На этой (уже прошлой) неделе я была в Лесу. Лес был больше похож на болото, потому что это был город Хертогенбос (Герцогский Лес), который часто уменьшают до Ден Бос (просто "Лес"). У голландцев много чего называется по принципу "что вижу, то пою".
Туда я поехала смотреть на картины Босха. За неделю до того, как мне поехать туда, Мальчик-психиатр сказал мне что все билеты на выставку распроданы. Какие-то остатки билетов гуляли по сети, но найти билеты в один из тех трех дней, что я собиралась быть в Ден Босе казалось маловероятным, пока мне опять не повезло - в ночь перед отъездом, мне написала мама и спросила нашла ли я билет, и я решила - а дай-ка я проверю в последний раз. И они там таки были. Как раз в самый удобный мне день. Ну, Дианка везучая же.
Везучая Дианка нашла на сайте каучсерфинга у кого ей жить (странную девочку Марике, с которой мы умудрились подружиться и которая показала меня почти всей своей семье и нескольким друзьям - куче громких, слегка вульгарных и очень веселых голландцев, которым я очень понравилась. Вообще, мне нравятся почти все голландцы, они все странные, и они все говорят "нет-нет-нет, я странный, мы не все такие!"), решила что в четверг пойдет с Марике танцевать, а так - гуляла, ела свежую-свежую селёдку, и слушала как слова нидерландского, вырываясь из голов нидерландцев, щекочат ей рёбра изнутри.
В Ден Босе есть болотистая местность Боссе Брук (брук = брюки, а вот с какое стати болото так назвали, Марике не знает), на которой стояли протестанты. Город был католическим и воевал на стороне испанцев, Брук казался удобным местом для лагеря, но при необходимости, город мог затопить Брук водами из городской речки - голландцы и вода это вообще отдельная, почти бесконечная тема. Из-за этого протестанты взяли Ден Бос только с третьего раза. Сейчас речка взята в трубы, причем произошло это в какие-то малозапамятные времена, и течет под домами (поэтому старые дома ужасно кривятся и у них черт-те какой пол). По речке можно проплыть на лодке с экскурсией, но я не успела, поэтому я приеду туда еще раз - это слишком круто, чтобы пропустить. Я прусь от городов, построенных на всякой хрени, а в Ден Босе на этих штуках стоит пол-города:
Танцевала я в Ден Босе вот тут:
Это самый старый дом в городе и один из самых старых кирпичных домов в Нидерландах вообще. Серьезно, он с начала 13-го века. А в подвале у него бар с крутой музыкой, соседкой Марике за стойкой и курительной комнатой.
Еще в Ден Босе есть собор святого Яна (Иоанна? Названия соборов вообще переводятся?), в котором есть вот это:
Да, этот орган охуенен. Убедитесь:
И еще убедитесь:
К сожалению, его не используют и никогда не будут - Марике сказала, что после реставрации собора, эхо в нем стало слишком сильным, и если на органе поиграть, то могут вылететь стекла.
Ну и собственно, надо наверное про Босха рассказать, да? А я не знаю, о чем, и особенно не знаю как. Там было очень много народу. Марике потом говорила, что люди были недовольны тем, что Прадо не отдал Сад Земных Наслаждений, что там были только копии Сада...но я пробыла на выставке два с половиной часа, и смотреть мне стало тяжеловато после первого же часа, так что если на выставке был бы сам Сад Земных Наслаждений, а не копии, я бы не смогла посмотреть вообще ничего. Из створок-копий я узнала, что на внешней стороне. На внешней стороне, дамы и господа, вот сотворение мира:
Я понимаю, что видела копию, но как же этот дядька - и его ученики - офигенно писали свет.
Вот вам еще не менее сногсшибательные Ад и Потоп.
Ад (рассмотрите зарево и морды адских созданий, а потом подумайте что это было в 10-ти сантиметрах от моего любопытного лица, и узавидуйте мне):
И потоп:
Пройдя по всей выставке, устав он монстров, душ верхом на ноже, разрезающих себя напополам, и странных головных уборов (я так и вижу как Босх думал "так, хватит символизмов, вот этой тетке я надену на голову тазик"), я дошла до четырех последних картин...и только с трудом смогла от них уйти. Это были четыре створки полиптиха, две из которых изображали рай, а две - ад. Они написаны на черных досках, и из-за этого свет пути в рай, который изображен туннелем света, особенно светел, почти прозрачен и нездешен:
А скалы на последней створке - скалы, которую Босх ничем, кажется, не закрасил, оставив в основном ужасной равномерной чернотой - просто давят всюду, куда только можно. Это самая настоящая адская тьма, и адским выглядит огонь на фоне ее (картины намного темнее, чем на фото):
На второй створке ада, по тьме разлетаются раскаленные добела угли, так странно лучась на фоне ужасной тьмы, что кажется будто разверзлись дыры в пространстве, и из них просвечивает белое Ничто. От чего только ужаснее:
Постояв перед этим минут 20, я написала Мартейну что у меня снесло череп и у Босха тут черные и белые дыры в реальности. Мартейн решил что приобщилась к веществам перед выставкой. По-моему вещества это сами Нидерланды.
Извините, что много фоток этого всего - я знаю, что фотки не особенно отражают прекрасность, но хотелось все показать. В Голландию я вернусь через три недели, и какая-то часть меня даже задумалась, а не пойти б ей еще. Заглянуть в ад снова. Вот так.