза компьютерных игр в борьбе с хроническим стрессом.
Итак. Стресс - это очень полезная штука. Точнее, полезная штука - это механизмы, которые этот стресс запускает, и именно в тех условиях, в которых они запускаются: механизмы стресса помогают человеку перенести тяжёлые времена с минимальными потерями, а иногда даже ускорить приход их конца. Временный подъём физической работоспособности и выносливости помогают побыстрее свалить из опасного региона или пережить тяжёлый период; выделение кортизола снижает иммунную реакцию организма на всякую заразу, позволяя бегать дальше, словно ты и не болеешь; выделение глюкозы в кровь и повышение артериального давления стимулирует работу как мышц, так и мозга. И всё это с одной целью: добежать до безопасности, чтобы отдохнуть уже там.
Наша проблема в том, что в нынешних условиях безопасность не наступает. Современный темп жизни просто не рассчитан на выход из стресса. Если человек лучше работает, будучи в состоянии стресса, от него будет ожидаться подобная работоспособность *вообще всегда* - ну он ведь может! А если может, значит и должен. Поэтому механизмов *выхода* из стресса, доступных для рядового члена общества, в наши дни не то чтоб очень много. И да, компьютерные игры являются одним из них, сейчас поясню, как именно.
Одним из факторов, запускающих механизм выхода из аврального режима, является допамин (точнее, прекращение его выделения, там всё хитро - нифига он не гормон удовольствия), и вообще Reward system, она же "Система внутреннего подкрепления". Самый простой способ эту систему запустить - поставить человека в ситуацию, в которой он выполнил поставленную задачу, и на нём не висит ещё десяток задач, которые надо решать вотпрямщас. Довести человека до логического завершения того или иного процесса, после которого дать условный отдых. Ничего не напоминает? На этом посторена вся система квестов, заданий и сюжетных ходов в компьютерных играх. В реальности эта ситуация практически не встречается, мы всегда должны делать ещё кучу всякого, поэтому приходится пользоваться такими вот эрзацами. Да, их применение может вызывать психологическую зависимость: зачем заниматься реальными делами, которых слишком много и которые всё равно никогда не кончаются, если можно делать что-то относительно простое, понятное, конечное, а главное - с тем же результатом с точки зрения нейрофизиологии? Но это верно и для любого другого хобби. А в разумных пределах и в свободное время компьютерные игры могут стать ценным инструментом для выхода из состояния хронического стресса. Временного выода, конечно, но постоянный выход из него только один, и мы туда не спешим)))